Глава 13. Благие намерения

Тайна княжеского наследства. Роман

Глава тринадцатая
БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Великому князю Николаю Константиновичу было двадцать лет, когда на балу в Екатерининском институте он впервые увидел Лизу. Высокий (под два метра), стройный, темноволосый Никола пользовался успехом у женского пола. Стройный, подтянутый, с едва пробивающимися усиками на юном лице, он казался моложе своих лет. Его миловидное, совсем еще юное лицо сразу располагало к себе. Легкая усмешка, таившаяся в уголках губ, сочеталась с открытым, доверчивым взглядом. Веселый и бесшабашный в общении с сослуживцами, он прикрывал бравадой и цинизмом тонкую, ранимую душу. Жизнь дала ему все и сразу, что не могло не сказаться пагубно на его характере. В детстве родители старались прививать ему нравственные устои. Однако ему не хватало твердости характера, он был слишком мягок и податлив.

Общение с Лизой, разговоры с ее отцом пробудили в молодом человеке новые порывы. Николай совершенно изменился. Лихие гвардейские кутежи перестали его привлекать. Он вдруг сделался серьезным, стал интересоваться политической деятельностью. Он хотел трудиться и приносить пользу на своем поприще. В сердце его жила любовь и благодарность Богу за это великое счастье. И еще — он принял решение. С каждым днем он все больше укреплялся в нем, и, наконец, собрался сообщить о нем отцу.
Это было солнечным февральским утром на Масленой неделе. Никола присоединился к отцу за завтраком в столовой Мраморного дворца, из окон которой открывался вид на Неву. Дворец этот, название которого связано с особенностями его облицовки разнообразными сортами мрамора, был подарен императором Николаем своему сыну Константину ко дню его свадьбы с прусской принцессой Александрой Иосифовной. Константину Николаевичу было тогда двадцать два года. Поселившись во дворце, которым до него владел его дядя Константин Павлович, молодой великий князь был вынужден начать ремонт. Покои были в плачевном состоянии, напоминая скорее казарму, чем царский дворец. И вот теперь в прекрасных, обновленных интерьерах росли его младшие сыновья: Константин, Дмитрий, Вячеслав.

Николай окинул взглядом отца. Тот в последнее время казался особенно угрюмым, все время молчал и почти перестал улыбаться.

На лбу залегла горестная складка.

— Отец, позволь с тобой поговорить.
— Слушаю тебя, сын мой, — Константин поднял голову, посмотрел на своего первенца. Если бы кто-то увидел их рядом, то поразился бы разнице настроения. Чем ярче и светлее разгоралось счастье в глазах Николая, тем более оно меркло в его отце.
— Я хочу поговорить о Лизе. Отец, ты все знаешь о нас с ней. Не мне рассказывать тебе, сколь прекрасна эта девушка! Ты сам это не раз признавал.

Константин слушал и думал о том, что теперь ему придется стать жестоким.
— Отец, я принял решение. Я собираюсь сделать Елизавете Александровне предложение.

Константин закрыл глаза, тяжело вздохнул, сказал про себя:
«Да, придется!».

— Я знаю наперед все, что ты мне скажешь. Что она мне не ровня и тому подобное. Отец, но это же бред! Ты-то сам понимаешь, что человека не должны останавливать такие вещи, как разница в происхождении. Тем более в наше время! Эта девушка понимает меня как никто другой! Я люблю ее. И ни одна принцесса с ней не сравнится!

— Даже твоя мать? — устало спросил отец.
— Ну нет, я имел в виду тех принцесс, что вы мне подсовывали.
— Мы не подсовывали. Мы предлагали тебе сделать свой выбор, не попирая династические интересы семьи.

— Прости, отец, я не так выразился. Но ты меня понял!
— Я тебя понял. Послушай же теперь меня, — Константин помолчал, собираясь с мыслями. — Ты сейчас во власти своего порыва. Как долго длится твоя любовь? Месяц? Два? — Год, папа.

— Не придумывай! За предыдущий год у вас было три встречи, между которыми ты не особо грустил... В отличие от Лизы!
— А ты откуда знаешь? — удивился Николай.

— Неважно. Два месяца — слишком короткий срок, чтобы быть настолько уверенным в своих чувствах. Ты ведь понимаешь, что в брак вступают один раз и на всю жизнь. Не торопись, сын мой!
 
Давай вернемся к этому разговору… летом.

— Тебе хорошо говорить, отец! Ты уже давно забыл, что такое любовь! — Никола, конечно, не заметил горькой усмешки отца при этих словах. — Ну ладно. Я попробую потерпеть… месяц. И тогда ты убедишься, что я тверд в своем решении!
Николай стремительно вышел из столовой. Константин некоторое время сидел неподвижно, словно придавленный тяжелым грузом. Потом медленно поднялся, двинулся в свой кабинет.

Придя к себе, князь отпер потайной ящик секретера своим ключом. Достал оттуда фотографию Лизы. Долго-долго смотрел на нее. Потом сунул ее в карман сюртука и вышел из кабинета.

* * *

Вечером, когда великий князь Константин сидел в своем кабинете с государственными бумагами, дверь резко распахнулась, и на пороге показался его сын.
— Отец! Объясни, пожалуйста, что это такое? — в руках Николая была фотография.
— Прости, Никола, я сейчас занят.

— Я нашел это в библиотеке среди книг по живописи. Взгляни — это же прабабушкин будуар в Павловске! Видишь? Порфировые колонны, мраморная ваза.
Николай протянул фотографию отцу. Тот мельком взглянул и вернул.
— Да, похоже.

— Значит, Лиза была в нашем дворце… без меня. Как она там оказалась? Кто ее фотографировал?

— Никола, не сейчас!
Но Николай уже не мог остановиться. Он лихорадочно соображал.
— Мы встретились на концерте в Павловске… Я представил ее тебе… Лиза жила в Тярлево. Это совсем рядом… Ты оставался во дворце, когда я уехал… И фотографии интерьеров тогда же делались. Мне матушка их показывала… — Николай запнулся. Посмотрел на отца так, как будто впервые его увидел. Потом закрыл лицо руками и со стоном прошептал:
— Отец! Что у тебя было с ней?


СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Какие бывают сны
Глава 2. Санкт-Петербург. Ноябрь 1871 года
Глава 3. Странный разговор
Глава 4. Екатерининский институт
Глава 5. О концертах в Павловском вокзале
Глава 6. Великий князь Константин
Глава 7. Русское музыкальное общество
Глава 8. Военные маневры в мирное время
Глава 9. Бал у губернатора
Глава 10. Летний сад зимой
Глава 11. Отрывок из дневника 
Глава 12. День Ангела
Глава 13. Благие намерения
Глава 14. Письма Александра
Глава 15. Не доверяйте принцам!
Глава 16. Новые маневры
Глава 17. Прерванный ужин
Глава 18. «Придет пора преображенья, конец житейского пути»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19. «Venezia ; anche un sogno…»
Глава 20. Что случилось на самом деле 
Глава 21. Между двумя жизнями
Глава 22. Связь времен 
Глава 23. «Остров мертвых»
Глава 24. Лабиринты Палаццо Дожей
Глава 25. «Пролей мне в грудь отрадное похмелье»
Глава 26. Возвращение в Санкт-Петербург
Глава 27. Лейб-гвардии Конный полк
Глава 28. Если гора не идет к Магомету 
Глава 29. «Un Ballo in Maschera»
Глава 30. Синие горы Кавказа
Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце
Глава 32. Призрак прошлого и демон настоящего

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 33. Семейная история
Глава 34. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Глава 35. «И для него воскресли вновь»
Глава 36. «Сила судьбы»
Глава 37. Лиза и Николай — современная версия событий
Глава 38. «А счастье было так возможно»
Глава 39. Андрей Громов. Герой или подлец?
Глава 40. Расследование продолжается
Глава 41. Смерть Константина Николаевича
Глава 42. Ташкент
Глава 43. Марко
Глава 44. Наследство
Эпилог
Послесловие автора
Благодарности


Рецензии
В этой главе схлестываются интересы царской фамилии и личная заинтересованность. И какие только поступки, порой не слишком уж благовидные способен совершить человек! Вполне жизненная ситуация.

Всеволод Соломбольский   07.01.2020 18:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.