Педагог и студент колледжа

Содержание
1. Преподаватель - не учитель?
2. Он и они, кто дурак?
3. Многое «не».
   
Преподаватель – не учитель.
Если подходить формально, учитель - специалист, который занимается воспитанием и обучением молодых, растущих людей. Обучаемый большую часть знаний приобретает в общении с учителем. Преподаватель – это род профессиональной деятельности или квалификация специалиста, который преподносит знания в определенной профессиональной области. Здесь необходимо четко понимать, что большая часть знаний приобретается обучаемым самостоятельно.
Преподаватель и учитель – оба педагоги, но ключевое различие лежит в слове «воспитание». Если учитель воспитывает или социально адаптирует растущего человека, то преподаватель – направляет человека в профессиональную деятельность. Для подопечных - воспитанников учителя и преподавателя также есть различия, ученик объект деятельности учителя, а студент – преподавателя. Возраст подопечных школьного учителя как правило 7 – 17 лет, а подопечных преподавателя колледжа от 15 до «бесконечности». Именно в возрасте подопечных таится главная «засада», здесь в работу включается «возрастная психология» и все что за ней стоит.
Спора между учителем и преподавателем в вопросе «кто главнее?»  быть не может, само естество формирования человека укажет, что главным будет учитель - он первопроходец, начинатель, то что заложит в воспитанника то и будет. Переделать или сложно, или невозможно. Есть возрастной период обучающихся, где деятельность учителя и преподавателя тесно, и, я бы сказал, очень тесно переплетена, это подростковый возраст. По различным источникам это 13 – 19 лет, в англоязычных странах подростков называют – тинэйджерами т.е. от приставки к числам «teen» и «age» - возраст. Возраст подростков в свою очередь различают как ранний подростковый возраст (12 – 14 лет), поздний (15 – 19лет). Молодые люди позднего подросткового возраста являются воспитанниками как учителей, так и преподавателей. Следовательно, преподавателя колледжа, техникума, вернее было бы квалифицировать как «учитель – преподаватель». «Учитель – преподаватель», педагог среднего профессионального обучения (СПО) – обучает и воспитывает учащегося студента.
Он и они, кто дурак?
Тот факт, что педагог как субъект образования имеет больший жизненный и профессиональный опыт по отношению к студентам ясен каждому. Но часто преподаватель обучает и воспитывает студента так, как это делали с ним. В мире все меняется и даже быстрее чем мы успеваем приспособиться к новому. Например, среднестатистический студент более продвинутый пользователь устройств, упрощающих жизнь, (гаджетов) чем среднестатистический преподаватель, и это тоже факт. Учащийся - студент, по мнению учителя всегда «loser» (проигравший), что не совсем (мягко говоря) устраивает студента. Он готов бороться и отстаивать своё «Я».
Так каков он, среднестатистический студент - подросток колледжа? Прежде всего студент — это человек, а люди разные, но как подросток у него много психических особенностей, физиологические особенности затрагивать не стоит.
- Повышенное стремление к автономности, «Я сам разберусь», «Вы мне не указ» и так далее… и даже если это не высказано, то по поступкам заметно. В отличии от ребенка в подростке заканчивается бессознательная привязанность ко взрослым. В подростке возникает стойкое желание не зависеть финансово от родителей, и с этим желанием появляются бесчисленные идеи и попытки устроить самостоятельно свой быт.   
- Наивность с искренними протестами против малейшей несправедливости, «Как же так – такого не должно быть», «Вы не правы, я читал, я знаю». Протестное поведение подростка часто приобретает крайние формы — это активное участие в митингах, забастовках или ношение недовольства в себе, что провоцирует стресс, а затем депрессию.
- Повышенная гибкость в принятии решений, «Вот прямо сейчас мне это необходимо» и через минуту «Мне не до этого». Метание от одного решения к другому без опоры на собственный опыт затрачивает массу энергии, что приводит к психическому истощению.
Подростку психически адоптироваться к взрослой жизни, приобретать свой личный жизненный опыт очень тяжело, и это нормально. Не стоит скрывать что педагогу СПО тоже не сладко, он не видит или даже не может видеть, как быстро меняется подросток. Часто преподаватель физически не способен быть участником или свидетелем всех перемен каждого студента, но говоря по правде этого от него никто не требует.
Поддерживать дисциплину на занятиях с подростками помогает авторитарность педагога «Как Я сказал так оно и будет», но это качество требует полного контроля над группой и не всегда эффективно, можно нарваться на конфликт. В авторитарности теряется обратная связь со студентом, его лишают права протестовать или высказывать свое, отличное от педагога, мнение, а это прямая дорога к войне со всеми грязными приемами шантажа, угроз, подшучивания и сбора компромата «в тихую» как с одной, так и, с другой стороны. Авторитарность педагога эффективна на начальных этапах занятий для получения быстрых результатов от группы.
Демократичность педагога позволяет учитывать право студента на высказывание своего мнения, но, если этим правом воспользуется каждый, то в группе начинает нарастать хаос, как показывает опыт, позиция педагога как «первый среди равных» будет потеряна или преобразована в позицию «один из нас». Так, при демократическом стиле преподавания просто необходимо время от времени включать авторитарность.
О либеральности педагога говорить не стоит, для воспитания и обучения она мало приемлема и ничего за собой не несет кроме потери интереса к предмету занятия «каждый делай, что хочешь», да и к самому педагогу (мое мнение).
Каков бы ни был преподаватель, у него есть профессиональная потребность учитывать психическое состояние студента, его особенности. Понятно, что правильный педагог руководствуется принципами дифференцированного подхода к каждому студенту, только как этот принцип осуществить если студент – подросток меняется подобно «питерской погоде».
Многое «не».
- Не объявлять подростку войну. Педагог, привыкший к тому что он «царь и бог», и объявивший войну подростку должен знать, что эта война им проиграна в момент объявления. Студент – подросток великолепно чувствует, прессинг и он в силу «стадности подростков» будет поддержан вновь возникшей на фоне конфликта группой студентов, которые совсем недавно были на стороне педагога. Теперь после начала войны в «разборки» будут подтягиваться все новые и новые «силы», и тогда «прессовать» начнут педагога. В общем, побеждать будут «не умением, а числом». Даже, если преподаватель выйдет «победителем», то его авторитет будет потерян по крайней мере в этой группе студентов.
- Не быть подростку другом. У студента - подростка своих друзей хватает, по интересам и проблемам, а проблем достаточно. Для него даже родители – не друзья. Дружбу подросток в силу малого опыта рассматривает как шанс получения поблажек и снисходительности со стороны педагога, поэтому преподаватель, вероятней всего начнет приобретать потребительский статус. Мало того, к такой дружбе неизбежно попытаются примкнуть приятели подростка с вопросами «ему можно – мне нельзя?»  и как из этого выкручиваться?
- Не шантажировать и не обманывать подростка. Грязная игра сама по себе неприятна, а подросток уже имеет представление о справедливости и честности. Будучи загнанным в угол, он прибегает к помощи «своей общественности», и здесь снова включается «стадность». Массовые упреки от промахов и ошибок преподавателя (как кажется подросткам) не позволит быстро реагировать педагогу на вызовы, прилетающие бессистемно и главное не аргументировано. Появляется часто-оправдывающаяся сторона и эта сторона педагога.
В заключении к этой статье хочу отметить что процесс воспитания подростка и преподношение ему профессиональных знаний всегда сопряжен с контролем. Контролировать среднестатистического подростка следует аргументировано всегда предоставляя выбор «вот варианты – выбор за тобой, это твой выбор и каков результат?». В общении апеллировать к его личности и к его будущему «ты способен принять правильное решение - подумай». Это не значит, что подросток все сразу понял и сделал, но по крайней мере задумается над аргументами педагога.


Рецензии