Белая тётя

Мирзагитова Асия Мирзагитовна (25.09.1928-31.10.2009). Жизнеописание

Родилась 25 сентября 1928 года в селении Ново-Медведево Илишевского района БАССР РСФСР СССР. Ныне – деревня Аю Илишевского района Республики Башкортостан Российской Федерации.Примечание: по словам бабушки,она родилась в 1927 году и на год старше, чем указано в свидетелстве о рождении.
Отец: Низамов Мирзагит Низамович (1890-15.05.1935), крестьянин.
Мать: Низамова Камария Тимергазиевна (03.11.1900-05.11.1975), крестьянка.
Братья и сестры: Зайтуна (16.10.1916-19.06.2001),  Мирхалим (1919 – 1937), Дания (29.01.1932). Асия – старше Дании и младше остальных. Зайтуна и Мирхалим – сводная сестра и сводный брат от другой жены Мирзагита, которой не стало ориентировочно в 1921 году. Возможно ее звали Шарафениса.
Вышла замуж за Мирхадиева Фаата Мирхадиевича (08.07.1920-09.09.1991). Свидетельство о браке  АО № 379584 от 23.11.1954 г.  зафиксировало следующее:  гражданин Мирхадиев Фаат Мирхадиевич, года рождения 1920-г и гражданка Мирзагитова Асия Мирзагитовна, года рождения 1928-го вступили в брак 01.07.1949 года. Место регистрации: Краснокамский райбюро ЗАГС БАССР с. Николо-Берёзовка.
От брака родились двое сыновей:
1. Мирхадиев Рим Фаатович 02.01.1951-02.06.2014;
2. Мирхадиев Ильдар Фаатович 09.01.1956.

          Образование:
1. Неполная средняя школа деревни Ново-Медведево, получено Свидетельство Народного комиссариата просвещения РСФСР от 16.06.1943 с отличием, прилагается почетная грамота за отличную учебу;
2. Ново-Каинлыковская средняя школа Краснокамского района  Башкирской АССР, получен Аттестат зрелости Министерства просвещения РСФСР от 04.08.1947;
3. Краснокамское Марийское педагогическое училище Башкирской АССР, получен Аттестат №282 от 16.07.1948 (испытания пройдены экстерном); имеется также Почетная грамота за творческие успехи в области развития художественной самодеятельности на селе.
Дополнительное образование: шестимесячные курсы кройки и шитья при ДК «Строитель» треста 3 (удостоверение от 02.08.1968 №0353).

          Наиболее полные сведения об основном образовании и первых годах работы лучше всего представлены в Автобиографии бабушки.
«Я, Мирзагитова Асия Мирзагитовна, родилась в 1928 году в деревне Ново-Медведево Илишеского района Башкирской АССР в семье крестьянина-середняка. Родители до октябрьской революции и после революции занимались земледелием.
Я в 1936 году поступила учиться в Ново-Медведевскую неполную среднюю школу. В 1942-43 учебном году окончив 7 (семь) классов этой школы, поступила учиться в Ново-Каинлыковскую среднюю школу Краснокамского района  Башкирской АССР.
И в 1946-47 учебном году окончила 10 классов этой школы на аттестат зрелости.
В 1947-48 и 1948-49 учебных годах (2 года) работала учительницей в Старо-Муштинской семилетней школе Краснокамского района.
В 1948 году экстерном сдала испытания при Кранокамском Марпедучилище и получила аттестат на звание учителя начальной школы.
Работала старшепионервожатым в школе.
В настоящее время живу в Янауле. К сему: Мирзагитова, 12.07.49 год».

Прилагаю также Характеристику:
«Составлено дирекцией Старо-Муштинской средней школы Красно-камского района Башкирской АССР Мирзагитовой Асии Мирзагитовне в том, что она действительно работала учительницей начальных классов (1-4 кл.) при Старо-Муштинской семилетней школе в 1947-48 и в1948-49 учебных годах (два года товарищ Мирзагитова работая учительницей, показала себя только с положительных сторон. Как педагог, вполне оправдала высокого звания советского учителя. Активно участвовала в общественной деятельности школы. Пользовалась авторитетом среди учащихся и учителей и всего населения. Работая старшепионервожатым в школе, показала образцы в работе, воспитании молодого поколения. Честно и аккуратно относится к своей возложенной работе, а также дисцплинированно-аккуратна в быту. О чем и составлена настоящая характеристика».

По воспоминаниям бабушки, детство было у них, как и у всех в советской деревне того времени, весьма тяжелое. Голод, раскулачивание, коллективизация. Ее отец, крестьянин-середняк, отказывался вступать в колхоз, за что подвергался травле со стороны активистов: по словам бабушки они каждое утро кричали под окнами дома о том, что Низамов Мирзагит единоличник и не желает строить народное счастье. Знали ли они о том, что «единоличник» был болен и в 40 лет уже не покидал дом, одному Богу известно. Представился бабушкин отец в середине мая 1935 года в возрасте 45 лет. О нем почти ничего не известно. Бабушка вспоминала о том, что он был очень ласков по отношению к ней. В условиях суровой сельской жизни при высоком уровне детской смертности мало кто позволял себе такую роскошь, особенно мужчины, что говорит об особом характере Мизагита в данном отношении. Бабушке было всего восемь лет, когда его не стало. Но ведь он смог ей запомниться и прежде всего своей нежностью по отношению к ней. Не потому ли она по выходе замуж воспользовалась законным правом оставить девичью фамилию в память о своем отце в знак благодарности к нему? А память она хранить умела, но об этом после.

Брат бабушки, Мирхалим, ушел в след за отцом еще до войны. Он хорошо учился в школе и поступил в Бирское учебное заведение,  дома серьезно готовился к экзаменам. «Имтихан, имтихан», повторял он маме с волнением. Но по дороге к месту учебы сильно простыл и от воспаления легких оставил наш мир в Бирске. Привезти тело было не на что и он был упокоен там же, в Бирске.
И осталась бабушкина мама Камария одна с тремя дочерьми без мужика в хозяйстве. А спустя непродолжительное время началась Великая отечественная война. Как им удалось выжить в таких условиях, тоже одному Богу известно.
Во время войны бабушка училась и работала, как видно из ее биографии. Однако, кроме этого, она готовилась к отправке на фронт и проходила соответствующую подготовку. Именно поэтому она имеет наградные удостоверения и медали,  категорию «ветеран Великой Отечественной войны». Имеется удостоверение ветерана великой отечественной войны: серии ВВ №329022. Дата выдачи 28.06.2001 г.

После войны бабушка встретила будущего мужа, моего деда, и вышла замуж.

Есть информация, что до Рима у них была девочка, но отошла во младенчестве по болезни.
Мне она говорила, что до знакомства с дедом, она любила другого человека и отношения не выходили из области духовной сферы. Затем ей умные люди подсказали кандидатуру моего деда и, как показала дальнейшая жизнь, выбор был сделан правильный. Дед относился к ней с любовью и уважением, прислушивался,оберегал и заботился. Один раз, на темной улице какого-то города, ей стало страшно и она призналась в этом ему. На это дед сказал ей: "Со мной никогда ничего не бойся".И всю жизнь был для нее каменной стеной. Между ними была любовь и это я могу засвидетельствовать, так как застал обоих...

Вернемся к трудовому пути бабушки.
Сведения о работе согласно Трудовой книжке:
01.09.1947 - Краснокамский райотдел народного образования.
Принята на должность учительницы Старомуштинской семилетки.
15.08.1949 – Уволилась по семейным обстоятельствам.
20.12.1952 – Детские ясли КМЗ (котельно-механического завода). Принята на должность заведующей хозяйственной частью (МЗО Селидовского района Сталинской области, п. Кураховграе).
15.07.1953 – Уволена по семейным обстоятельствам.
07.07.1955 – Принята на работу в СМУ-7 кассиром.
08.05.1956 - Уволена по семейным обстоятельствам. Больница №8 МСЧ НУНПЗ
16.01.1959 – Зачислена на должность счетовода-кассира.
05.09.1962 – Переведена бухгалтером.
01.04.1974 – Назначить старшим бухгалтером кустовой бухгалтерии №3 Орджоникидзевского райздравотдела.

20.01.1975 – Переведена экономистом кустовой бухгалтерии №3.
15.12.1977 - Переведена в централизованную бухгалтерию при
Орджоникидзевском райздравотделе. Принята на должность старшего бухгалтера переводом.
20.03.1978 – Уволена с занимаемой должности в связи с уходом на инвалидность.
15.05.1980 – Принята временно на должность инженера-экономиста.
25.07.1980 – Уволена в порядке перевода в централизованную бухгалтерию Орджоникидзевского райздравотдела.
25.07.1980 – Принята на должность ст. бухгалтера централиз. бухг. РЗО.
13.04.1982 – Уволена по состоянию здоровья в связи с уходом на инвалидность.

Сведения о поощрениях и награждениях согласно Трудовой книжке:
27.07.1965 – В честь 1-го мая объявлена благодарность по Больнице №8 г.Уфы.
06.03.1966 – Объявлена благодарность в честь международного женского дня.
06.03.1969 – Объявлена благодарность в честь 8 марта по больнице №8.
Кроме того, в 2002-м году за многолетний добросовестный труд в здравоохранении и за активное участие в работе Совета ветеранов больницы бабушка была награждена Почётной грамотой.
Бабушка имеет не только категорию «ветерана Великой Отечественной войны», о чем свидетельствует  Удостоверение ветерана труда:  Серии Ф №579475. Дата выдачи 16.12.1996 г.

Всего бабушка имеет следующие наградные удостоверения:
1. Медаль «За доблестный труд в великой отечественной войне 1941-1945 гг.»;
2. Юбилейная медаль «Тридцать  лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.»;
3. Юбилейная медаль «Сорок  лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.»;
4. Медаль «Ветеран труда»;
5. Юбилейная медаль «50  лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.»;
6. Юбилейная медаль «60  лет победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг.».

Мне довелось видеть бабушку на протяжении первых тридцати лет моей жизни. Можно сказать, что я знал ее от рождения.
Ростом была для женщины выше среднего, примерно 175 см. Плотного телосложения. Волосы имела длинные и густые. Глаза карие. Брови густые. Голос – низкий. Речь – неторопливую. Характер имела спокойный, уступчивый, я бы даже сказал робкий. Набожна.

Мы очень часто виделись в детстве, а последние (почти) шесть лет жили вместе.
В детстве она была ко мне строга, но без фанатизма и без рукоприкладства.  Это касалось очень раннего периода, когда еще дети по определению мало понимают что делают.
Сначала родители меня привозили бабушке с дедом каждые выходные. Затем я уже сам начал к ним ездить с той же периодичностью.
Там я ощущал себя комфортно. Меня любили и я бы даже сказал – баловали, насколько могли. Особенно бабушка. Помню, дед периодически чуть ли не обижался на бабушку за то, что она «покрывает» меня. Это от того, что он делал мне замечания, а бабушка заступалась.
Было ли все время безоблачно? Нет. Бывало, что мы спорили. Бывало, что бабушка говорила «поприкуси язык». Но я никогда не обижался на нее за это. Никогда она не говорила мне со зла.
Зато добра была неимоверно. Один раз, например, когда купив мне часть арбуза, увидела, с каким аппетитом я его обгладываю до зеленой корки, сжалилась и пошла на базар за «добавкой».

Когда настала школьная пора, я уезжал по понедельникам и она исправно вставала раньше меня, чтобы приготовить завтрак и разбудить меня.
Бывало также и так, что я просил ее разбудить меня в день экзамена. Ей я доверял больше, чем часам и в отличие от часов, бабушка никогда не подводила.
Ложилась она обычно часов в 9-10 вечера, но долго не могла уснуть, так как по ее словам, ей мешали мысли. Вставала она четко с момента возобновления транспортной активности, то есть в 5.30-6.00. Жила она на улице Комарова в доме 38А, как раз рядом с дорогой.

          Когда я поступил в университет, она узнала об этом первой. Отчасти это конечно стечение обстоятельств. Приемная комиссия УГНТУ находилась в главном корпусе. Я приехал в назначенное время, но оглашение результатов предстояло через два часа. Их я провел в квартире у бабушки, в соседней от нее комнате. Метался, как тигр в клетке. Передумал все, что взбрело тогда в голову. Затем пошел на комиссию, услышал вердикт о том, что меня приняли и побежал делиться с бабушкой радостной вестью. Мог бы просто поехать домой, мог бы просто потом позвонить, но очень хотелось донести это лично.
Во время учебы в университете мы виделись тоже довольно часто. Главный корпус Нефтяного университета расположен в 10 минутах от ее дома. Военная кафедра – минутах в 15. Военному делу я учился на третьем и четвертом курсах и обедал всегда у нее. Какое бы ни было время, на тарелку постного супа я мог всегда рассчитывать в крайнем случае.

Готовить она любила и умела. Чаще всего готовила гречневую кашу, суп с говядиной, борщ. Пекла помногу вкусные блины, жарила картошку. Сама лепила пельмени.
Растила на подоконниках лечебные травы: коланхоэ, алоэ и прочие. Какие-то травы хранила в шкафчике.
Бывало так, что подолгу играл на морозе в футбол, а ночью начинал кашлять. Когда у нее лопалось терпение, вставала и готовила траву. И всегда ее трава приносила мне облегчение.

          А еще у нее всегда был приличный запас охлажденной кипяченной воды: графины, банки разных калибров. Приятно было приходить в ней в жару и напиваться вдоволь не из крана, а из стакана.

          Когда настала пора искать работу, я принес ей свой контракт с северным предприятием и она прослезилась, сказав, что не доживет. Но к счастью, мы виделись с ней и о время отпуска и после прекращения действия контракта.
Мы писали друг другу письма и ее строки к счастью сохранились.
Я навестил ее во время отпуска и в связи с этим произошла забавная ситуация. Зайти в гости к бабушке я решил не с пустыми руками, а с пачкой чая. Возле дома, где жила бабушка, на остановке стоял ларек. Там из развесного чая был только продукт с брендом «Нирвана». Я очень не хотел брать, так как стоял тогда на ригористических позициях и это противоречило моим православным убеждениям. Однако, скрепя сердце, я купил пачку чая так как не хотелось ради этого искать другие магазины. Принес, погостил и уехал. Где-то спустя год мы с бабушкой вспоминали этот визит и я ей открыл всю подноготную покупки. Она сказала, что чай ей настолько понравился, что она потом специально искала его под этой маркой, но не могла найти. Искал и я потом для нее, но тоже тщетно…

В феврале 2004 года после двухлетнего пребывания на Севере и полугодичного пребывания у родителей, я переехал в квартиру в комнату, где проживал дед, заранее подготовленную и отремонтированную для этого. И зажили мы вместе с ней и дядей. А затем к нашей веселой компании добавилась и моя будущая супруга. Никаких особых проблем с бабушкой за время нашего проживания не возникало. Питался я уже от нее раздельно. Помогал в меру сил.

          Но, к сожалению, не всегда. И за один из случаев мне поистине стыдно до сих пор. В один из дней она попросила меня сопроводить в какое-то заведение. Я сказал, что готов это сделать, но позже. В итоге она не дождалась и отправилась сама. Она ушла тихо и я не заметил. Когда понял, что готов поехать, в комнате ее уже не нашел. Продолжил игру, пока не позвонил отец и не сказал, что с бабушкой случилась беда. Возле остановки «Театр кукол» она попала под машину и угодила в больницу. Первые сутки ее судьба решалась на небесах и к счастью, они предоставили ей отсрочку в четыре года. Иначе бы я себя просто съел. Мы дежурили возле нее в больнице и помогали придти в себя дома. Она не была уже прежней. Ей удалили селезенку. Но до конца дней ходила на своих двоих.

         Мы ездили с ней по врачам и я как мог пытался загладить свою вину.
Во время поездок мне пришла в голову идея изучить татарский язык. Я скачал курсы на компьютер и принялся штурмовать гранит этой науки. Бабушка была моим самым ценным консультантом. Два года мы провели в таком своебразном общении. Это было не каждый день, но достаточно, чтобы понять основы. А когда я давно не захаживал, она интересовалась, когда я снова приду изучать татарский. Каждое занятие мы неизбежно «уходили» в ее детство и она предавалась ярким воспоминаниям. Именно поэтому ей доставляли наслаждение эти уроки.
Что касается отношений с родственниками, то я не припомню вообще ни одного человека, который бы отзывался про бабушку в негативных тонах. Тем более со стороны родственников. Они называли ее «Ак апа» (белая тетя). Где бы я ни был, меня всегда про нее спрашивали. Относились с большим теплом. Причем абсолютно все родственники со стороны деда приняли ее и после того, как деда не стало, взаимные визиты продолжились. Никаких границ не возникло.
С той же теплотой к ней относились и все соседи, знакомые, бывшие коллеги по работе. Ей постоянно звонили, писали письма, к ней приходили. Причем среди тех, кто постоянно общался с ней, были люди разных возрастов –как она говорила «от мала до велика». Так что бабушка была весьма востребованным человеком в плане общения и взаимопомощи и скучать ей не приходилось.
Всюду, за что бы она ни бралась, она состоялась: как добросовестный работник, как жена, как мать, как бабушка. Я попытался наглядно доказать, что везде она справилась на отлично. В чем-то наверно даже перестаралась. Я имею в виду ее отношения с дядей Римом, о которых не могу не упомянуть. Все родственники знают о том, как она заботилась о своем старшем сыне с самого детства и всю свою жизнь, стойко тянула с ним свою пенсию (так было не всегда, но в целом это занимало долгие периоды), заступалась за него. Этому есть свое объяснение. Первенца они с дедом не смогли сберечь, а дядя Рим в детстве был часто болеющим ребенком и бабушка с ним изрядно набегалась по больницам и санаториям. Эта жалость сыграла злую шутку и позволила ему манипулировать родителями. Бабушка вообще отличалась весьма жалостливым характером. Жалела всех. Даже в ситуациях, когда этого не следовало делать. Но мы все не идеальные и моя рука никогда не кинет в нее камень. И уж тем более мне никогда не придет в голову осуждать ее…

          Остановимся на последнем дне ее жизни. Утром в пятницу ничто не предвещало перемен, мы с дядей Римом уши на работам, Ирина осталась с бабушкой. Через три дня ей предстояло рожать Милану – об этом была договоренность с роддомом номер восемь, где, кстати, и работала в свое время бабушка и состояла в совете ветеранов.
Отработав, я пришёл с работы. Как раз был последний перед отпуском день. Мы готовились к родам. Я сел ужинать. От тыквенной каши отказался и Ирина отнесла кашу бабушке, которая с удовольствием поела ее.
Я лег отдыхать, слышал, как пришел дядя Рим и долго-долго что-то вещал бабушке на сон грядущий. 
Затем все в квартире угомонилось и мы стали засыпать.
И вдруг мы услышали стук. Звук был необычный. Бабушка стучит, но не в стену и весьма настойчиво. Пошел узнать.
Захожу в ее комнату и вижу – бабушка лежит поперёк кровати и не может подняться, стучит пяткой об пол. Положили вдоль и даже думали поначалу, вызывать ли скорую. На вопросы о том, что ее беспокоит, отвечала «Голова болит». Что-то ещё пыталась сказать потом, но было не понятно. Вообще говоря, на её лице не было ни страха, ни паники – только смирение.
Зашел дядька и сказал, что посидит с ней. Затем, спустя некоторое время вышел и сказал, что она почти не реагирует на него.
Вызвали обычную скорую помощь. Затем приехала специализированная скорая помощь. Диагностировали инсульт. Сказали, что нужно везти в больницу №18. Гарантий, что доживет до утра, не было. На дворе стояла ночь. Пришлось поднять с постели соседей – Андрея и Рахматуллу. Но носилки были тяжелые и мы еле несли. По улице шла компания молодых людей, я их видел не раз. Попросил помочь и они отозвались. Отправил в сопровождение дядьку. Затем он позвонил и сказал, что его можно забрать. Я съездил и забрал. По дороге он очень беспокоился, как бы из-за инсульта не парализовало все тело.
Под утро позвонили из больницы и сказали, что жизнь ее оборвалась. Затем стали названивать похоронные агенты. Вопросы с ними решал уже отец.
Данные согласно Справке о смерти от 31.10.2009 № 1023. «Мирзагитова Асия Мирзагитовна, дата рождения: 25 сентября 1928 г. Умерла 31 октября 2009 г., о чём составлена запись акта о смерти № 1023 от 31 октября 2009 г. Причина смерти: кровоизлияние в левое полушарие головного мозга, церебровасиулярное заболевание. Место смерти: РБ, г.Уфа. Место государственной регистрации: Второй уфимский городской специализированный отдел ЗАГС МЮ РБ, Орджоникидзевский район».
Когда бабушку привезли, мы с Маратом находились рядом с ней всю ночь и не спали. Я не испытывал ничего. Осознание еще не пришло. Страха не было, конечно. Бабушка никогда не внушала страх, ни при жизни, ни тогда, ни после во снах. Только свет и тепло от ее безграничной любви.
Мы упокоили ее в Затоне (город Уфа) малым числом и помянули с соседями и немногочисленными родственниками.
Затем я зашел в ее комнату и стал разбирать шкаф и тут, что называется меня «накрыло». Вот хрустальная конфетка, которую я привез ей из Чехии. Вот детские поделки, которые она любила хранить. Вот фотографии из чемоданчика. Вот ее записочки: выписанные стихи, песни, адреса родственников. И что? И все? Путь пройден? Да, путь пройден и обратного хода нет. Теперь наша очередь нести знамя.
Кстати, в последний день она звонила Марату на мобильный и что-то говорила, но он не услышал ни слова. Такой вот получился звонок, почти что с того света.

           Помню, спустя несколько лет какая-то бабуля позвонила по городскому телефону и спросила бабушку. А узнав, что ее нет в живых, разрыдалась. У меня от этого сжалось сердце и я стал успокаивать ее. К счастью, мне удалось это сделать. Только потом уже нужно было успокаивать меня.
За время своей жизни она сделала все возможное, чтобы от нее и от нас осталось как можно больше следов – все фотографии, документы, рисунки, поделки, тетрадки, записочки, шкатулки аккуратно сохранены. Все, что я ей давал на сохранение, спасено от утраты. Благодаря ее бережливости, удалось собрать много материалов по ней и по деду и мне оставалось только соединить все это в единую картину.

          Конечно, такого человека, забыть невозможно. До сих пор она навещает меня во сне. Я помогаю ей, чем могу. Таскаю продукты, укладываю спать, что-то обустраиваю в ее комнате, вожу по врачам. Как бы я хотел и на том свете ухаживать за ней! Мне это всегда приносило только радость.
Невозможно ничем измерить любовь и сравнить ее степень. Однако, мне почему-то кажется, что сильнее всех любовь к бабушке проявилась в моем отце и когда она отошла, он переживал больше всех и испытывал наибольшую потерю…
Незадолго перед ее уходом она сказала, что ей снился дедушка и что он звал ее к себе. Вот и не верь после этого в мистику...

          Закончить хочется на мажорной ноте. Спустя три дня после того, как бабушка покинула нас телесно, в мир вошла ее правнучка, моя дочка Милана. И подхватила знамя. Девять месяцев они были недалеко друг от друга. Кто куда готовился. Потом одна ушла. Туда, другая пришла Сюда. Свято место пусто не бывает. Когда бабушка ушла, все было хорошо. Оба сына работали и заботились о ней. Я устроился в офис и ходил на работу в пиджаке и с портфелем (она об этом мечтала). Мы с Ириной ждали ребенка. Ее любили все соседи и родственники. Ее не забывали. Кто-то приходил, кто-то звонил. Телефон не молчал. Телевизор работал. Она жила в отдельной комнате и про нее никто не забывал. Не забывают и сейчас. Не забудут и потом. Она с нами, а мы с ней. Она часть нас, а мы часть ее. И мы неразлучны.

          Изложил по данным документов и своим воспоминаниям: Вадим Мирхадиев, внук по линии Асия – Ильдар – Вадим.

06.01.2020


Рецензии