Клин на связи древних торговых путей

   Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

Города на Руси возникали из центров племенных славянских поселений, городом становился тот, чьё положение на местности было наиболее выгодным, с точки зрения обороны, а для экономического развития, он должен был находиться на торговом пути, а лучше на их пересечении. Посмотрим, какие торговые пути проходили через наш город.
На территории клинского края есть река с красивым названием Яуза, многие исследователи считают, что название реки Яуза имеет балтийские корни и произошло от латышского Аигез - стебель овса, ость, солома, но существует и другая точка зрения.
По мнению И.Е. Забелина (1820-1908), замечательного русского историка.и археолога, который имел свою точку зрения на многие страницы русской истории, например, активно выступал против норманнской теории, в отличие от академической науки того времени: «Имя реки Яузы в древнем монографическом языке, в известном смысле может означать, то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или
вязь, союз одной местности с другой, или вернее одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза».
На карте Московской губернии Шуберта 1860 года река Ямуга обозначена как река Яуза. Река Яуза в Клинском уезде Московской губернии течёт от востока в реку Лама, а от её истоков к западу течет другая река Яуза (Ямуга), впадающая в семи верстах от города Клина к северу в волжский приток реку Сестру. Существование двух рек с одноименными названиями объясняется предположением, что по ним шел древний путь: река Лама - река Яуза - река Яуза (Ямуга) - река Сестра (по аналогии две реки Нерль, одна приток реки Волги, а другая впадала в реку Клязьму, которые разделял небольшой водораздел), для путников обе реки Яузы представлялись единым целым. Следует упомянуть, что в Яузу (Ямугу) впадает река Вяз (связывающая). Точнее три реки в одной, что чётко видно на карте межевания Клинского уезда В.С. Кусова 1766-1770 годов. За деревней Назарьева река Вяз раздваивалась на Старый Вяз и Новый Вяз. Скорее всего, ещё в средние века, как и наша река Сестра, река Вяз была судоходной, это видно по старинному огромному руслу (более ста метров на юго¬восточной окраине современного Высоковска), по которому в его середине сейчас течёт река
- ручеёк. Что она связывала? В районе села Петровского начинаются истоки девяти рек Локныш, Чёрная, Липня, Вяз, Раменка, приток Раменки, Малая Сестра, Толмач и Лапотня. По волоку из Вяза можно было легко попасть в любую из них, через притоки рек Ламы и Сестры в Волгу, а через Истру в реку Москву и в Оку.
По мнению историка И.Е. Забелина имя река Яуза и других упомянутых выше обозначает связь древних путей, а также, что «...именно реки Яузы за 1000 лет тому находились в глухих непроходимых болотах и лесах, остатки которых и доселе еще не истреблены и покрывают Клинский уезд в значительной силе» (Из книги об истории Москвы, вышедшей в 1888 году)
Клинский край, древнее клинское удельное княжество относилось к огромной территории в древности называемой Оковским лесом, первое упоминание о котором содержится в Начальной летописи, относящейся к XII веку. «Днепр бо потече из Оковьского леса и потечет на полдне, а Двина из того же леса потечет, а идет на полунощье и внидет в море Варяжское, из того же леса потече Волга на Восток». Особенность Оковского леса
- в близости истоков рождающихся здесь рек, которым потом суждено разбежаться в разные стороны. Их верховья находятся близко друг от друга буквально в нескольких километрах, а то и ближе. Нашим предкам стоило только перетащить ладью через небольшую гряду и можно плыть уже в другую сторону. Считаю, что ладьи и суда не волочили по волокам. Они оставались на месте на реке, а по волоку между ними переносили и перевозили товар. Так было проще и легче, да и судна меньше изнашивались. Поэтому у Оковского леса было еще одно название Волоковский лес - лес, где начинаются волоки и второе значение у В.И. Даля - глухой лес, обширная лесистая, незаселённая область. Одним из первых ученых, пытавшихся определить границу Оковского леса, был историк Н.П. Барсов, который отобразил свои изыскания в «Очерках русской исторической географии» 1873 года. В наше время считается, что Оковский лес располагался на водораздельных грядах Валдайской и
- Северозападной части Среднерусской возвышенностей в пределах треугольника, ограниченного линиями Москва-Бологое-Старая Русса и Москва-Вязьма-Смоленск, на территории нынешних Новгородской, Тверской, части Московской, Смоленской, частично Псковской и Калужской областей.
Второе значение имени реки Яуза по И.Е. Забелину: «Речной поток в непроходимом лесу сам собою должен был представлять своего рода узилище, узкий, тесный проход»... И родственное нашему древнему топографическому языку, выраженному в словах Теснь, Тосна, Тесна, Цна. Можно добавить и реку Мета, интересно, что все эти названия рек повторяются на водных путях и волоках Русской равнины.
Необходимо отметить, что Клинское удельное княжество находилось на Клинско- Дмитровской гряде, которая является водоразделом бассейнов верхней Волги и Оки. Так совпало, что граница данного водораздела служила и границей расселения кривичей и вятичей и южной границей Клинского удельного княжества в составе Тверского. Реки северного склона гряды относятся к бассейну верхней Волги, южных склонов - притоков Оки (рек Москвы и Клязьмы). Только две реки Верхневолжского бассейна - Яхрома и Лутосня начинаются на южном (клязминском) склоне, прорезают этот водораздел и впадают в реку Сестру, являясь её притоками.
Какие же водные торговые пути Х-Х1 веков проходили в относительной близости от нашего города или поселения на его месте?
Во-первых, путь из Варяжского (Балтийского) моря к Новгороду, от него через реку Волхов - реку Мета - реку Цна - реку Тверда и через Волгу в Каспийское море, далее Персия, Индия. (Существовал путь и из Белого моря от Архангельска через реку Северную Двину - реку Сухону - реку Вологду - её притоки и притоки Шексны - Белое озеро от него через реки Ковжа и Вытегра - Онежское озеро - реку Свирь - Ладожское озеро - Река Волхов - Новгород)
Во-вторых, это важный торговый путь на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли, где ключевым пунктом был Волок Ламский на Ламе. Волок - это перевал в верховьях рек различных или одного бассейна, происходит от слова «волочить» - тащить.
В-третьих, путь от области верхнего Дона и верхней Оки. То есть от Рязанской и Северской областей поток реки Москвы так же служил прямой дорогой к древнему Великому Ростову и в Суздальскую землю, с необходимым перевалом в реку Клязьму (через реку Москву, реку Яузу (московскую), реку Всходню (Сходню) волоком у Мытищ в реку Клязьму. У И.Е. Забелина: «По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не только из Чернигова, но и из Киева».
Все эти три пути и соединяла по-«сестрински» наша река Сестра, которая в XVI - XVII веках на большом протяжении была судоходной, что доказывает рисунок Мейерберга.
Барон Августин Мейерберг, австрийский придворный советник и дипломат в 1661-1662 годах посетил Россию с дипломатической миссией к русскому царю Михаилу Алексеевичу Романову. После своей поездки написал официальный отчёт «Путешествие в Московию», который, как удивляются исследователи, отличается точными историческими и географическими фактами о России, её статистике, описаниями архитектурных сооружений, а также народных обычаев, костюмов и портретов. Думаю, ничего удивительного здесь нет, Мейерберг был дипломатом, а значит разведчиком и собирал объективные данные. Кроме того, под руководством Мейерберга были составлены чертежи и зарисовки городов: Пскова, Новгорода, Вышнего Волочка, Твери и Клина по пути следования посольства, а также сёл и деревень. Необходимо обратить внимание, что чертежи и рисунки были выполнены профессиональными художниками И.Р. Стоном и Пюманом, находящимися в его свите, что вызывает ещё большее доверие к их объективности. Данные рисунки впервые были опубликованы малым тиражом в 1827 году действительным статским советником Фёдором Аделунгом по поручению обнаружившего их Государственного канцлера графа Н.П. Румянцева, ушедшего из жизни за год до их публикации. Под названием «Рисунки Римского Императорского посланника барона Мейерберга в 1661-1662 годах».
Нас из альбома интересует рисунок Клина. На нём изображена панорама города, открывающаяся с правого берега реки Сестры (Сестрь в старину), мы видим в правой части рисунка древний Успенский монастырь (до переименования после присоединения Твери к Москве, он назывался Можайским) с тремя, судя по архитектуре каменными храмами, узнаваем и Успенский храм, В центральной части на небольшом расстоянии от монастыря изображён Клинский посад, объединённый с крепостью. В центре посада возвышается шатровый деревянный храм, по всей вероятности, Воскресения Христова, памятный кирпичный столп в его память и поставленный на его алтаре находился рядом с современным храмом Воскресения, упоминается в летописи Троицкого собора.
Рисунок даёт ответ о том, что наша река Сестра в середине XVII века была судоходной. Почему? На рисунке у реки изображен дом с колодцем и «журавлём» для поднятия ведер с водой, а чуть подальше от реки на возвышенности стоит огромный «журавль» с набитыми к вертикальному столбу поперечинами. Что это такое? Этот огромный «журавль» есть ничто иное, как простейшая навигационная или сигнальная мачта, регулирующая движение судов. В данном случае, верхняя поперечина опущена влево. Что по- видимому, означало разрешение на движение судов, лодок против течения реки. Как известно, в старину первыми навигационными ориентирами были заметные с воды знаки. Например, поморы ставили кресты на берегу, поперечные перекладины которых были ориентированы по сторонам север - юг. О судоходности реки Сестры свидетельствует название, находящегося на реке села Усть-Пристань, после впадения в неё реки Яхрома. Интересно, что на фотографиях последней четверти XIX века у Пешношского монастыря, стоящего на Яхроме, была пристань, на которой разгружались доставлявшие товар суда.
Теперь становиться понятна задумка Петра I в начале XVIII века через реки Дубну, Сестру и Истру соединить Москву реку с Волгой. Его задумка осуществилась в первой четверти XIX века, когда начал строится Екатерининский канал, но уже с использованием шлюзов.
Рисунок даёт ещё один ответ: моста в 1661 году, в Клину через реку Сестру не было. На рисунке на реке изображён причал для паромов или плотов, а справа трос перекинутый с берега на берег, с опорным устройством - столбом на левом берегу. Мост в Клину появился скорее всего после 1702 года после указа Петра I о «повёрстывании» клинчан в ямщики, так как в Твери первый мост появился лишь в 1700 году по указу того же Петра I, причём мост был плашкоутный. Представлял собой помост через реку на лодках, стоящих на якорях поперёк течения. Постоянный мост в Клину появился скорее всего только после 1720 года, после указа Петра I о строительстве «перспективной» дороги между Москвой и Петербургом.
. Подтверждением тому, что через реку Сестру не было моста, и она была судоходна является то, что основным путём из Москвы в Новгород, был путь через Волок Ламский и брод через
Волгу у города Старица, а через Клин путь на Новгород был второстепенным, запасным, поэтому и наш город оставался в стороне от летописных событий.
Итак.
Первая связь: река Лама - река Яуза - река Яуза (Ямуга) - река Сестра - река Едомка - озеро Гущино, (озеро Сенеж, старое название Гущино, маленькое в то время до строительства Екатерининского канала) - верховья р. Истры.
Вторая связь: река Лама - река Яуза - река Яуза (Ямуга) - река Сестра - река Клязьма. На карте межевания В.С. Кусова 1766-1771 годов видно, что река Сестра имела русло правее села Сенеж и озера. Её исток был в трех верстах (верста 500 саженей или 1066 м) от верховья р. Клязьма. Реки Клязьма и Сестра свое начало брали рядом с южной границей Клинского удельного княжества, границы которого указаны у В.С. Борзаковского в его труде «История Тверского княжества»
Третья связь: от реки Волга, по реке Сестра, затем в реку Истра, или реку Клязьма.
Таким образом, связь трех водных торговых путей осуществлялась через земли нашего края, через наш город или поселение, бывшее на его месте, значит наш Клин может быть гораздо старше по возрасту, доказать это могут только масштабные научные раскопки.
В связи с вышеизложенным у меня есть следующая гипотеза. У В.Н. Татищева в работе «Лексикон» первое упоминание о Клине относится к 1200 году, а что было с нашим городом в 10-11 веках, с поселением на его месте, кому он мог принадлежать?
Новгородской феодальной республике принадлежал Волок Ламский с землями вокруг, эти земли не имели общей границы с Новгородской феодальной республикой, это был анклав, у новгородцев, их бояр и купцов главным делом была торговля и, имея под своей властью, ключевые, стратегические точки - волоки, они диктовали свои условия в торговле, собирали деньги (дань) за проезд, в 50 вёрстах от Волока Ламского было место еще 2-х волоков: р. Сестра - р. Истра и р. Сестра - р. Клязьма, так же стратегически очень важные. Необходимо обратить внимание на то, что два волока, связанные с рекой Сестрой, были дальше от внешних западных границ Княжества Литовского (с середины XIII века, до этого Смоленского), поэтому безопасней и в случае набега или войны могли становиться главными путями. Не иметь этих двух волоков, значит упустить контроль за торговыми путями, вернее за связью торговых путей, по логике новгородцы этого допустить не могли, а в Х1-ХП веках был расцвет торговли и силы Новгорода, поэтому наш Клин мог принадлежать новгородцам, или за его земли должна была быть борьба с Владимиро-Суздальским княжеством. Думаю, что искать упоминание о нашем городе можно в Новгородских летописях, где населённые пункты с именем Клин упоминаются более двадцати раз.
Косвенным свидетельством тому можно считать упоминание названия монастыря, который так назывался до переименования его в Успенский. В книге А. Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России», изданной в 1852 году, находим: «Можайский мужской с двумя каменными церквями и такою же колокольнею, существовавший близ уездного города Клин по дороге к Дмитрову на берегу реки Сестры. О времени основания этой обители, так же по какому поводу называлась она Можайскою, решительно ничего на известно, быть может одна из здешних церквей была посвящена имени Николая Чудотворца Можайского, в честь явления коего находился храм в Новгороде» Николай Чудотворец был покровителем торговли. Древний храм, посвящённый ему в Новгороде, стоял уже в XI веке.
Итак, на связи торговых путей возникли древние города Чернятин, Клин, Белый городок, Шоша, Дубна, пустыни Боголепова и Изосимова, скорее всего были и другие древние города, наш Клин имел важное значение, находясь на связи трёх торговых путей, и нет сомнения, что он значительно старше. И еще небольшое отступление. Названия рек, озер, городов, погостов, сел и урочищ наши предки не заимствовали ни у прибалтийских народов, ни у финно-угров (на примере р, Яуза), т.к. названия давались на понятном для наших предков языке. И имели точное значение и смысл, метко подмеченных в окружающей их природе, а за 1000 и более лет, наш язык сильно изменился и смысл многих слов и даже сами слова утеряны. Поэтому в топонимических названиях наш древний язык, а славяне на этих землях живут намного дольше, чем это считается. Такими учёными, как доктор исторических наук Гуева, кандидат исторических наук С.В. Жарникова доказано, что основа названий рек и озёр Русской равнины не финно-угорские языки, и не балтийские, а санскрит. Как считал индийский учёный санскритолог Б. Тилак санскрит более позднее ответвление от древнерусского языка.
Точным доказательством существования указанных выше водных торговых путей и сухопутных (о них речь пойдёт ниже) являются погосты. Погост - административно¬территориальная единица Древней Руси. Известно, что княгиня Ольга ещё до принятия христианства установила административно-территориальное деление на погосты, положив на них уроки (дань), в 947 году устраивает погост на реке Мета.
И так погостами назывались сельские общины - периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» - торговля.
Необходимо отметить, что деление на погосты характерно для Новгородской земли (а также на пятины, присуды и губы). В других русских землях подобного деления земель нет, хотя некоторые из этих названий встречаются в Северо-Восточной Руси: например погост. Погост у нас имеет совершенно другое значение, чем в Новгороде, больше историческое, как остаток древности.
В Северо-Восточной Руси аналогом погоста были волости, позднее, со времён Ивана III, появились станы. Волость в старину означала - власть, правительственную силу, часть земли, сельскую территорию, подчинённую городу. В Древней Руси территорию княжества, которой управлял волостель (властитель). .
Рассмотрим территорию Клинской земли, приблизительно в границах Клинского удельного княжества (1318 год - середина XV века). Известных нам погостов конца XV- XVII веков (из архивных материалов) насчитывается 35. Все, известные на сегодня погосты Клинской земли, были расположены вдоль торговых путей. А в древности главными торговыми артериями были реки. Что чётко видно. По реке Шоша, Погост Воскресенский на

Шоше, затем на реке Лама вверх, Рождественский погост в Зеленицино, далее погост Егорьевский (с. Дор) и погост Иоанна Предтечи (сельцо Узор).
По реке Яуза от Дамского Рождественского погоста (Зеленицино) - Дмитровский погост в Кругу - два погоста на притоках другой Яузы (реки Ямуга). На реке Железновка Никольский погост, на реке Новый Вяз ещё один Никольский погост, затем г. Клин - погост, где много позднее построен соборный комплекс.
По реке Лутосня от истока вниз по течению погосты: Пречистенский, Никольский, Лазаревский, Ивановский.
В районе озера Гущино (Сенеж) на водоразделе берут начало три реки: река Сестра, река Клязьма и река Истра. У истока реки Сестры был погост Покровский, а у истока р. Истры погост Стребунов. На реке Сестра (приток Сестры река Жернавка) существовал погост Покровский и на южных притоках реки Сестры Дмитровский и Георгиевский, а на притоках р. Истра видим ещё три погоста: Ильинский, Воскресенский и Георгиевский.
Очень интересное место на водоразделе рек, которые берут начало на Клинско- Дмитровской гряде. Здесь находилось пять погостов: Рождества (в Лубяном), Георгиевский, Ивановский, Богоявленский и Воскресенский.
«Куст» из 6-ти погостов на притоках Волги и Шоши, Никольский (во Вьюхове), Спасский, Петровский (в Волжинах), Успенский и Никольский.
Итак, из карты-схемы видно, что известные нам погосты располагались не только по руслам рек на водных торговых путях, но и на сухопутных торговых путях, что доказывает мнение советского историка Н.М. Никольского о том, что погосты в Северо-Восточной Руси основаны торговавшими и расселявшимися по всей Северной Руси новгородцами: «Погосты, как показывает значение этого слова, были местами «гостьбы», т.е. торга, на которых останавливались в старину проезжие новгородские купцы». Добавим, что не только новгородцами. В старину великая или большая дорога называлась гостиница (по ней передвигались купцы).
Наши предки ставили на основанных ими погостах Храмы, как правило, на местах языческих капищ, которые находились рядом с родовыми и племенными центрами. Таким же образом, кроме погостов на клинской земле могли возникнуть и монастыри: Егорьевский (погост Старое Шихово), Пятницкий - Берендеевский (на р. Истра), Засимин монастырь, пустыни Боголепова, Медведева и др.
Более 40 погостов, монастырей и пустынь в ХУ-ХУН веках, находившихся на территории Клинского удельного княжества, показывают торговые пути, через него проходящие (использовалась карта Д.А. Рубцова).
Также через наш город проходили два сухопутных торговых пути.
Первый: древняя дорога из Смоленска западных кривичей через земли Верневолжских одноплеменников к восточным кривичам в Ростов Великий. Древние русские города (огороженное укреплённое селение), по мнению историков, располагались на расстоянии от 50 до 70 километров друг от друга, что связано с расстоянием, которое может пройти лошадь с гружёной телегой (санями) за дневной переход. Торговый путь из Ростова Великого (862 год) в Смоленск (863 год) пролегал через Переславль Залесский - (до переименования и переноса древний Клещин) - Радонеж - Дмитров (1154) - Клин (?) - Волок Дамский (1134) - Гжатск. Расстояния между городами около 60-ти километров. Далее проходил по старой смоленской дороге. На клинской земле на этом пути от Дмитрова к Волоку Дамскому располагались: погосты Петровский в Волжинах, Воскресенский к востоку от Клина, Никольский, Воскресенский (второй) к западу от Клина, Богоявленский, Николаевский и Иосифо Волоцкий монастырь.
Второй: Из Новгорода в Рязанские и Северские земли через наш город. На этом пути на нашей земле располагались погосты: Воскресенский на Шоше, Старое Завидово, Воскресенский, Старое Шихолово, Стребуков.
И ещё одно наблюдение: рядом со всеми древними городами Клинской земли (Клин, Чернятин, Дубна, Шоша, Белый Городок) находились один или два погоста, то есть возникновение древних городов и погостов взаимосвязано. Сначала возникало небольшое родоплеменное поселение, которое позднее превращалось в административный племенной центр - город.
Итак, через наш город проходили три водных и два сухопутных древних торговых пути, значит наш город имеет солидный возраст и дату его основания необходимо пересматривать.
Необходимо отметить мнение известного ученого, доктора исторических наук, археолога Б.А. Рыбакова о том, что древнерусский город возник из административных вечевых центров сельских округ - погостов (волостей), мест концентрирования дани и ее сборщиков (а они могли находиться только на торговых путях и на их пересечениях).
Что подтвердили новым археологическим материалом знаменитые историки и археологи В.Л. Янин и М.Х. Алешковский, приведем их мнение о важности изучения древних городов (проведения археологических раскопок): «Если города возникли из зарождения государственного аппарата, от процесса становления самого государства, от появления погостов, то само возникновение погостов, их рост и развитие неотделимы от процесса и укрепления межтерриториальных связей, от процесса консолидации верхних слоев общества, перерастающих в государство. Если ставить вопрос таким образом, то важность охраны культурного слоя наших древних городов станет еще более ясной. Тайны возникновения русского государства погребены сейчас под землей, и культурный слой цепко хранит эти тайны. Сберечь его - значит сберечь и единственную из оставшихся возможностей проникнуть в самую увлекательную эпоху русской истории - в эпоху, когда эта история еще только зарождалась».
Библиография:
1. Барсов, Н.П. Очерки русской исторической географии. География Начальной летописи /Н.П. Барсов. - М.: Кучково поле, 2012. - 370 с.
2. Борзаковский, В.С. История Тверского княжества / В.С. Борзаковский. - М.: Рубежи XXI, 2006. - 500 с.
3. Военно-топографическая карта Московской губернии 1860 года, составленная генералом от инфантерии Ф.Ф. Шубертом. - Репринт, изд. - Масштаб 1:75000.
4. Дьяченко, Г.М. Полный церковно-славянский словарь /протоиер. Г.М. Дьяченко. - Репринт, воспроизведение изд. 1900 г. - М.: Отчий дом, 2009. - 1120 с.
5. Жарникова, С.В. След ведической Руси /С.В. Жарникова. - М. Концептуал, 2015. - 288 с.
6. Забелин, И.Е. История Москвы / И.Е. Забелин. - М. : АСТ, 2007. - 768 с.
7. Кусов, В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уезда. Описание землевладений. Т.
1. /В.С. Кусов. - М.: Московия, 2004,- 315 с. - Из содерж.: Клинский уезд. - С. 255 - 314.
8. Попов, А. С. Загадки Янтарной реки: краеведческое путешествие на исток Западной Двины /А.С. Попов. - М.: Профиздат, 1989. - 256 с.
9. Поспелов, Е.М, Географические названия России; топонимический словарь /Е.М. Поспелов. - М.: АСТ : Астрель, 2008. - 528 с.
10. Рубцов, Д. А. Клинский уезд по документам ХУ-ХУШ веков: исторические материалы для составления приходских летописей /Д.А, Рубцов. - Клин: [Б. и.], 2009. - 78 с.: ил.
11. Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: в 3 т. Т.1 /И.И. Срезневский. - Репринт, воспроизведение изд. 1893-1912 гг. - М., 2015.


Рецензии