Конница Будённого

(история одной фотографии)
Старая фотография о многом может рассказать. И я преклоняюсь перед теми, кто не выбросил старый альбом с пожелтевшими фотографиями. На смену черно-белым снимкам пришла цветная цифровая фотография. И хранятся эти фотки в электронном виде на флешке или диске. Но я  с трепетом отношусь к старым фотографиям.

В альбоме своего мужа увидела вот это фото, что перед вами, дорогой мой читатель. На обратной стороне была написана дата: 7 ноября 1967 год.  Показала это фото мужу, и погрузился он в воспоминания. Вот что он мне рассказал:
- участвовали мы в митинге – параде, посвящённом 50 – летию Октябрьской Социалистической революции. Парад проходил в районном центре, по площади которого прошли строем и песней старшеклассники из всех школ района. Наша школа представляла  конницу Будённого. Колона из четырёх тачанок с пулемётами и красноармейцами  с винтовками. Макеты пулемётов и винтовок мы делали в школьной мастерской с учителем труда Ф. Т, Титовским. Тачанки сопровождали верховые на лошадях. В основном это были мои одноклассники: Александр Барабашов, Виктор Журавлёв, Анатолий Савченко, медсестрой была Лидия Титвская, баянистом Пётр Титовский, ( в селе много было однофамильцев). Я тоже был верховым, и все мы были в военных шинелях и красноармейских картузах.

В шестидесятые годы в селе всё ещё тягловой силой  была лошадь. Конюхов в колхозе было много, кто пас колхозное стадо, кто возил корма на фермы, а кто имел свою собственную лошадь.

Иван  Стефанович Ряднов, мой муж, восстановил событие той давности, а прошло с  той поры пятьдесят три года почти. Вот что вспомнил он ещё:

- был у нас такой предмет НВП (начальная военная подготовка) и учителем был капитан запаса, участник войны 41-45 гг. Бережной Илья Алексеевич. Он, а так же учитель физкультуры Рыбальченко Пётр Трофимович, занимались нашей подготовкой  к военному параду. Верховыми в конницу взяли тех ребят, кто хорошо держался в седле, кто не боялся лошади, и кто мог для себя найти хорошую лошадь. С трудом упросил своего отца дать мне свою лошадь, он работал конюхом на ферме.

Правление колхоза  пошло навстречу  директору школы Лобкину Владиславу Диомидовичу, из колхозного табуна выделили  несколько  лошадей для парада. А вот как нашёл для себя лошадь Виктор Журавлёв – это целая история.  Я созвонилась  Виктором Ивановичем, и вот что он мне рассказал по телефону:

- военрук Илья Алексеевич сказал, что желательно в колоне иметь белых лошадей.  Я знал, где можно было попросить такую лошадь. На велосипеде поехал на х. Озёрный, а это пять километров от школы. У одноклассника Вани Ковалёва отец работал заведующим  МТФ, были там лошади, на которых скотники пасли стадо коров. Убедительно и слёзно выпросил самую красивую белую лошадь. Отец мой был удивлён, когда домой  приехал  на лошади. Он помог мне почистить и помыть её, так как хвост и грива были все в репейнике. На ночь привязали лошадь во дворе, возле плетня. А на утро лошади не было, она отвязалась и ускакала на Озёрный.  Весь в слезах, расстроился, ведь на меня надеялись, а я подвёл всех.  Отец пожалел меня, на стареньком мотоцикле через полчаса мы были на ферме, а лошадь была уже на лугу возле стада коров. Отдали мне её пастухи, и я быстрым ходом помчался к школе, но опоздал – колона уже двинулась на Ровеньки. Лошадь была резвая, слушалась меня,  и я догнал, занял своё место в колоне. После, даже директор школы меня похвалил, что ответственно поступил в оказавшейся ситуации.

Шествие конницы Будённого было захватывающим и красивым. Во главе колоны был размещён  Орден Октябрьской Революции, макет из листа фанеры сделал учитель рисования  Иван Григорьевич Омельченко. Люди хлопали в ладошки, кричали ура и да же плакали. А над площадью слышна была революционная песня « Тачанка», пели её Наголенские школьники:
- Эх, тачанка – ростовчанка,
Наша гордость и краса.
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

После парада возвращалась конница домой свободным движением, ребята были немного уставшие, но довольные. Обменивались впечатлениями и пели под  баян любимую  « Катюшу», «Прощание славянки» и другие военные песни.

Автор  этого исторического снимка  был директор школы В.Д. Лобкин. Он  находил время заниматься фотоделом. В архиве школьного музея  находится много чёрно – белых фотографий, выполненных учителем истории, директором школы. Владислав Диомидович  научил технологии фотографии своего сына Юрия, который впоследствии помогал отцу освещать  все школьные события.

Казалось бы, отбрось в сторону старое фото и не заостри внимание на нём, мы так и не вспомнили бы, что некогда был такой праздник Октябрьская  Социалистическая революция:
- День седьмого ноября-
Красный день календаря.
Погляди в своё окно:
Всё на улице красно….
Помнится это стихотворение Самуила Маршака, мы знали его наизусть.

Старое фото- это история пришлого, это ностальгия о былом времени, это память, прежде всего.

(опубликовано в газете " Пенсионерская  правда" №4 апрель 2020  год )


Рецензии
Добрый вечер!
Читается легко и приятно.
Это всё то, что мы с Вами обменяли
на мзду, выдаваемую организаторам
фальшивых выборов.
Было бы ещё кому спросить:Если бы всё вернуть назад -
неужели бы повторили всё это снова?
Спасибо за такие душевные воспоминания!

Василий Ешкун   08.01.2020 17:16     Заявить о нарушении
Василий, спасибо, что зашли на мою страничку и оценили мой рассказ. К прошлому возврата нет, но и историю забывать не надо.
С ув. Мария

Мария -Просто Мария   08.01.2020 22:39   Заявить о нарушении