Глава 5. О концертах в Павловском вокзале

Тайна княжеского наследства. Роман

Глава пятая
О КОНЦЕРТАХ В ПАВЛОВСКОМ ВОКЗАЛЕ

— Я настаиваю, уважаемая Екатерина Владимировна!
— Воля ваша, Александр Васильич! Но я все же очень прошу вас не торопиться и хорошенько обдумать ваше решение. Прервать образование девочки сейчас я считаю неразумным. Всего один год остался до окончания курса! И за это время она могла бы многое еще приобрести, будучи прилежной ученицей. Она делает большие успехи в домоводстве и рисовании.

— Вот именно! В самых ненужных, на мой взгляд, предметах. Я желал бы, чтобы моя дочь больше читала, имела свое суждение обо всем. Она должна больше заниматься совершенствованием своего характера. Быть честной, открытой добру и правде.
— Все это весьма похвально! Но помилуйте, батюшка, ей предстоит жить в реальном мире. Она должна приносить пользу родным и близким. Она должна уметь себя вести в обществе! — Да, и это тоже.

Александр Васильевич Лазарев умолк.

Разговор этот проходил в кабинете начальницы Екатерининского института через несколько дней после описанных событий. Екатерина Владимировна Родзянко управляла этим учебным заведением уже более тридцати лет — срок небывалый для неустойчивого, полного шатаний девятнадцатого века. Окончив в числе лучших учениц Смольный институт, она была назначена фрейлиной к молодой великой княжне Анне Павловне, а после ее замужества — к императрице. Жизнь при дворе не испортила ее характер. Встретив и полюбив полковника лейб-гвардии Гусарского полка
Михаила Петровича Родзянко, она без колебаний отказалась от придворной карьеры ради любимого. Множество испытаний выпало на ее долю. Оставшись вдовой с тремя детьми в разоренном имении, Екатерина Владимировна сумела найти в себе мужество жить и бороться дальше. Предложение занять руководящую должность в институте исходило от императрицы. Добрая слава этой достойной женщины помогла ей в трудный период жизни. В должности начальницы Екатерина Владимировна, как мама, опекала всех — и воспитанниц, и преподавателей.

— Наш институт предоставляет ей возможность совершенствоваться в своем характере, быть дисциплинированной, честной, помогать другим, — начальница уже поняла, что уговорить его не удастся. — Мы очень любим вашу Лизоньку, было бы жаль расстаться с ней. Вы все же подумайте!
— Благодарю вас, я подумаю. Честь имею!

Капитан второго ранга в отставке, а ныне чиновник Морского министерства, Александр Васильевич Лазарев поклонился и четкой военной походкой покинул кабинет начальницы Екатерининского училища.

Каковы же были причины, побудившие Александра Васильевича забрать свою дочь из закрытого учебного заведения? Может быть, спартанское воспитание девушек с ранним вставанием, холодными дортуарами и скудной едой смущало благородного отца? Вовсе нет — это было даже на пользу, считал он. Дело не было и в его недовольстве общей системой образования или консервативностью преподавания.

Причина была в другом. Супруга Александра Васильевича, Мария Ипатьевна, была нездорова. Ее состояние врачи находили странным и необъяснимым. Какая-то внутренняя тревога подтачивала здоровье бедной женщины. Александр Васильевич решил, что присутствие дочери в семье вернет бодрость духа ее матери.

           * * *

Учебный год закончился. Наступило лето, и Лиза вернулась домой к родителям. Она еще не знала, что в институт больше не вернется. Отец получил отпуск на службе и снял дачу для своей семьи. Стояла прекрасная погода, необычная для Санкт-Петербургской губернии. Лиза почти все время проводила с матушкой, по которой очень соскучилась. Дача Лазаревых находилась в Тярлево, вблизи Николаевской железной дороги.

Селение Тярлево расположено на небольшом возвышении и примыкает к Павловскому парку. Через поселок идет проездная дорога из Царского села — в деревню Глазово и на Ферму императрицы Марии Федоровны. Веселые дачные домики утопают в зелени, окруженные стройными березами, кряжистыми дубами, раскидистыми кленами, аккуратно подстриженными липами. А в двух шагах от них — луга и пашни. Благодаря присутствию дочери и пребыванию среди прекрасной природы Мария Ипатьевна почувствовала себя значительно лучше.

Однажды Александр Васильевич объявил, что вечером они все отправятся на концерт. Была прекрасная погода, и семья Лазаревых с удовольствием совершила прогулку до Павловского вокзала, который находился от них в полутора верстах. Лиза еще не знала, что этот вечер окажет роковое влияние на всю ее дальнейшую жизнь.
Летние концерты в Павловском вокзале стали модным развлечением зажиточных жителей Санкт-Петербурга благодаря легендарному Иоганну Штраусу, бывшему постоянным дирижером этих концертов в течение десяти сезонов. Те оркестровые вечера до сих пор были в памяти петербуржцев. И хотя на посту дирижера давно уже сменяли друг друга менее знаменитые музыканты, публика продолжала с удовольствием или по привычке ездить на эти концерты. В летний сезон 1871 года павловским оркестром руководил дирижер Генри Мансфельд.

Здание музыкального вокзала по своему строению напоминало Павловский дворец: от центрального корпуса, где был собственно зал, в обе стороны отходили галереи-крылья, образовывая полукруг. Прохладным июньским вечером слушатели размещались внутри. Просторный зал с высокими потолками и с рядами деревянных скамеек был освещен множеством огней.

В антракте публика высыпала на улицу подышать свежим воздухом. Было светло — самый разгар белых ночей. В углублении-раковине расположился духовой оркестр гвардейских стрелков, старательно заглушавший светские разговоры польками и маршами. Лиза прогуливалась с матушкой вдоль галереи. Вдруг в толпе нарядных дам и кавалеров в мундирах она заметила знакомое лицо. Или ей показалось? Сердце забилось часто-часто. Под звуки марша лейб-гвардии Преображенского полка девушка, движимая порывом, приблизилась и теперь была совершенно уверена — это Николай. Он стоял в компании молодых людей. Заметив ее, он тут же покинул их и прямиком направился к ней.

Она боялась упасть в обморок. Но в таких случаях, как ни странно, светский регламент помогает. Он подошел, поклонился.

В ответ она сделала легкий книксен и почувствовала себя лучше.

— Здравствуйте, Лиза! — он улыбался. — Как я рад вас видеть!
— Здравствуйте, ваше высочество!
— Ну, — Николай поморщился, — к чему эти церемонии! Называйте меня по имени — с Олимпа я не свалюсь!
— Да, Николай…
— Родные зовут меня Никола.
— Да, Никола, я тоже рада вас видеть.
— Вы здесь с родителями?
— Да.
— Какое совпадение! Я тоже.
— Мы снимаем дачу неподалеку.
— А где?
— В Тярлево.
— А как вы вообще поживаете? Чем занимаетесь?
— Я на каникулах. Но очень хочется учиться дальше. Я так мало знаю!
— Нечасто услышишь такое сократовское признание от молодой девушки. Как жаль, что высшее образование недоступно для женщин в России. Хотя многие настаивают, что это становится необходимо. Вот Высшие женские медицинские курсы скоро откроются.
— Да, я слышала. Думаю, мне удастся уговорить батюшку разрешить мне посещать их.
— Я, кстати, окончил обучение. Собираюсь в Европу.
— Вы уезжаете? — голос Лизы дрогнул.

— О, ненадолго! Меня отправляют с полуофициальной миссией. Надеюсь побывать в Париже, Флоренции, Риме. Я увлекаюсь живописью и архитектурой. Жду не дождусь, когда смогу увидеть оригиналы Рафаэля, Микеланджело и Да Винчи.
— Значит, вы счастливый человек!

— Не совсем. Всегда жаль расставаться с дорогими людьми, даже ненадолго, — Лизе так хотелось принять эти слова на свой счет, но она понимала, что вряд ли что-то значит для него.

В это время Никола посмотрел куда-то в сторону.

— Отец так пристально на нас смотрит. Пойдемте, пожалуй, я вас представлю ему.
С этими словами он предложил Лизе руку. Это был простой дружеский жест, а на сердце у Лизы потеплело. Они подошли ближе, Лиза с удивлением увидела своих родителей, стоявших рядом с отцом Николая. Забавная получалась ситуация.

— Вот, отец, — проговорил Никола, подходя с Лизой ближе, — позволь представить тебе воспитанницу Екатерининского института, с которой я имел счастье танцевать на ученическом балу.

Елизавета Александровна Лазарева.
— Моя дочь, — дополнил чиновник, стоящий рядом.
— Это мои папа и мама: Александр Васильевич, Мария Ипатьевна, — обращаясь к Николаю, сказала Лиза.

Все эти представления прозвучали почти одновременно. И произнесшие их — Николай, Лазарев, Лиза, — переглянувшись, рассмеялись.

— Право слово, вы сегодня в центре внимания, Елизавета Александровна, — резюмировал великий князь Константин Николаевич, обращаясь к Лизе. — Мы как раз беседовали с вашим батюшкой о прелестях дачного отдыха. А вы о чем говорили, дети мои?

— Я собирался сказать Елизавете Александровне о том, что я счастлив видеть самую красивую девушку, с которой мне доводилось танцевать.

В тоне Николы была насмешка. Лиза подумала, что он зачем то нарочно хочет показать себя дамским угодником. Князь-отец пристально посмотрел на Лизу, и ей стало не по себе.

— Кажется, концерт сейчас будет продолжен. Идем, Никола.

Последовал общий поклон, великие князья отправились в одном направлении, а Лиза с родителями — в другом.
* * *
— Ну что ж, дитя мое! Пока я не вижу ничего предосудительного, — проговорила графиня, когда Лиза умолкла. — Молодой князь Никола очень мил! Я знакома с ним. Однако, на мой взгляд, слегка ветрен. Так что я бы посоветовала тебе быть с ним поосторожнее. Но думаю, это еще не все?

— Я тогда не обратила внимание на его отца. Но взгляд его мне не понравился. Сначала я думала, это он так ревностно оберегает круг общения своего сына и общение со мной считает неподобающим. Однако, каково же было мое удивление, когда он нанес нам визит. Прямо на дачу. Помню, какой переполох поднялся у нас дома. Матушка совершенно не была готова к приему. Перепугалась ужасно. Батюшка принял его.

— И что же было дальше? Князь приезжал к вам на дачу снова?
— Нет, к счастью. Правда… — Лиза, как будто спохватившись, замолчала.
— Что, дорогая? У вас было тайное свидание?
— Нет-нет, что вы! Мы еще раз посетили концерт в Павловском вокзале, но к счастью, не встретили там более никаких высокопоставленных лиц. Остаток лета я занималась живописью. Ходила в Павловский парк с мольбертом и рисовала на пленэре. Я уже успокоилась после встречи с Николаем, а о его отце и думать забыла. Мне было хорошо на природе. Но вот нам пришлось вернуться в город. Мы приехали в нашу городскую квартиру. Там как раз все проветривали, чистили. И тут с визитом явился Константин Николаевич. На него чуть не уронили матрас!
— Как это?

— В это время наша Меланья и дворник выносили матрас на улицу. Кажется, он с ним столкнулся.
— С матрасом?

— Ну да. Великий князь остался с нами пить чай. И все время смотрел на меня. Я смутно помню, о чем был разговор. Батюшка с князем беседовали о каких-то посланниках, о заседании Государственного совета. Потом Константин Николаевич вдруг обратился ко мне. Он стал расспрашивать, как я провожу время, чем занимаюсь. Кое-как отвечала. Потом был вопрос о Николае, о том, как мы с ним познакомились. Я рассказала. В свою очередь поинтересовалась, как проходит путешествие у его высочества. Князь рассказал, что Николай сейчас находится в Германии. Что его интересует архитектура и произведения искусства. Что он весьма доволен поездкой. И планирует пробыть за границей еще довольно долго. Вот и весь разговор.

— Весь разговор! Ничего себе! Его высочество приходит в дом без приглашения во время уборки. На него роняют матрас! И он ничего тебе не говорит?
— Ах нет, помню, князь, кажется, сделал мне комплимент.
Я тогда подумала, это из вежливости.
— И что же это был за комплимент?
— Он сказал, кажется, что у меня красивые глаза. И признался, что не ожидал, что столь красивая девушка еще и умна.
Лиза замолчала.

— Ну! Продолжай, матушка, изволь! Я уже вся в волнении.
— С князем я встретилась осенью, на балу.
— Вообще-то я слышала, что он балы не жалует. Никак ради тебя исключение сделал.
— Не знаю. Танцевать приглашал. Разговоры вел… неприятные.
Лиза давно уже зябко куталась в платок. Осознав, что вконец замерзла, она прошлась по комнате, постояла у печки. Графиня позвонила в колокольчик.
— Марфа, чаю! — важно скомандовала она. — Ну, сейчас, думаю, пора рассказать, из-за чего твои родители услали тебя ко мне. Лиза кивнула.

— Как-то раз, когда отец был на службе, мы с матушкой собирались в Гостиный двор за покупками. Вдруг приехал посыльный от него с запиской. В ней говорилось, что он забыл какие-то важные документы и мне нужно срочно их ему отвезти. Мы с матушкой бросились в его кабинет, нашли на письменном столе то, что было нужно, и отправились. Карета привезла нас к зданию Адмиралтейства. Я вышла, а матушка осталась в коляске. Никогда ранее я не была в Морском министерстве и совершенно не знала, куда идти. Я вошла и искала, у кого спросить дорогу, и тут ко мне подошел офицер, сказал, что меня ждут, и повел по коридорам. Я еще удивилась тогда, что папенька оказывается такой большой начальник, что у него офицеры в подчинении. Меня ввели в богато убранную приемную, а оттуда — в кабинет… великого князя Константина Николаевича.

— А за бумагами-то кто посылал?
— Я так и не поняла. Потому что через какое-то время послышался шум, голоса, и в кабинет ворвался-таки мой батюшка с видом весьма грозным. Великий князь этим был весьма недоволен, но видя, что тот настроен решительно, отпустил нас обоих восвояси. Я попыталась расспросить батюшку, но он был очень расстроен и ничего не стал мне рассказывать.
— Страсти-то какие ты мне рассказываешь! Ну, и что было в кабинете?
— Ничего особенного, — не очень уверенно продолжила Лиза. — Его высочество говорил о своих делах, о том, как он устал,
 
о том, что его никто не любит, не понимает. Потом о том, как он счастлив, что встретил меня. Потом что-то про подарки… Потом ворвался батюшка.
— Да, вовремя, ничего не скажешь! Александр Васильевич молодец! Спас-таки дочку. Ну а его высочество разгневался поди на батюшку?
— Не знаю. Я тоже очень переживала, боялась, что ему наказание какое выйдет или штраф. Но папенька сказал, что все уладилось.
— А что князь?
— Не знаю. И, главное, сын его, Николай,  был в отъезде все это время. Если бы он был здесь…
— Если бы он был здесь — такая суматоха бы началась, только держись! Попал бы и он под раздачу. Думаешь, его присутствие тебя защитит? Ох, слухи-то поползли уже. Я-то по наивности своей и не верила ничему. Но люди-то уже шепчутся. А теперь Николай вернулся — пойдут разговоры, брат и племянник императора за одной красоткой приударили. Ох, и ловка же она: и отца, и сына в себя влюбить! Тьфу! Вот срам-то!
— Да не влюбились они! А так…

— А я говорю, влюбились. Ну юному князю еще простительно — молодость! А вот батюшка-то его оплошал! И это какой человек! Брат государя! Хотя… яблочко от яблоньки... В общем, все они там хороши. А ты, милая, держись от них подальше! От обоих! Ничего хорошего тебе эти августейшие родственнички не принесут, — графиня задумалась. — Надо бы тебе уехать. В деревню или за границу, — и, увидев, как блеснули глаза у Лизы на словах «за границу», — нет, в деревню! Я с родителями твоими поговорю. Лиза покорно вздохнула.
— Батюшка тоже говорил про деревню.
— Вот и надо тебя отправить куда-нибудь.
Следующим вечером на балу у губернатора Лиза танцевала с Николаем.


СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Какие бывают сны
Глава 2. Санкт-Петербург. Ноябрь 1871 года
Глава 3. Странный разговор
Глава 4. Екатерининский институт
Глава 5. О концертах в Павловском вокзале
Глава 6. Великий князь Константин
Глава 7. Русское музыкальное общество
Глава 8. Военные маневры в мирное время
Глава 9. Бал у губернатора
Глава 10. Летний сад зимой
Глава 11. Отрывок из дневника 
Глава 12. День Ангела
Глава 13. Благие намерения
Глава 14. Письма Александра
Глава 15. Не доверяйте принцам!
Глава 16. Новые маневры
Глава 17. Прерванный ужин
Глава 18. «Придет пора преображенья, конец житейского пути»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19. «Venezia ; anche un sogno…»
Глава 20. Что случилось на самом деле 
Глава 21. Между двумя жизнями
Глава 22. Связь времен 
Глава 23. «Остров мертвых»
Глава 24. Лабиринты Палаццо Дожей
Глава 25. «Пролей мне в грудь отрадное похмелье»
Глава 26. Возвращение в Санкт-Петербург
Глава 27. Лейб-гвардии Конный полк
Глава 28. Если гора не идет к Магомету 
Глава 29. «Un Ballo in Maschera»
Глава 30. Синие горы Кавказа
Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце
Глава 32. Призрак прошлого и демон настоящего

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 33. Семейная история
Глава 34. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Глава 35. «И для него воскресли вновь»
Глава 36. «Сила судьбы»
Глава 37. Лиза и Николай — современная версия событий
Глава 38. «А счастье было так возможно»
Глава 39. Андрей Громов. Герой или подлец?
Глава 40. Расследование продолжается
Глава 41. Смерть Константина Николаевича
Глава 42. Ташкент
Глава 43. Марко
Глава 44. Наследство
Эпилог
Послесловие автора
Благодарности


Рецензии
Любопытно, что слово ВОКЗАЛ изначально обозначало зал, где устраивались концерты. И возникло оно в пору «раскручивания» Царскосельской железной дороги.

Нина Кирпичникова   07.01.2020 16:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.