39 Великие мудрецы

            Мир всколыхнула волна мысли, он был недоволен существующим     положением и охвачен надеждой и стремлением к лучшему.
            (Джавахарлал Неру. "Взгляд на всемирную историю")

Схолий: Андрей, знаешь ли ты, что такое философия?
Андрей: Ну, философ...это такой человек, который много думает, рассуждает о том, о сём...
Схолий: На этот раз ты совершенно прав. Философия - это совершенно особая наука, но возникла она именно из раздумий и разговоров о мире и его законах. А можешь ли ты мне сказать, что лежит в основе любой науки?
Андрей: Наверное, знание.
Схолий: Точнее, опыт. И сомнение.
Андрей: В чём?
Схолий: В том, что предлагается принимать на веру. В VII-VI веках до нашей эры наступил момент, когда размышляющих о мире людей уже не удовлетворяло объяснение всего происходящего на свете только волей богов. Древние цивилизации открывали законы природы и человеческого общества новым, опытным путём, а не путём одной лишь фантазии. Это и породило философию. Греческое слово "философия" означает "любовь к мудрости".
1. Век мыслителей.
Вопрос: Вспомните, когда зародились религиозные верования. Что такое религия? Как древнейшие люди объясняли окружающий мир?
  Изучив историю стран Востока и Греции, вы увидели, что человеческое общество с начала I тыс. до н.э. стремительно развивалось. Человек постиг некоторые тайны природы, научившись добывать железо и стекло, строить быстроходные корабли, на которых мореплаватели достигали далёких стран, волить караваны верблюдов, скакать на выносливых лошадях. Мир уже не представлялся ограниченной округой родной страны, как на карте Междуречья III тыс. до н.э. Отношения между людьми становились всё более сложными, определялись законами и тем или иным устройством государства.
  Впервые учёные люди начали пытаться объяснить мир не только как результат воли богов, но как жизнь по законам природы во всём её разнообразии. Требовалось обосновать и законы жизни человека. Так возникла философия. Первые философы-основоположники различных учений появились в VII веке до н.э. в Передней Азии и Греции. Как правило, они излагали свои взгляды устно. Их изречения, как и мифы, эпические поэмы и народные песни, были записаны гораздо позже своего появления на свет.
2. Мудрецы Передней и Средней Азии.
  Об ассирийском мудреце Ахыкаре мы знаем только красивую легенду. Царь Синаххериб чрезвычайно ценил своего советника Ахыкара, дававшего дельные и полезные предложения. Народ также любил Ахыкара: он защищал несправедливо обиженных, советовал, как избавляться от болезней, голода и нужды. Придворные завистники оклеветали Ахыкара, убедив царя, что тот стоит во главе заговора против него. Синаххериб приговорил мудреца к казни. Но палач пожалел Ахыкара и помог ему скрыться. Вскоре началась война, неудачная для Ассирии. Синаххериб сокрушался, что больше ему не поможет мудрый советник. Тогда Ахыкар явился во дворец, открылся и подсказал царю единственно правильную военную тактику. Он доказал, что невиновен. Царь казнил клеветников и вновь возвысил Ахыкара. Традиция сохранила многие высказывания Ахыкара - плод его глубоких размышлений о жизни. Книга об Ахыкаре Премудром(Якире Премудром)была популярна в Армении, Грузии и даже в Киевской Руси.
  Примерно в это же время в Палестине также выделялись государственные деятели, известные по Библии как пророки. Один из них - иудейский правитель Иосия, осуществивший окончательный переход к признанию евреями единого Бога. Иосия составил в 622 г.до н.э. законы, по которым заповеди Моисея были дополнены предписаниями, касающимися важнейших сторон государственной жизни. По ним, например,раба-должника должны были через шесть лет отпустить на свободу, обеспечив его имуществом.
Вопрос: Какой известный вам греческий мудрец также был правителем и законодателем? Чьи реформы были раньше?
  Современник падения Иерусалима и увода иудеев в "плен вавилонский" Исайя осуждал захватнические войны и мечтал о справедливом царстве на земле, когда "перекуют мечи на орала". Одним из его последователей был Даниилу,известный по легендам о падении Нововавилонского царства.
  Мудрец Заратуштра(по-гречески - Зороастр), происходивший из Средней Азии, стал основоположником учения о том, что главное в мире - борьба сил света и добра, воплощённых во всемогущем боге Ахурамазде, с силами демона тьмы и зла Ахримана("Злая мысль"). Точное время его жизни неизвестно. Вероятно, он жил около 600 года до н.э. и происходил из знатного рода в Бактрии - Спитамов. К его проповедям об абсолютном добре отрицательно отнёсся царь Виштасп, и конец своей жизни Заратуштра провёл в Мидии. Проповеди, предписывавшие иранцам-скотоводам праведный образ жизни по законам труда, вошли в священную книгу Ирана и Средней Азии - "Авеста".
3. Спор о мироздании в Греции.
  В Греции первые философы выдвинули вопрос о том, из чего произошёл мир и что им движет. Первым из выделяемых в эллинской традиции "семи мудрецов" считается Фалес из Милета. Он предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э., остановившее сражение при Галисе. Фалес учил не доверять мифологическим рассказам о начале мира, а самим обосновывать свою гипотезу. В основе всего, учил Фалес, - вода. Водой пропитано всё живое, оно не может существовать без воды; сама земля плавает в океане, так как есть и подземные воды.
  Другие философы учили, что всё произошло из воздуха(Анаксимандр),  из огня(Гераклит). Гераклит также поланал, чьл в мире "всё течёт, всё изменяется".
Задание: Попробуйте объяснить эти слова. Почему они были сказаны именно в VI веке до н.э.?
  В полисах Эллады началась настоящая мода на философов, под которыми понимали людей, объясняющих другим, как надо жить. Критский мудрец Эпименид примирял аристократию и демос в Афинах. Настоящий фурор в тех же Афинах произвёл учёный приезжий скиф Анахарсис, считавший себя учеником Солона. В число "семи мудрецов" включали и коринфского тирана Периандра, и лесбосского - Питтака. На процветающем острове Самос ещё до тирании удачливого Поликрата жил богач Ксанф, считавший себя философом и "милостиво" позволявший быть философом уродливому рабу Эзопу. Позднее покорённые настоящей мудростью раба самосцы уговорили хозяина отпустить Эзопа на свободу. Он много странствовал по свету, согласно легендам, побывал в Египте и в Вавилоне, повздорил с дельфийскими жрецами о степени могущества богов и был казнён - сброшен в пропасть. Позднее под именем Эзопа переписывали басни, среди сюжетов которых - хорошо известные:  лисе и винограде, волке и ягнёнке, цикаде и муравье...
4. Мир чисел Пифагора.
  Любой современный школьник при упоминании имени Пифагора вспомнит про то, что "Пифагоровы штаны на все стороны равны". Действительно, этот греческий учёный, живший на одно поколение позже Солона и одновременно с Гераклитом, открыл со своими учениками знаменитую теорему, устанавливал свойства чисел, исследуя угол падения лучей Солнца и линию горизонта, едва ли не впервые на Земле предположил, что наша планета - шар. Как Солон и Эзоп, Пифагор многому учился у жрецов Египта и Передней Азии, откуда, вероятно, почерпнул представление о магии чисел.
  Во времена тирании Поликрата Пифагор, потомственный аристократ, не остался на Самосе и уехал в город Кротон, в Италию, где основал свою школу. В основе мира, по Пифагору, лежит число. Числа бывают счастливыми (единица) и дурными (два). Счастлива также правая сторона, а несчастлива левая. Комбинации чисел порождают всё, на чём держится мир. Все свои утверждения Пифагор обосновывал примерами чисел(например, говоря:"Друг - это второе я", он упоминал "дружественные числа", известные в арифметике).
  Пифагор ввёл само понятие "математика"(от - "матемос" - величина), которую разделил на арифметику - науку о числах, геометрию - "измерение земли" и...музыку, так как звук также подчиняется счёту. Кроме математики, Пифагор излагал также необычное для греков учение о переселении душ, рассказывая о себе, что у него были прошлые жизни со времён Троянской войны.
Вопрос: В какой стране лучше всего могли бы понять Пифагора?
  Пифагорейцы на юге Италии образовали союз, в который входили люди, отрицающие насилие(они даже не ели мяса), любящие во всём порядок и чистоту. Это были в основном аристократы. Среди учеников Пифагора были и женщины, например, хорошо образованная Феано. После победы демоса в Кротоне школа Пифагора закрылась.
5. Будда и Махавира.
  В Индии в VI веке до н.э., как и в Греции, существовало много небольших государств. В одних из них стояли у власти раджи(цари), в других - советы знати. В 562 г. до н.э. в столице царства Кошала, недалеко от Гималаев, родился царский наследник Гаутама. Отец решил вырастить сына не знающим никаких земных страданий и бед. Дом царевича был огорожен прочной стеной. Так и прожил он, согласно легенде, двадцать девять лет. Однажды от стены отвалилось несколько камней. Гаутама, гуляя в саду, увидел в отверстии старого человека, бредущего по дороге, и понял, что и он станет таким. Затем он увидел похороны и понял, что и он смертен. Наконец, он увидел прокажённого, и преисполнился состраданием к людям. Гаутама больше не мог спокойно жить в довольстве и стал странствовать по стране, помогая нуждающимся и больным.
  Гаутаму стали называть Буддой("Просветлённый"). Он учил, что люди должны всю жизнь совершенствоваться, чтобы после земной смерти достичь высшего состояния - нирваны. Будда отрицал насилие, гонения на инакомыслящих, разделение на касты, противопоставление племён и народов, расточительность и зависть. Он считал,что все люди - индийцы и чужестранцы, брахманы и шудры, свободные и рабы - равны перед путём к просветлению. По позднейшим рассказам,Будда умер в 483 г. до н.э. под деревом "познания истины", окружённый последователями.
Вопрос: Чем учение Будды отличается от ведийской религии и "Законов Ману"?
  Немного ранее Будды в Индии жил другой проповедник - Вардхамана, прозванный Махавирой ("великий герой"). Он также покинул дом, много лет прожив отшельником. Махавира учил, что душа живёт в мире вечно и должна достичь высшего блаженства праведными делами.
6. Конфуций и Лаоцзы.
  Царство Чжоу в Китае в VIII веке до н.э. распалось на семь государств, которыми управляли местные ваны. В одном из таких царств - Лу жил мудрец Кун Фуцзы(в европейском написании - Конфуций)(551-479 г.г. до н.э.). Согласно распространённым в Китае рассказам, Конфуций очень рано овладел книжной учёностью (тогда в Китае уже существовали "книги" - скреплённые бамбуковые дощечки). Долгое время он ездил на осле по разным царствам, уча людей уважать основные ценности - государство, семью, почитание старинных обычаев. Главным в человеке Конфуций считал "человеческое начало", "прямодушие и отзывчивость".
  Самое знаменитое высказывание китайского философа:"Не делай другим того, чего не желаешь себе". Он был решительным противником междоусобных войн и выступил однажды посредником при заключении мира между двумя царствами.
  Конфуций оставил предписания о том, как жить различным группам населения. "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном", - говорил он. Мудрец сформулировал правила поведения, предписания об одежде и еде, которым китайцы следовали многие века.
  Согласно легенде, Конфуций встретился со своим младшим современником - философом Лаоцзы. Лаоцзы выдвинул мысль, что миром управляет единый закон развития(буквально - пути), по-китайски - "дао". Этому подчиняется всё - звёзды, неживая и живая природа на Земле и человек.
Вопросы: Подумайте, к учениям каких мудрецов Передней Азии и Греции ближе всего взгляды Конфуция, а к каким - Лаоцзы. Современником каких правителей, известных вам, был Фалес? А Конфуций?

На полях:

                Из изречений Ахыкара.
Не развязывай верёвки, завязанной узлом, и не вяжи без надобности новых узлов.
Не уподобляйся миндальному дереву, которое спешит расцвести пораньше, но плоды даёт позднее всех других деревьев. Лучше будь подобен тутовому дереву: оно поздно расцветает, но плоды его едят первыми.
Если бы дом можно было воздвигнуть с помощью крика, осёл ежедневно строил бы по два дома. Если бы только сила двигала плугом, то сошник никогда не отвязывали от верблюда.
С умным человеком не пропадёшь, с дураком не поумнеешь.
Пока на ногах твоих прочная обувь, вытаптывай тернии и расчищай дорогу сыновьям своим и внукам своим.
Не гневайся, когда благоденствует твой враг, и не ликуй, когда он попадает в беду...
Да не изрекают уста твои слов, которые не обдумал в сердце...
Глаз человека подобен источнику: и тот и другой не насытятся, пока их не присыпают землёй.

                Изречения древних философов.
Древнее всего сущего - бог, ибо он не рождён.
Прекраснее всего - мир, ибо он творенье бога.
Больше всего - пространство, ибо оно объемлет всё.
Быстрее всего - ум, ибо он обегает всё.
Сильнее всего - неизбежность, ибо она властвует всем.
Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает всё.
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.
                (Фалес)
Всё хорошо в меру. (Биант)
Действуй так, чтоб потом не раскаиваться. (Периандр)
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (Гераклит)
Прислушайтесь ушами своими к наилучшему. (Заратуштра)
Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. (Будда)
То, что неясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью.
Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.
                (Конфуций)
Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя - просвещён. Побеждающий людей - силён. Побеждающий самого себя - могуществен.
                (Лаоцзы)
Запишите понравившиеся вам изречения в тетрадь.

                Басни Эзопа
                Ворон и Лисица
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам — проку не выйдет.
                Крестьянин и его сыновья
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». — «Должно быть, там зарыт клад», — думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

              Что говорил Конфуций об учёном.
  С утра до ночи отдаёт он свои силы учению, ожидая, что к нему обратятся за советом. Учёный не дорожит золотом и драгоценными камнями. Его богатство - мудрость, его сокровище - верность. Живёт учёный не во дворце, его дом из глины, ворота бамбуковые, калитка камышовая, окна без рам. Домашние его выходят за ворота по очереди, ибо у них одно нарядное платье на всех. Едят они не каждый день. Учёный живёт не со своими современниками, но сверяет поступки с древними. Путь, проложенный им, - ступени для будущих поколений. Если ему доверить богатство - он не изменит долгу ради выгоды. Если угрожать оружием - не уступит даже перед лицом смерти. Его можно убить, но нельзя опозорить.

      Греческий поэт и философ VI века до н.э. Ксенофан из Колофона о представлении о человекоподобных богах.

Всё про богов сочинили Гомер с Гесиодом совместно...
Нет, если бы руки имели быки, или львы, или кони,
Иль рисовали руками и всё создавали, что люди,
Стали б тогда и богов рисовать они в облике сходном —
Кони — подобных коням, а быки — как быков, и фигуры
Создали бы точно такие, какие имеют и сами.
Чёрными мыслят богов и курчавыми все эфиопы,
Голубоглазыми их и светлыми видят фракийцы.


Рецензии