Это было когда-то

  Вот и наступил новый симметричный две тысячи двадцатый год (2020).
 И почему-то захотелось чего-то  чистого, незамутнённого, того, что обычно  ассоциируется с  детством и молодостью. А мне  захотелось вернуться  с помощью кинематографа и телепрограмм в век сложный, и уже   окутанный туманном ушедшего времени и необыкновенных людей, в век ещё недавний, но уже прошлый, и потому, как бы прикрытый флёром романтики. Итак, я вернулась в шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века.
    Для начала,  я посмотрела  научно-популярный игровой фильм режиссёра Семёна Райтбурта "Математик и чёрт", снятый по мотивам рассказа Артура Порджеса "Саймон Флэгг и дьявол".  Изящно переосмысленная история Фауста Гёте. Жертвенность человека во имя науки, постижения истины, где главным является именно поиск истины. Причём,  главным и интересным, как для математика, так и для его антагониста, то есть чёрта. Коротенький фильм продолжительностью всего только  двадцать с половиной минут - а размышления о "скитаниях вечных и о Земле " не покидали меня ещё долго и пробудили  интерес к дальнейшему изучению научно-популярного кино того времени и других работ Семёна Райтбурта, таких, как:
"Этот правый левый мир", "Физика в половине десятого", "Урок астрономии", "Девять писем одного года",  "Кто за стеной?", "Что такое теория относительности".
     Рассказывать просто о сложном - искусство, которым авторы владели в совершенстве. Более того,  азарт и  увлечённость предметом, умение зажигать  и пробуждать  интерес у зрителя - это ещё один  безусловный талант создателей  кино.  Именно он заставил меня углубиться в "научно-популярность" и посмотреть  несколько выпусков передач: "Очевидное-невероятное", которые вёл  Сергей Петрович Капица, и астрономии из Московского планетария.
 Музыка, заставки, которые я увидела, пробудили  воспоминания. На короткий миг, будто на машине времени я перенеслась в прошлое, почувствовала его, увидела его.
  Я переключаю каналы старенького телевизора с помощью  особой ручки.  Программ всего четыре, но какие!
 "Очевидное-невероятное" - и  строки Александра Сергеевича Пушкина в качестве эпиграфа в самом начале каждой передачи:
           "О сколько нам открытий чудных
           Готовят просвещенья дух
           И опыт, сын ошибок трудных,
           И гений, парадоксов друг,
           И случай, бог изобретатель..." 
В мире много тайн, одной из них является  тайна Тунгусского метеорита, и мы, зрители побываем на месте событий и посмотрим глазами учёных на эту загадку, и попробуем её разгадать.
  А вот урок астрономии и мне рассказывают о строении Вселенной, или...
Но всё, когда-нибудь заканчивается....  Пора возвращаться в настоящее, и мне грустно.   Четыре программы-канала - а оторваться невозможно, и  как огню нужен кислород, так и уму "пища". Эти программы давали пищу и уму, и фантазии, особенно в сравнении с современным  разнообразием  чепухи, хаоса и мусора. Всего того, что  вводит человека в духовную летаргию. И не может  разбудить мозг от сна, растормошить его,  дать стимул душе и желание не просто существовать в данной потребительской реальности, где так много говорится о боге и любви, и одновременно, не даётся ни малейшей возможности человеку быть именно человеком, а не жвачным потребителем  продукта в мире, где  всё продаётся и всё покупается.  Да, бог давно умер, как и предрекал Ницше.  Он умер и не вернётся, пока   будет декларироваться одно, а делаться другое!
 
  Мне стало грустно, как быстро всё забывается, будто и не было тех людей, что делали  эти программы; мне стало грустно - будто и не было тех,  для которых их делали;  мне стало грустно -  будто и не  было тех, кто их, эти программы смотрел....

   Мне стало грустно....

 


Рецензии
"Это было когда-то". Это было давно...Но добрая память осталась навсегда!

Эмма Гусева   16.01.2020 21:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.