Графика Истории и ее тайны

    Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

               
В интернете с прошлого года появился графический рисунок под названием «Вид города Клина от деревни Праслово». Администраторы сайтов, на которых последовательно появлялся рисунок, к сожалению, не могли назвать его автора и того, кто первым перевел графическую работу с бумаги в цифровой вид. Однако все же удалось выяснить, что рисунок создал рано ушедший из жизни наш современник, известный клинский художник, мастер графики Алексей Ларионов, который любил делать графические копии- реконструкции с фотографий и рисунков старого Клина. Свой рисунок «Вид города Клина со стороны деревни Праслово» он сделал для книги краеведа-исследователя Дмитрия Рубцова «Клинский уезд по документам XV-XVIII веков: исторические материалы для составления приходских летописей». Художник человек творческий, поэтому на рисунке есть его представления о Клине того времени.
Алексей Ларионов загадал нам загадку, посмотрим всё ли изображенное на его рисунке действительно имело место быть в одно время. На графической работе «Вид города Клина со стороны деревни Праслово» показан дом городничего, а институт городничих появился в 1775 году после административно-судебной реформы Екатерины Второй. До того главами городов в России являлись воеводы, осуществлявшие всю полноту власти. После екатерининских преобразований появились городничие. В числе их обязанностей указывалось наблюдение «за порядком и добронравием», предоставление «всякому обиженному своего начальственного покровительства», поощрение обывателей к рукоделию, трудолюбию, «добронравию, человеколюбию и порядочному житию».
Дом клинского городничего появился в 1781 году, когда Клин получил свой герб и официальный статус уездного города, на месте воеводского дома, о чем свидетельствует карта межевания 1769 года. В XIX веке был построен новый дом городничего, и сейчас в доме № 4 на улице Папивина(Дворянской) располагается музей клинской милиции и полиции.
На рисунке обозначено здание народной школы, которое могло появиться только после 1786 года, когда Екатерина Великая не без влияния иезуитов обратила внимание на народное образование и опубликовала устав двухступенчатой народной школы. Тогда в уездных городах для жителей различных сословий стали открываться народные школы, уездные и городские училища, которые существовали на средства городского бюджета и личные вклады населения. Причём смешанные школы для мальчиков и девочек находились вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать людей, знающих основы православия и правила поведения, они были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, арифметике, русской грамматике, чистописанию и рисованию. Полагаю, что наряду с Дворянской старинными в Клину являются Школьная улица и Школьный переулок. До 1917 г. они назывались Болотной улицей и Болотным переулком, а 26 июня 1924 года на заседании Клинского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов переименованы в Школьные по народной школе, которую в конце XIX века построили на пересечении улиц Дворянской и Болотной. Сейчас это дом № 22/2 на улице Папивина.
 Храм Воскресения Христова с отдельно стоящей колокольней на рисунке Алексея Ларионова изображен, а небольшого храма Николая Чудотворца не видно. Это ошибка. Он должен быть, потому что на «Проектном плане города Клина 1786 года» храм отмечен. О храме Николая известно из труда академика Герарда Миллера «Москва. Путешествие по Московской провинции 1778-1779 годов». О Клине говорится, что он разделен на две слободы: первая - разночинская и солдатская, другая - ямская. «В первой две церкви: бывшие прежде монастырские Успения Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия Чудотворца, сообщается в труде, в другой слободе - Воскресения Христова и Николая Чудотворца каменная, которая еще не отделана».
На рисунке видны дворы разночинские, ямская слобода и дома горожан. Путевой дворец на рисунке изображен на Дворянской улице. Это тоже ошибка художника, потому что путевой дворец построен после того, как Екатерина Вторая утвердила доклад «Об устроении дорог между столицами» от 28 апреля 1786 года, и, полагаю, к ее возвращению из Крыма через Москву и Клин в 1887 году. Такие ее поездки готовились и планировались заранее. Точно известно, что Путевой дворец находился за рекой Сестрой на взгорке перед нынешней спортивной школой. Его место показано на «Проектном плане города Клина 1786 года». Прямую «першпективную» дорогу между Петербургом и Москвой задумал еще Петр Первый, но в 1728 году ее строительство Петр II приостановил, а столицу перенес обратно в Москву до его смерти в 1730 г. Дорога с перерывами строилась при императрицах Анне Иоановне и Елизавете Петровне, требовала много средств, ее гатили, устилали бревнами и засыпали землей, которая проседала, и по дороге ехали как по стиральной доске за исключением зимы. Поэтому в 1763 г. Екатерина Вторая прекратила строительство «першпективной» дороги из-за излишней дороговизны проекта, и только после 28 апреля 1786 года императрица не только усовершенствует дорожное покрытие, мостит ее, но и активно строит путевые дворцы. На дороге Санкт-Петербург - Москва насчитывалось десять деревянных дворцов: в Ижоре, Тосно, Чудово, Спасской Полисти, Подберезовье, Яжелбицах, Едрово, Хатилово, Завидово, Клину.
 На рисунке Алексея Ларионова указан соляной магазин. Таковые магазины и лавки появились в России с 1705 года после введения Петром Первым государственной монополии на добычу и продажу соли. На проектном плане Клина 1786 года соляной магазин и соляные амбары отмечены на Дворянской улице.
Каменный почтовый дом на рисунке и есть почтовый двор на Почтовой площади Клина. Сейчас он находится по адресу Советская площадь, дом № 1. Почтовый двор построен в стиле классицизма в конце XVIII в. по типовому проекту архитектора Николая Львова. Сооружение представляет собой двухэтажный дом, который со двора имеет высоту в три этажа за счет пологого склона, на котором выстроен. Писатель Александр Радищев останавливался здесь, когда проезжал из новой столицы в старую. С середины 1780-х он приступил к работе над книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», которая увидела свет в 1790 году. То есть между 1775 и 1790 годами почтовый дом уже действовал.
 В левой части рисунка показаны храм Успения Пресвятой Богородицы и маленький храм Сергия Радонежского, находившийся западнее храма Успения, который изображен уже с трапезной и колокольней, портиками с колоннадой. То есть храм Успения уже перестроен, но и продолжал действовать храм Сергия Радонежского. Однако вперед обветшал и был разобран храм преподобного Сергия. Значит, рисунок неверно отражает историю Успенской церкви: «Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 г. здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь». Нет, храм Сергия Радонежского разобран позже. В книге Александра Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России», изданной в 1852 году, читаем: «Можайский мужской с двумя каменными церквями и такою же колокольнею, существовавший близ уездного города Клин по дороге к Дмитрову на берегу реки Сестры. О времени основания этой обители, так же по какому поводу называлась она Можайскою, решительно ничего не известно. Быть может, одна из здешних церквей была посвящена имени Николая Чудотворца Можайского, в честь явления коего находился храм в Новгороде». Значит, еще более древним был храм Николая Чудотворца. А может быть, он и переосвящен в храм Успения?


Рецензии