Клин как христианский город

   Михаил Леонидович Томилин г. Клин   
       
 Клин после смерти Великого князя Михаила Тверского (1318+) стал центром Клинского удельного княжества. До того времени город прямо подчинялся великому князю через воеводу. Клинскую крепость строили по приказу князя. Клин являлся одним из крупных городов Тверского княжества того времени и попал под управление князя Константина, который из четырех сыновей был третьим по старшинству. А уделы в то время делились по этому принципу. Слово «город» на Руси, в отличие от веси, села и деревни, означало укрепленное поселение. Поэтому так называли крепость, феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу, любое место, окруженное крепостной стеной. Главное отличие города от укрепленного места - наличие посадов, торга и определенной структуры. Русь приняла христианство, и русские города обустраивались согласно Библии с русским колоритом – вписывали храмы в окружающую природу, не довлели над ней, аделали все гармонично. В Ветхом Завете, Книге пророка Иезекииля 45:1,6-8 написано: «Когда будете по жребию делить землю на уделы, тогда отделите священный участок Господу … да будет свято это место во всём объёме своём, кругом … и во владение городу отдайте, против священного места, отделённого Господу, это принадлежать должно всему дому Израилеву. И князю дайте долю по ту и другую сторону, как подле священного места, отделённого Господу, так и подле городского владения... Это его земля, его владение в Израиле, чтобы князья Мои вперёд не теснили народа Моего…». Этот принцип построения города соблюдался в Новгороде Великом, где князь не имел права иметь свою резиденцию внутри кремля.
В своей работе «Две Москвы, или Метафизика столицы» Ренат Рахматуллин проанализировал структуру стольного града Москвы с этой точки зрения. Книги Священного писания при становлении христианства изучались и служили руководством к действию. Описание структуры города из книги Пророка Иезекииля - это описание прообразов городов на Руси, принявшей христианство. Не только города-центры великих княжеств, но и удельные центры и города княжеского подчинения, где сидели воеводы князя, строились и переделывались поэтому же принципу.
В Клину две территории – та, где сейчас стоят Троицкий собор и храм Воскресения Христова и где находился древний погост, и территория Успенского (Можайского) монастыря – могли принадлежать князю. В самом городе, огороженном стенами, – святая святых, главный храм города. Об особом значении городской стены в сознании древнерусского человека говорит доктор исторических наук Игорь Фроянов в своей книге-исследовании «Загадка крещения Руси»: «Не вызывает сомнения её (стены) сакральная роль. Это представление идёт из глубины веков. Когда славянские языческие капища обносились оградами, которые становились священными. Такое восприятие со временем перенесено на городскую стену, защищавшую местные святыни. Вот почему она одухотворялась, что и свидетельствует русский народный эпос… Священную черту, воплощаемую городской стеной, как бы разрывали ворота. Они, как и стена, подверглись сакрализации, превратились в священные места, имевшие своих покровителей среди божеств».
Из архивных источников известно, что в Клину стояли два храма с кладбищами на валу: храм Спаса и храм Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Храм в честь Спаса считался главным в Твери, а ее саму называли в то время городом Спаса. Отличительной чертой Древней Руси являлись надвратные храмы в городах, например, Золотые ворота в Киеве, Владимире и других городах. Можно предположить, что названные клинские храмы тоже были древними надвратными. Клинский храм Спаса стоял скорее всего с западной стороны на дороге, идущей в Тверь. Как память о нем позже был построен Храм Воскресения Христова, бывший соборным до 1836 года, до постройки Троицкого собора.
 «Это языческое осмысление городских ворот нашло преломление в распространённой в древней Руси практике строительства надвратных церквей. Святой, которому посвящалась церковь, являлся охранителем ворот», писал Игорь Фроянов в книге «Загадка крещения Руси».
Клин представляет собой сегментный тип городов, который характеризуется постановкой крепости, кремля между двумя водными преградами. В соответствии с этим посад формируется с двух противоположных сторон крепости, кремля. Такие города имели два торга. В связи с развитием ремесла, в Клину ещё один посад мог располагаться и перед холмом с южной стороны, даже за рекой Сестрой. О том, что посады в Клину были, свидетельствуют архивные данные о названиях церквей на посадах. Доказать это можно и полномасштабными раскопками. Внутри клинского кремля также был храм, вполне возможно, в честь Николая Чудотворца, затем перенесенный на бывшую «землю князя», на территорию монастыря. Переименование монастыря из Можайского в Успения Пресвятой Богородицы произошло после присоединения Тверского Княжества к Москве, о чем свидетельствует книга Александра Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России». В Москве главными храмами считались те, что посвящены Пресвятой Богородице.


Рецензии