Комсомольская вахта труда

Картонная коробка. Картонная коробка, сшитая проволочными скрепками. Картонная коробка, состоящая из донышка и крышечки. Картонная коробка, помогающая учащимся понять то, как зарабатываются деньги. Картонная коробка, приобщающая школьников к рабочему классу, к пролетариям, к труду.

Производство картонных коробок занимает самый большой зал школьных мастерских. Здесь на станках производственного цикла выполняющих беговку, просечку и сшивание коробок с желанием и воодушевлением трудятся комсомольцы школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Под потолком крупными красными буквами на белом фоне написан лозунг: «Машина любит ласку, чистоту и смазку!». Его назначение – приучать воспитанников бережно относиться к оборудованию, ухаживать за ним под чутким руководством учителя труда и опытного наставника Геннадия Фёдоровича Воронцова. В мастерской кипит работа: грохочет беговочный станок, ухает пресс, стрекочет автомат по сшиванию коробок.

Бригада состоит из семи человек. Один выполняет операцию беговки. Специальный станок ударным способом делает дорожку на картоне в месте будущего сгиба коробки. Второй выполняет операцию просечка. Станок пробивает прорезь в листе картона в тех местах, где это требуется, чтобы сложить коробку. Третий и четвёртый члены бригады сгибают донышко и крышку коробки. Пятый и шестой сшивают донышко или крышку. Затем все вместе собирают коробки и увязывают их в пачки. На каждую операцию установлен чёткий расценок. Работа сдельная. Но работа организована по принципу бригадного подряда.

А чем же занимается седьмой член бригады? Он – Павка Корчагин, главный герой автобиографического романа Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь». Герой Гражданской войны, сражающийся за дело трудового народа. На лицевой счёт Павки Корчагина идут отчисления для строительства на территории школы памятника Николаю Островскому. Инициативу выдвинула школьная комсомольская организация. Накопление денег продолжалось несколько лет. Те комсомольцы, кто предложил эту идею, окончили школу, ушли в большую советскую трудовую жизнь. На их место пришла молодая смена, новые комсомольцы. Вся школа следила за ходом накопления средств на строительство памятника. Учащимся не терпелось скорее начать работу в картонажной мастерской, чтобы внести свой вклад в дело накопления денег, но к работе допускались ученики с шестого класса.

В начале и в конце каждого учебного года на школьной линейке объявляли сумму, заработанную Павкой Корчагиным на строительство памятника, и сколько денег осталось накопить. Все мы радовались тому, что сумма растёт, что осталось совсем немного. И вот, наконец, объявили, что до окончания текущего учебного года, необходимая сумма будет накоплена и летом начнётся возведение памятника! Мы, охваченные радостным чувством скорого свершения долгожданного события, впервые и единственный раз в жизни ждали окончания летних каникул! Встанет памятник мужественному Николаю Островскому и школе официально присвоят его славное легендарное имя. Пока же школа борется за присвоение имени писателя.

Памятник Островскому могли бы построить и без многолетнего сбора денег, либо построить его на деньги школьного бюджета, либо на деньги шефствующего над школой промышленного предприятия, для нужд которого шили коробки, а потом постепенно отработать затраченную сумму. Но так не принято в комсомольской среде. Заработаем сами на создание памятника писателю-герою!

Школьное предприятие по производству коробок (и не только их, но об этом речь впереди) входило в производственное объединение «Корчагинец». В его состав включены несколько специализированных предприятий, размещённых в некоторых городах Горьковской области, где преимущественно работают инвалиды по зрению. Основная часть этих предприятий выпускала продукцию для автомобильной промышленности: вязали жгуты проводов, собирали замки зажигания, дверные замки, стеклоподъёмники и прочее. В одном из школьных коридоров на стене висели стенды с образцами продукции предприятий ПО «Корчагинец». Каждый мог видеть, что конкретно выпускает то или иное предприятие. Тут же висела доска почёта с фотографиями выпускников школы разных лет, добившихся высоких постов и прочих достижений, как на производстве, так и в других сферах. Такова была наглядная агитация. Сейчас стены школы «украшают» яркие, но совершенно безликие стенды, рассказывающие о террористической опасности и методах борьбы с ней. Веление времени! А руководители страны, депутаты вещают нам о том, как усилить охрану школ. Не школы надо охранять, а страну! Страну охранять от всякой нечисти, как делалось в великом и могучем Советском Союзе! И они знают всё это, но цели и задачи у них иные.

Я, однако, вперёд забежал на четверть века. Вернёмся к нашим коробкам.
Забирать готовую продукцию ежедневно приезжает грузовик от заказчика. Он же даёт школе план по выпуску коробок. Плановое задание перевыполняется в несколько раз, поэтому заказчик обеспечен коробкой на весь период летних каникул.

Каждая бригада работает один час в неделю после уроков. Эта работа называется комсомольской вахтой труда. Выполняется она помимо уроков труда, предусмотренных образовательной программой лучшей в мире советской системы просвещения. Для краткости мы называли нашу работу просто словом «вахта».
Заступить на вахту труда! Как красиво звучит! Как гордо звучит! Николай Островский боролся за власть трудового народа, отстояв свою ратную и трудовую вахту на все сто процентов и больше! Нам выпало жить в мирное время, так порадеем трудом посильным за процветание Советской Родины!
– Сегодня у нас вахта, – напоминал бригадир членам своей бригады. – Не забывайте про вахту.

А никто и не забывал, напоминать не требовалось. Все с огромным желанием бежали на вахту к положенному по расписанию часу. В мастерской вкусно пахло картоном, чуть-чуть машинным маслом, но главное – рабочая атмосфера маленького цеха, продукция которого нужна народному хозяйству! Ребята быстро снимают с вешалки рабочие халаты, одевают их и вот они уже готовы приступить к работе, готовы отстоять свою вахту труда! Если заставали в мастерской бригаду, которая заканчивала работу, но не успела собрать нашитые коробки, то ругались с ней, выгоняли её. Трудно спорить младшим со старшими. Придёт, скажем, бригада шестиклассников работу начинать, а  там выпускники неспеша собирают  нашитые коробки. Они и не торопятся. Только добрый Геннадий Фёдорович подгоняет их. И стоят шестиклассники у двери чуть ли не со слезами на глазах, поскольку течёт их время драгоценное неумолимо, меньше его остаётся для работы. Кинутся они помогать одиннадцатиклассникам, те и рады.
С вахты не хотелось уходить. Бригада, работающая последней по расписанию, оставалась на вахте столько, сколько позволял Геннадий Фёдорович. Работать на станках интересно, ощущая причастность к большому трудовому советскому народу – строителю социализма и коммунизма!

Картонная коробка – основной вид деятельности филиала ПО «Корчагинец» в нашей школе. Кроме неё, шло изготовление проволочной сетки, удерживающей пробку в бутылке шампанского и пробок из фольги для винных бутылок. Эти заказы поступали с Сормовского ликероводочного завода не регулярно, выполняли их на уроках труда и крайне редко организовывались дополнительные рабочие часы. Десятками тысяч изготавливали эту продукцию.

Для нужд школы самостоятельно изготавливали так называемые брайлевские тетради. Это тетради для письма рельефно-точечным шрифтом. Создал этот шрифт Луи Брайль. Он предназначен для письма и чтения незрячим людям, либо людям со слабым остаточным зрением. Рулоны плотной, толстой, как мы говорили брайлевской бумаги, четыреста килограммов весом, привозили в школу на грузовике. (Из брайлевской бумаги самолётики (галки) чудесные получались! От рулона отматывали столько бумаги, сколько нужно. Запустишь такой самолёт метровой длины, он красиво и плавно летит через весь класс, а то и коридор, как стратегический бомбардировщик ТУ-95. И только учительница географии Елена Андреевна Вершинина увещевала нас: «Ребята, если каждый советский школьник сэкономит один лист бумаги в год, то получится сберечь несколько гектаров леса». Это действовало. Лес жалко. По сей день всё это помню.) Старшеклассники разгружали машину и закатывали рулоны в мастерскую. В рулон вставляется сердечник, с помощью которого он подвешивается на опоры для свободного вращения. На столе-кондукторе сделан шаблон для нарезки бумаги в нужный размер. Бумага нарезается простым ножом. Затем тетради сшиваются на специальном станке. Для обеспечения потребности школы требуется несколько тысяч тетрадей в год, поэтому они шились постоянно.

***
Пришло время рассказать об открытии памятника Николаю Алексеевичу Островскому. Вернулись мы с летних каникул, а памятник стоит! Вот он, плод многолетней вахты труда бригад комсомольцев школы, в состав коих входил герой Павка Корчагин! Постамент и подножие его облицованы серыми полированными гранитными плитами. Пьедестал венчает бронзовый бюст писателя. Территория вокруг памятника выложена тротуарной плиткой и ограничена низенькими стальными столбами, между которыми с провисами натянута железная цепь. Посажены ёлочки и сделаны цветочные клумбы. Стояли мы около памятника, ходили вокруг него, любуясь им!

29 сентября 1982 года, в день рождения Николая Алексеевича Островского, состоялось торжественное открытие памятника. Выдался погожий, солнечный, тёплый день. На школьную линейку приглашены ветераны Великой Отечественной войны, выпускники школы, принимавшие участие в зарабатывании денег для строительства памятника, строители. Произносились праздничные речи. Белое покрывало сдёрнули с памятника и бронзовый бюст писателя засиял в лучах осеннего Солнца! И так всем радостно стало, что своим трудом свершили столь великое дело!
Комсомольцы, предложившие зарабатывать деньги на строительство памятника, сложили песню о Николае Островском, ставшей гимном школы, в которой такие слова:

Кто сказал, что он ушёл от нас,
Что не в силах был сойти с постели?
А не с нами ль он идёт сейчас
В пламени боёв к свободной цели!

Это он любимый наш герой,
Вдохновляющий на подвиг чести,
Бурею рождённый и стальной,
На врага идёт он с нами вместе.

Это он пример нам подаёт,
Как бороться за страну геройски.
Это он, стремящийся вперёд,
Вечно юный – Николай Островский!

В школе, трудом учащихся и педагогов создан музей Н. Островского. Экспонаты частично изготовлены руками учеников, например, макет фрагмента знаменитой узкоколейки. Школа установила связи с музеями Островского в Сочи и Москве. От них получены копии фотографий и документов. Музею не хватало места в выделенном помещении, потому стенды с фотографиями и копиями документов занимали стены некоторых школьных коридоров.

Великолепно поставлено дело с организацией экскурсии по музею. Несколько экскурсоводов выбраны из числа учащихся, среди пионеров и комсомольцев. У каждого экскурсовода был свой стенд или группа стендов. Они хорошо поставленными голосами, наизусть читали весьма объёмный текст. Экскурсия отрепетирована до мелочей. Одеты экскурсоводы в парадную школьную форму.
Проводились экскурсии по музею для комиссий, приезжающих проверять школу, для родителей, для учеников других школ города Горького.

***
Не только вахтой труда ограничивалась наша работа в школе.
На уроках труда нас учили азам столярного и слесарного дела, работе на токарном, сверлильном и фрезерном станках, давали навыки по электротехнике, в старших классах проходили производственную практику. Преимущественно у девочек были уроки домоводства. Но и мальчиков учили картошку жарить. И от всех видов школьного труда никто не получил ни одной сколько-нибудь серьёзной травмы. Не помню даже простых порезов.

Я к тому про травмы вспомнил, что на днях прослушал радиопередачу, в которой учительница рассказывала, как в летнем детском трудовом лагере раздала воспитанникам канцелярские ножи, ножницы и прочий бытовой инструмент для изготовления поделок из бумаги и картона. Это дети с четвёртого по седьмой классы. Большинству из них впервые предложено сделать что-то своими руками. Они не знают, как брать в руки нож, ножницы, иголку. Изрезали и искололи себе все пальцы так, что запас перекиси водорода иссяк! Я посмеялся, хотя на самом деле, всё это очень грустно.

Многое приходилось в школе делать самим. С третьего класса обучения начинались дежурства по классу, спальни и столовой. В обязанности дежурного по классу и спальни входило следить за порядком, наводить его в классе после того, как все уходят вечером в спальни, и утром в спальне, после того, как все спускаются в класс, обязательно мыть полы. Порядок в спальнях и классах строго проверяла комиссия, состоящая из завуча и врача. Нарушения фиксировались в письменном виде и потом взыскивались с дежурного. А на дверь образцового класса или спальни прикреплялся вымпел «Лучшему классу» или «Лучшей спальни». За эти вымпелы боролись.

В обязанности дежурного по столовой входит накрывать на стол перед каждым приёмом пищи в течение дня и убирать грязную посуду.

С пятого класса начиналось дежурство по школе. Дежурные парами ходили по школе с красными повязками на руке, следя за порядком, и их все обязаны слушаться, а вечером подметали школьные коридоры. Примерно раза два в месяц приходил полотёр. Это был пожилой мужчина с длинными волосами и усами. На ногу он надевал специальную щётку, которой тёр паркет до блеска. Работал он преимущественно поздним вечером в коридорах на первых двух этажах, где располагаются классы и кабинеты, и утром на третьем этаже, где у нас спальни. Мне он казался человеком из мира далёкого прошлого, какого-нибудь века девятнадцатого, когда вот такие полотёры натирали паркеты во дворцах и богатых домах. Слишком уж необычна была его внешность. Он выполнял свою работу ни с кем не разговаривая, да и к нему никто не подходил. Его длинные серо-седые волосы и такие же усы колебались в такт движениям ноги со щёткой. Коричневые брюки поддерживались ремнём с большой металлической, начищенной до блеска, пряжкой. Серая рубаха, поверх который такого же цвета жилет, никогда не застёгивающийся. В полутёмном коридоре он напоминал пирата, драившего палубу корабля; утром, при свете дня – казака донского, к которому хотелось подойти, но я боялся его. В старших классах уже не возникало такого интереса к этому человеку. Но типаж был колоритный! Жаль, что не додумался его сфотографировать, хотя тогда уже начинал заниматься фотографией.

Территория школы поделена на участки, которые поручались для уборки каждому классу, начиная с четвёртого. После установки долгожданного памятника Николаю Островскому, содержать его территорию в порядке поручили выпускному одиннадцатому классу. Она стала считаться территорией номер один, самой престижной и почётной. Мы переходили из класса в класс и скорее мечтали добраться до одиннадцатого класса, чтобы территория памятника была нашей. В основном, требовалось убирать снег зимой. Эта территория всегда содержалась в образцовом порядке. Хотя зимой никаких мероприятий у памятника не проводилось. После обильных снегопадов, выпускникам предлагали помощь другие классы, даже десятиклассники. Предлагали не по той причине, что они не справлялись с расчисткой снега, но потому, что всем хотелось поработать у памятника. Но хозяева территории не разрешали  помогать им.

Любой труд в школе и любая профессия были в почёте. Нас к этому приучали. Не стану преувеличивать, потому скажу, что не всегда мы испытывали желание трудиться, особенно дежурить по классу или спальне, мыть там полы. Но другого распорядка не существовало. Мы знали, что никто, кроме нас, эти работы не выполнит. Зато без преувеличения скажу, что с удовольствием и желанием работали на комсомольской вахте труда. Не исключено, что тут играл роль денежный стимул, но не только он, а ещё сознание того, что мы работаем на настоящем производстве. Если не нашьём требуемое количество коробок, то заводу не во что упаковывать свою продукцию.

Зато мы, уже старшеклассники, с удовольствием, каким-то особым рвением, по первому зову бежали разгружать любой грузовик, который что-то доставлял в школу. Например, привезли из прачечной постельное бельё, или новую мебель. Бежали бегом. Каждому хотелось больше ходок с мешком, ящиком, упаковкой сделать. Никто не отлынивал, иначе товарищи его не поняли бы.

Но вдруг отлаженный механизм дал глубочайшие трещины. Это произошло во всей стране по причине позорного предательства руководства, продавшегося исконным врагам нашим с политического Запада. Всё хорошее, полезное, нужное стало целенаправленно уничтожаться. В школе моей, как и в других школах России не стало трудового обучения. Я приезжал в школу спустя много лет после выпуска: мастерских и музея нет, памятник Островскому запущен, между плит проросла высоченная трава, даже гранитные плиты с постамента сняли, заменив их искусственным камнем. И форма постамента стала другой. Памятник стал похож на памятник кладбищенского типа. Сразу подумал: «Неужели не стыдно тем, кто похитил гранитные плиты?» Впрочем, эти люди могли и не знать о том, чьим трудом создан памятник, но это их всё равно не оправдывает.

Наверное, тенденция такая повсеместно имеет место быть в так называемой новой России. В моём родном Павлове сняли гранитные плиты, которыми первоначально выложена территория около обелиска «Павшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», заменив их брусчаткой. Хорошо хоть сам обелиск не ободрали, который облицован такими же плитами.

Паркет с полов в коридорах школы содрали. Школьный стадион зарос бурьяном, хотя он относится к другому виду воспитания – физическому. В наши дни лишь чахлая травка прорастала по краям футбольного поля, а остальная его часть вытоптана игроками. Гипсовый бюст Николая Островского по-прежнему стоит в вестибюле школы, но почему-то без подставки, прямо на полу. Подставка была сделана из фанеры и оклеена пластиком. Неужто, она могла кому-то неотложно потребоваться?! Уборщица, моющая пол, шаркает тряпкой по низу бюста, от чего на нём проступила тёмная полоса.

Сегодня трудовое обучение уничтожено в школах, потому моё воспоминание о нём, цель которого зафиксировать то, что было, звучит архаично. Сегодня для того, чтобы дать ребёнку напильник в руки, или лопату, или тряпку для уборки класса нужно испросить письменное разрешение у его родителей! Непременно надо идти до конца, беря разрешение на то, можно ли школьнику держать шариковую ручку в руках, перелистывать страницы учебника! Смешно и грустно.

Помню ещё такой советский лозунг: «Ручной труд на плечи машин!». (Огромный щит, на котором начертан этот лозунг, стоял в Павлове на Базарной площади, где сейчас выстроен магазин «Весна».) Хороший лозунг, правильный, но всему есть разумный предел, ибо руки атрофируются.

04.01.2020.

Я бы показал вам фотографию памятника. Но изуродованный памятник показывать не хочу. А того первоначального у меня нет.


Рецензии
Отличная статья, во всем поддерживаю автора.

Людмила Людмилина   11.09.2020 23:33     Заявить о нарушении
Благодарю за чтение и отзыв!

Алексей Панов 3   14.09.2020 18:51   Заявить о нарушении