Дневник сумасшедшего 671

10515
S – 6.5
У – 30
Девятый день без компьютера. Добролюбов «Литературные мелочи прошлого года», «Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ», «Что такое обломовщина», «Новый кодекс русской практической мудрости».
Кроме двух партий в шахматы (1:1) и пятидесятиминутной прогулки вечером по крыше — весь день читал Д. Все больше проникаюсь сочувствием к творчеству этого "замечательно глубокого критика капитализма". Непроизвольно заражаешься той страстью, с которой Д. нападает на всякую литературную пошлость и самодовольство. Ах! как много и во мне еще этой пошлости и самодовольства, так беспощадно высмеиваемого Д. на страницах своих статей и рецензий! Казалось бы, что после длительной работы по самовоспитанию вся эта мелочность и узость суждений должна была избавить меня от своего гнета, но, вместо этого, я по прежнему подвластен легкомыслию и с досадой обнаруживаю в себе черты обломовщины, во многом придерживаясь правил Ефима Дыммана. Благо, что во мне развилась способность замечать всю эту гнусность, как при помощи чтения описаний ее проявлений, так и при столкновении с ней непосредственно в отношениях с другими людьми и их между собой. 
Сильная статья о Роберте Оуэне, как включу компьютер — сравню обязательно с тем, что написано в википедии. "Обломовщина" — само собой зачет. "Кодекс мудрости Е. Дыммана" — отличный пример малодушия, которое нужно обнаруживать в себе и с ним бороться. 
Не могу удержаться и не выписать немного видоизмененную характеристику Обломовых, перерядив их в женское платье: "Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно также как и вообще в жизни. Они непрочь пококетничать с мужчиной, пока видят в нем куклу двигающуюся на пружинах; непрочь они и поработить себе мужскую душу... как же! этим бывает очень довольна их натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начинают подозревать, что перед ними действительно не игрушка, а мужчина, который может и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаются в постыдное бегство. Трусость у всех этих дам непомерная!"
На заметку: нужно укреплять оборону: если смазливая девчонка, которая не смогла угадать и малой части моих переживаний, все же оказалась способной разрушить мои убеждения одной только чувственностью, юностью, и пр., то что будет, если найдется обольстительница, которая прочитает все мои сочинения, проникнется моими мыслями и окажется вдобавок из числа тех редких людей, которые не привыкли жертвовать своей личностью в пользу общественного мнения, внушаемого с детства благонамеренным воспитанием?.. 
Не стоит переживать; такая девушка оказалась бы ценнее теоретических убеждений, и сама бы сделала все возможное, чтобы избавить взаимные отношения от внутренних противоречий?

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/07/1322


Рецензии