Поклоняться нужно и своим...

   Михаил Леонидович Томилин г. Клин    
    
        Прошедший день влюбленных, широко отмечаемый за рубежами и как день святого Валентина, невольно обращает внимание на местную действительность. Уже несколько лет 8 июля по всей России тоже отмечается День семьи, любви и верности, который тоже совпадает с чествованием святых православных Петра и Февронии Муромских. В городах России им установлено уже более 80 памятников, в том числе и в Клину у ЗАГСа, в сквере им. С. Афанасьева. Если так пойдёт дальше, то, возможно, количество памятников посвящённых этой паре превысит число памятников Владимиру Ленину в советское время. На самом-то деле история святых Петра и Февронии не имеет отношения к христианству, любви, укреплению семейных устоев. В повести об этих святых, по мнению исследователей, объединены два народно поэтических сюжета, волшебные сказки об огненном змее и о мудрой деве. Обе ни с реальной историей, ни с житиями святых не находят соответствий.

        Князь Пётр, например, в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют его с известным по муромским летописям князем Давыдом Юрьевичем и его супругой. Но всё это не так. Что доказывает книга «Академические исследования повести о Петре и Февронии», опубликованная в 1979 г. в издательстве «Наука» под редакцией академика Российской академии наук, исследователя русской литературы и культуры Александра Панченко. Пётр, князь, элита того времени, недавно одержавший победу над волшебным змеем, по сказкам, с заболеванием кожи, возможно, с экземой или дерматитом прибывает к знахарке, простолюдинке, дочери древолазца, бортника Февронии в лес и умоляет его вылечить. Целительница берется за лечение при условии, что князь возьмет ее в жёны. Пётр соглашается. Феврония, будучи неглупой, понимает, судя по всему, что её могут и обмануть. Поэтому она «един струп остави непомазан». Действительно, отказавшийся после излечения жениться князь Пётр вскоре «... весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз». Конечно, он снова возвращается к Февронии, излечивается и женится на ней. То есть девушка грубым шантажом заставила на себе жениться князя. О любви ни в обеих сказках, ни в других источниках речь не идет.
 
         А через некоторое время жизни в Муроме пара разводится, и каждый уходит в монастыри. При этом ни причудская, ни муромская редакция жития никаких сведений об их детях не представляют. А у реального князя Давыда дети были. Я не против памятника Петру и Февронии как памятника красивой легенде. Но можно и нужно брать за пример своё родное и близкое.

         Наш древний город Клин входил со своими землями в Тверское княжество, и первым удельным князем клинским был Константин Михайлович, сын супружеской пары святых благоверных князя и княгини Михаила Тверского и Анны Кашинской. Обе персоны – реальные персонажи, прожившие жизнь праведную и признанные за это святыми. У них было 5 детей, хотя первенец – дочь Феодора умерла в детстве, что только укрепило брак пары, у которой затем родились четверо сыновей: Дмитрий, впоследствии прозванный Грозные Очи, Александр, Константин Клинский и Василий.

         Михаил Тверской и Анна Кашинская, действительно, любили друг друга, людей и детей, которых воспитали в любви к отечеству. Оба являются покровителями клинских семей, а Анна Кашинская во все времена покровительствует городу Клин. Поэтому в Клину нужно и должно поставить им памятник. В каждом городе и земле России есть местночтимые святые и им должны быть разные памятники, а не типовые. Не нужно брать пример с советских времени и копировать одно и то же, как памятники Ленину.


Рецензии