Древний город Клин

г. Клин Михаил Леонидович Томилин
               
       Древний город Клин

    В России годом основания города принято считать первое упоминание в любом
письменном источнике или летописи (хотя упоминаемый город, как правило, уже существует и
до этого). Не будем говорить о том, что письменные источники уничтожались огнем, временем, заинтересованными группами лиц, в угоду господствующих в свое время взглядов.
   Сегодня мы имеем три даты 1234 г. (необоснованно отвергнута), 1200 г. и 1317 г., не будем сейчас останавливаться на разборе и их трактовке,все они не
говорят о времени основания или заложения города, а о факте его существования.
Наш город намного старше, что можно доказать путем археологических раскопок
древнего города и его посадов, причем на больших площадях. Раскопки могут приблизить нас к истине (примером тому может быть Казань, «постаревшая»
на 400 лет, Старая Руса - на 152 года и целый ряд других городов страны, которые на основе найденных артефактов «перенесли» даты основания своих городов). Попробуем путем сравнений, аналогий показать
древность Клина.
   Итак, этимология топонима Клин, образована народным географическим термином «клин» - земельный надел, лесная полоса, граница. Для применения этого термина имели большое значение форма земельного надела, участка, границы, которые должны быливклиниваться в чужую территорию. В «Полном церковно-славянском словаре» протоиерея Г. Дьяченко 1900 года выпуска
сказано: «Клин - часть или отдел земли, вдавшийся в чужое владение. Московский земли очерчены с одной стороны рекой Яхромою, а с другой Шошою, подавшись почти до самой Корчеве, образовали из себя в Тверских владениях очевидный клин земель московских. Поэтому и находящийся здесь город назван Клином».
Обратим внимание на то, что образование Тверского княжества относится к 1247
году, в этот год великий князь Владимирский Святослав Всеволодович, сменивший на
княжеском столе умершего брата Ярослава (в то время на Руси наследство переходило к старшему родственнику, в отличие от Западной Европы, где власть передавалась от отца к старшему сыну), выполнил его завещание, разделил часть земель Северо-Восточной Руси между своими племянниками, сыновьями Ярослава, так Тверь стала центром удельного княжества, а первым князем Ярослав Ярославович.
Московское княжество выделилось как удел Владимиро-Суздальского княжества
в середине XIII века. В 1247 году княжество досталось князю Михаилу Ярославину
Хоробриту, с 1267 года в Москве княжил Даниил, сын князя Александра Невского. Княжества Тверское и Московское были образованы в середине XIII века, что косвенно отодвигает дату образования нашего города. А если учесть гипотезу о владении нашим городом новгородцами, то город гораздо старше.
   Рассмотрим ближайшие древние города, находящиеся рядом с Клином. Волок
Ламский, первое упоминание о котором относится к 1135 году, по преданию основан
новгородцами. Находился на берегу реки Ламы, до сих пор ученые спорят, в нескольких километрах севернее или южнее современного города, перенесенного на нынешнее место позже. Археолог, преподаватель МГУ В.Л. Ивченков обнаружил древний город, в 2-3 километрах севернее между деревнями Щекино и Ивановское. Им раскопаны улицы XI - XII веков (уже фигурирует XI век), бронзовые украшения, хрустальные вкладки для перстней,посуда, металлические изделия XI века (книга «Славяне Волоколамской земли» В.Л. Ивченков).Город находился на древнем волоке между реками Лама и Руза (волок протяженностью около 5-ти километров). Второй вариант, на реке Лама, в районе наиболее близком к реке Волошня (д. Красиково). Если рассмотреть расположение города до переноса (два варианта), то его
положение с точки зрения обороны не выдерживает ни какой критики, естественный рельеф: нет оврагов, излучины, болота, место открытое, поэтому в более позднее время город перенесен на нынешнее место, большой холм у реки Городня. Был городом «круглого» типа.
   Старый город Тверь, поселение на его месте, по мнению многих историков (Борзаковский. Карманов и другие) основано новгородскими купцами предположительно в IX веке при впадении реки Тверцы в реку Волгу, по имени которой и получило свое название. У В.Н. Татищева имелся утраченный ныне источник об основании Твери в 1181 году, в нелетописных источниках упоминается в 1127 году, в летописях лишь в 1208 году. Тверской кремль строился в 30-40 годах XII века в ходе борьбы Ростова и Новгорода, когда город и был перенесен на правый берег (более высокий) при впадении реки Тьмаки в Волгу. Тверь, как и Волок Ламский, поменяла свое первоначальное место, из-за невыгодного расположения.
   Древний город Дмитров основан на месте более древнего поселения (выявлено
археологическими раскопками) в 1154 году Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким, в «низкой» пойме реки Яхрома, правого притока реки Сестра. В отличие от других городов, использующих естественные возвышения, он построен у подошвы холма, в заболоченной
низине. С севера подступало болото, а с запада близко подходил рукав Яхромы или старица. С юга и юго-запада город был окружен рвом шириной от 12 до 30 метров, вал с этих сторон был выше. Город был не удобен для защиты от нападения и для жизни горожан, рядом болото. Был городом «круглого типа», поскольку возводились обычно на ровной местности и требовали огромных материальных и трудовых затрат. Посад в таких городах развивался равномерно во все стороны. На таком неудобном для обороны и жизни горожан месте город мог быть построен по двум причинам. Первая - место почиталось с языческих времен (место языческого святилища). Не нужно забывать о двоеверии в Х-ХП веках. Вторая - важный в стратегическом
плане, форпост княжества или место на пересечении торговых путей (брод, запирание водногопути, по реке Яхроме).
   Теперь посмотрим насколько положение нашего города Клин выгоднее во всех
отношениях, с точки зрения обороны, жизни горожан, торговли по сравнению с
Дмитровом, Волоком Ламским и Тверью. Древние русские малые города возникали на месте племенных (родовых) поселений, рядом с языческими святилищами. Позднее, рядом с монастырями, вырастали из пограничных крепостей. Многие города поднимались вдоль купеческих торговых путей, дорог, которые назывались в древности гостиницами (по которым передвигались гости - купцы). Клин находился на пересечении торговых путей Смоленск - Ростов Великий, Новгород - Рязань и на
связи водных, речных торговых путей (упомянутые города древние, торговые пути уже
существовали в 1Х-Х веках).
   Существует два обстоятельства возникновения города: во-первых, торгово-транзитный путь для обеспечения ремесленнику бесперебойного сбыта товара, во-вторых, наличие укрепленного места, гарантирующего защиту и безопасность. Клин этим условиям вполне соответствует. По сравнению с древним Дмитровом и Волоком Ламским можно сказать, что древнее клинское городище: "...одно из тех, кои сама природа длянаселения предопределяет и с высоты которого в около лежащие стороны приятный вид простирается..." (Описание Московской губернии 1781г.)."Наш город относится к сегментному типу городов, который характеризуется постановкой крепости между двумя водными преградами, в соответствии, с чем посады
формируются с двух противоположных сторон крепости, как и два торга. Примером тому могут служить Клин. Кашин, Торжок, Чернятин. Древняя часть Клина, его укрепленное ядро (дерево-земляная крепость запирала узкий перешеек, петли реки Сестры)расположено на возвышенном, труднодоступном месте с широким обзором (высота холма надуровнем реки Сестра 20 метров). Река Сестра образует здесь почти замкнутую петлю, обойдя полуостров сердцевидной формы. Рекой зажат узкий перешеек с обрывистыми откосами, он представляет собой небольшое плато, прямоугольной формы площадью 1125 метров, которое господствовало и являлось доминантой на местности.
   Наличие мощного культурного слоя темного цвета на территории клинского городища
было определено в начале XX века, позднее подтверждено в 40-е годы XX века, сотрудниками Института археологии РАН, в том числе Рикманом Э.А.; ими на посаде в
районе храма Воскресения Христова, на склоне был найден подъемный керамический
материал XIII - XIX веков, причем шурфы не делались и раскопок не проводилось.
Археологических исследований на самом городище вообще не проводилось.
В 1970 - 80-е годы при подготовке рукописи о памятниках археологии, исследование о современном состоянии городища провел Р.Л. Розенфельд. Он сравнил
клинское городище с аналогичными в городах Кашин, Новый Городок и Кснягин.
Наличие в подъемном материале керамики XIII века, без раскопок говорит о древности
города.
   Клин удобен был не только для обороны, но и для жизни горожан, поэтому поселение на месте Клина появилось не позже, чем у наших соседей, а возможно и гораздо ранее. В книге русского учёного, историка И. Я. Фроянова «Загадки крещения Руси», в которой он опирается на последние данные археологической науки, говорится: «Восточнославянские поселения VIII - IX веков, как установлено археологами, объединялись в группы - от 3-х до 15-ти поселков. Расстояние между ними доходило до 5-ти километров. Размеры этих групп были близки к размерам племен и охватывали территорию 30x60 и 40x70 километров». Эта группа поселений являлась племенем, и «...Не случайно группа поселений отделялась от
подобных групп незаселенной полосой 20-30 километров». Возникновение Клина, Дмитрова,Волоколамска, Москвы, Твери полностью совпадает с данной схемой. Клин находится на расстоянии (округляем) до Дмитрова и Волоколамска - 60км. до Твери - 70км., до Москвы - 85км. Место, где находился Клин, могло быть центром обитания племени, как и окружающие его города, также могли быть такими центрами. Считаю, что можно сделать предположение о сетке городов Руси, лесной зоны (Оковский лес, где климатические условия, рельеф местности, плодородие земли, плотность населения и другие характеристики одинаковы). Возникающие города могли существовать, не мешая друг другу экономически, (земледелие, ремесла, торговля, охота, сбор дани) находясь друг от друга, как правило, в пределах от 50 до 90
километров.
   Город Торжок (Новый торг), основанный новгородскими купцами, впервые косвенно
упомянут в 1015 году, в летописях в 1139 году, также является городом сегментного типа.
   Старинный город Кашин упомянут в Никоновской летописи в 1238 году, при разорении его
татарами, кем основан неизвестно, с большой вероятностью можно сказать, что новгородцами. Он как две капли похож на Клин. Речь может идти о целенаправленном возведении данных городов, вернее крепостей на их месте. Попробуем предположить, когда и кто в IX веке укреплял, и с какой целью эти городки.
   По одной из гипотез, в начале IX века, князь Гостомысл (упоминается в древнейшем Новгородском своде 1050 года, во всех Новгородских и северных летописях, а также в западных хрониках. См. Кузмичев И.К. «Лада», М. «Молодая гвардия», 1990.), родившийся примерно в 760 - 770 годах, (был сыном князя Буривоя, упоминается в «Иоакимовской» летописи) объединил словен, русов (от легендарных Словена и Руса), кривичей, чудь, мерь, дреговичей и племя весь. Он дал отпор викингам и образовал союз этих племен. Союз племен
не распался, а сложился в государство, где каждый народ имел своих вождей, князей, над которыми стоял князь Гостомысл; сейчас такое государство можно было бы назвать федерацией. Столицей княжества была древняя Ладога. Гостомысл - «каган», т.е. великий. Не просто государь, но и правитель над несколькими народами (племенами), объединенными в единое государство. Государство было сильное и обширное. Не подчинялось Хазарскому каганату, в отличие от Киева. Оно включало в себя территорию, на которой в настоящее время расположены Ленинградская, Новгородская. Псковская, Тверская, Ярославская. Смоленская
области и часть Белоруссии. Карелии. В нашем городе, за крепостным валом с восточной стороны находился храм Спаса, за ним Монастырь Успения Богородицы (с большой вероятностью, переименованный после присоединения к Москве Твери из Можайского). С западной стороны от клинского кремля был храм в честь святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских (по данным краеведа Д.Рубцова), на его месте в XIX веке была построена Иверская часовня. С северо - западной стороны, где сейчас соборный комплекс, находились храм Воскресения Христова
и Николая Чудотворца. Обратим внимание на почитание Спаса и мужское имя города Клина. Необходимо сказать о следующем: центр, где начали своё формирование великороссы - междуречье Оки и Волги, «остров руссов» из арабских источников X XI веков - Арсания со столицей Арта. На этой территории существовали два союза племён кривичи (от крив - кровь, то есть кровные) и вятичи (от вятшие. то есть лучшие, древние).
   Тверское и Московское удельные княжества возникли практически одновременно в середине XIII века, что положило начало более чем двухвековому их противостоянию и борьбе за первенство на Руси (Тверское - кривичи. Московское - вятичи). Южная граница Тверского княжества прошла как раз на границе расселения кривичей и вятичей. Каждый из союзов племён состоял из 15 - 17 племён, поэтому великороссы вобрали в себя их черты и генотипы.
   Клинское удельное княжество и древний Клин располагалось на этой границе, первым, вбирая в себя черты кривичей и вятичей, союзов соперников. Поэтому и названо Клинским. Куда не кинь, везде Клин.
   Обратим внимание на то, что главные храмы в городах Тверского княжества
были посвящены Христу Спасителю. Тверь называли город Спаса. И в городах
Тверского княжества Зубцов - храмы Преображения и Вознесения Господня, Старица -
Вознесения Христова и Воскресения Христова, В Кашине Воскресенский
кафедральный собор, в Клину Воскресения Христова, что на посаде, был соборным до
1836 года и так далее. В Московском княжестве главные храмы городов были
посвящены Пресвятой Богородице. То есть у кривичей превалирует мужское начало, у
вятичей женское. Аналогично города, центры княжеств кривичей Псков, Полоцк, Смоленск. По мнению В.С. Борзаковского существовал древний город Крев - центр
славян на верхней Волге (у современного Конакова, на Клинской земле, Тверь
построена словенами Новгородскими), Суздаль и далее вплоть до Мурома. У вятичей
их главные города Москва, Рязань, Коломна, Калуга, Тула женского рода. При
становлении великороссов соединилось мужское и женское начала кривичей и
вятичей, и родился великий народ - великороссы.
   С принятием христианства, как сказано у историка, профессора И. Фроянова:
"Языческому переосмыслению в Древней Руси подверглись и христианские святые, а
церковный календарь вплотную увязан с ходом языческих празднеств. И далее: «На смену Перуну пришел Иисус Христос, которому у славян стали присущи некоторые черты Перуна, на Руси его почитали, как Спаса - повелителя" (Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. - М.: Эксмо. 2009). Богородица заменила Рожаниц, в качестве женского божества плодородия. По словам И. Фроянова соединение язычества с христианством прослеживается в похоронных обрядах Руси XI -XII веков (по данным археологии). У нас языческое святилище могло быть на месте Успенского монастыря, либо на месте соборного комплекса, которое, скорее всего, было посвящено Перуну и Рожаницам, тем более недалеко от Клина находится холм Перуна, протянувшийся на несколько километров от Лутосни до Мишневской долины, на нем есть древнее городище.
   Факты, говорящие о древности Клина:
1. В Летописи Троицкого собора, написанной протоиереем Львом Яковлевичем
Державиным предположительно в 1893 году (при написании летописи была
использована рукописная история Клина, имеющаяся у местного гражданина
Далматова, прихода тюремной церкви святителя Тихона Задонского, сейчас патриарха
Тихона), упоминается древний синодик. В синодике были отмечены «великие
князья Тверские, строившие Клинский монастырь, Великий князь Александр (1326 -1328) и другие», что говорит о древности основания монастыря, а значит и
города.
2. Монастырь не назван Успенским, упоминается в синодике, как Клинский. В книге
А. Ратшнна «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и
ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России», изданной в
1852 году, находим: «Можайский мужской с двумя каменными церквями и такою
же колокольнею, существовавший близ уездного города Клин по дороге к
Дмитрову на берегу реки Сестры. О времени основания этой обители, так же по
какому поводу называлась она Можайскою, решительно ничего не известно. Быть
может, одна из здешних церквей была посвящена имени Николая Чудотворца
Можайского, в честь явления коего находился храм в Новгороде». Который так
назывался, считаю до переименования его в «Успенский» (возможно после
присоединения Тверского княжества к Москве).
3. Торговые пути IX - XI веков проходили в относительной близости от нашего города или поселения на его месте. Во-первых, путь из Белого моря (Новгорода) через Волгу в Каспийское море, далее Персия. Индия. Во-вторых, это важный торговый путь на пути
из Новгорода в Рязанские и Московские земли, где ключевым пунктом был Волок
Ламский на Ламе. Волок - это перевал в верховьях различных рек или одного бассейна,происходит от слова «волочить» - тащить. В-третьих, от области верхнего Дона и верхней Оки, то есть от Рязанской и Северской областей поток реки Москвы так же служил прямой дорогой к древнему Великому Ростову и в Суздальскую землю
с необходимым перевалом в реку Клязьму (через реку Москву, реку Яузу
(московскую), реку Всходню (Сходню) волоком у Мытищ в реку Клязьму. У И.Е. Забелина: "По крайней мере, этою дорогою ходили в Суздаль и Владимир не
только из Чернигова, но и из Киева". Все эти три пути и соединяла по «сестрински» наша река Сестра. Итак. Первая связь, р. Лама - р. Яуза - р. Яуза (Ямуга) - р. Сестра - р.Едомка - озеро Гущино, (озеро Сенеж старое название. Гущино маленькое, в то время, до строительства Екатерининского канала) - верховья р. Истры. Вторая связь, р. Лама - р. Яуза - р. Яуза (Ямуга) - р. Сестра - р. Клязьма - р. Сестра.
   На карте межевания 1766 - 1771 годов имела русло правее села Сенеж. Её исток был в трех верстах (верста 500 саженей 1066. м) от верховья р. Клязьма, исторически это территория древнего Клинского княжества, границы которого указаны у В.С. Борзаковского в его труде «История Тверского княжества» (схема №2). Третья связь, от реки Волга, по реке Сестра, затем в реку Истра или реку Клязьма. Новгородцы, имея Волок Ламский, должны были владеть и ключом от Клина, города который находился на реке Сестре, связывавшей вышеуказанные торговые пути.
4. Под 1234 годом в Троицкой летописи упоминался Клин, но летопись сгорела в 1812
году (как и обнаруженная первым русским историком Татищевым «Иакимовская»летопись, которая также исчезла), историки посчитали, что эта дата относится к Клину Новгородскому. Упоминания о событии 1234 года сохранились только в Истории Щербатова. По многим косвенным данным, в том числе изложенным в данной статье, искомый Клин Новгородский может быть нашим Клином. (Тверского
княжества в 1234 году ещё не было).
5. В «Истории Щербатова», изданной в 1770 - 1791 годах, говорится о том, что после нападения Литвы на Русу, затем на Торг (Торжок), Литва пошла на Клин. Почему на Клин минуя Тверь (если наш Клин)? Во-первых, Тверь была крупным
укреплённым городом, если они не взяли Торжок, то и на Тверь идти было
бесполезно. Во-вторых, в исследовании С.В. Богданова «Новгородская дорога на
участке Волок (Ламский) Торжок», говорится о том, что в 30-ти километрах от
Старицы вниз по течению Волги был брод. «Семёновское у Волги на броду»,населённый пункт Броды, а от него до Клина рукой подать. По сохранившимся
летописям основная дорога из Москвы в Новгород проходила через Волок
Ламский на Торжок, например поход Ивана III на Новгород. То есть, Литва могла
идти на наш Клин, который находился на богатой дороге Смоленск - Ростов,в
нём и деревнях по пути было чем поживиться.
6. Из карты-схемы (использована карта Рубцова) видно, что известные нам погосты, располагались не только по руслам рек на водных торговых путях, но и на сухопутных торговых путях. Дорога Волок Ламский - Клин была частью дороги Смоленск -Ростов, по ней располагались Иосифо-Волоцкий монастырь, погосты Лакнаш, Воскресенский. Богоявленский. Никольский, и другой Воскресенский. Что доказывает
мнение советского историка Н.М. Никольского о том, что погосты в Северо-
Восточной Руси основаны торговавшими и расселявшимися по всей Северной
Руси новгородцами: «Погосты, как показывает значение этого слова, были
местами «гостьбы», т.е. торга, на которых останавливались в старину проезжие
новгородские купцы». Добавлю, что не только новгородцами. В старину великая
или большая дорога называлась гостиница (по ним передвигались купцы, гости). Как видно из выше описанного. Клин намного старше, о чем можно однозначно сказать
после проведения крупных археологических работ.
Библиография:
1. Борзаковский, В.С. История Тверского княжества /В.С. Борзаковский. - СПб: 1876.
2. Державин, Л.Я. Летописи Троицкого собора, написанная в 1893 году.
3. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь.
4. Ивченков, В.Л. Славяне Волоколамской земли: Волоколамский историко-археологический музей /
В.Л. Ивченков. - М.: Типогр. «Печатный двор Куранты», 2009. - 28 с.: ил.
5. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-Х1У вв. / В.А.
Кучкин. - М., 1984.
6. Ратшин, А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне
существующих монастырях и примечательных церквах в России /сост. из достоверных источников
Александром Ратшиным. - М., 1852.
7. Рубцов, Д.А. Клинский уезд по документам ХУ-ХУ1И веков [Текст] : исторические материалы для
сост. приходских летописей / Д.А. Рубцов. - Клин: Б.и., 2009. - 80с.
8. Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам труд И.И. Срезневского : в 3 т.. - СПб: 1893 - 1902.
Фроянов, И.Я. Загадка крещения Руси ! И.Я. Фроянов. - М.: ЭКСМО, 2009.


Рецензии