Площадь пустых постаментов

                ПЛОЩАДЬ  ПУСТЫХ  ПОСТАМЕНТОВ   
Монументальные сооружения  оказывают большое  влияние  на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков.
                (Мудрые мысли из Интернета)
   
Первый памятник  в Кушве  был установлен  Степану Чумпину. Жертвенная чаша  на постаменте из чугуна  появилась  в 1826 году, благодаря инициативе  Н.Р.Мамышева,  руководившего тогда  Гороблагодатским горным округом. Он понимал, насколько важно рассказать потомкам об истоках их благополучия и выбрал для этого вершину горы, естественную красоту которой оценили с первых  дней  горняки  Благодати.
 
Через полвека в Кушве появился второй памятник и тоже по важному поводу.  19 февраля 1861 года Император  Александр II обратился к своим подданным с Всемилостивейшим Манифестом  и даровал всем освобождение от крепостной зависимости со словами: « Осени себя знамением православный народ и призови с Нами Божие благословление на твой свободный труд, залог твоего благополучия и блага общественного».
 
 Современники вспоминали, как при чтении в церквях Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости люди плакали о счастья и молились в умилении за Царя – Освободителя. Стали свободными и непременные работники Гороблагодатского горного округа.  Был  общий энтузиазм власти  и крестьян от радости, что не стало рабов, а появились равноправные люди, призываемые к свободному труду. Чувства эти в Кушве  в 1872 году воплотились в памятник освобождению от крепостного права – кирпичную Крестовоздвиженскую  часовню. Она стояла на въезде в Кушву со стороны Нижнего Тагила. К сожалению, часовня  не сохранилась даже на фотографиях.
   
В 1881 году народовольцы убили Царя-Освободителя и по городам и весям стали воздвигаться памятники Александру II. Появились бюсты на заводских площадях Баранчинского завода (1889г.) и Верхнетуринского завода (1895 г.)
    
Появившиеся  памятники  у соседей кроме всего прочего помогли организовать в архитектурном  плане  пространство заводских площадей, стали  исполнять роль визуального центра общественного пространства. А  в Кушве возле  управления заводом и  горным округом на Главной улице  «визуальным центром» были угольные весы.  Пожалуй, это обстоятельство и  подвигло горное начальство к  установке памятника Императору. Так вышло, что бюст царю в Верхней Туре появился на другой год после смерти следующего Императора – Александра  III. Событию, связанному с именем Царя-Освободителя, памятник в Кушве  уже был,- Крестовоздвиженская часовня, поэтому решили увековечить память  о безвременно усопшем  Александре III.  Был организован сбор средств и определено место – бывшие угольные весы напротив плотины. К тому времени неподалеку от назначенного места, в центре завода, на торговой площади уже стояло красивое сооружение, фактически третий памятник в Кушве -  каменная часовня, построенная  в 1893 году в память 900 -летия крещения Руси  на средства местных торговцев. Она  была освящена во имя св. благоверного князя Владимира. К слову сказать, мы хотя бы видим ее на старых фотографиях.
   
Закладывая памятник, имя Александра  III связали с трагическим событием из его биографии, - крушением  императорского поезда. 17 октября 1888 года в 2 часа 14 минут пополудни на 277-ой версте от Курска возле села Борки, Змиевского уезда Харьковской губернии вдруг сильный толчок сбросил с мест всех ехавших в поезде. После первого толчка последовал страшный треск, затем – второй толчок, сильнее первого.  И только после третьего толчка поезд остановился. Энциклопедия  далее так описывает это событие: «Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стонами изувеченных,  представилась глазам уцелевших от крушения. И все спрашивали друг друга: «Где государь? Где его семейство?  Что сталось с ними?» Все бросились их разыскивать. Но вскоре царь и его семья вышли к людям живые и невредимые.
   
Вагон с императорской столовой, в котором находилось царское семейство со свитой, потерпел полное крушение. Он был сброшен на левую сторону и полулежал на насыпи без колес, со сплющенными стенами, крыша его лежала на нижней раме… Во всем поезде, состоящем из 15 вагонов, уцелело только пять и два паровоза. Вагон, в котором находились придворные служащие и буфетная  прислуга, был совершенно уничтожен, все находившиеся в нем были найдены в обезображенном виде, двенадцать обезображенных трупов лежали на насыпи среди щепы и мелких остатков вагона. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна, выброшенная вместе с няней своей на насыпь, и малолетний  великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя….Всех пострадавших при крушении оказалось 58 человек, 21 из них – погибли.
 
 Только в сумерки, когда были опознаны все убитые и не осталось ни одного раненого, государь с супругой сели в прибывший к месту крушения второй «царский» поезд и отбыли назад, на Лозовую, где ночью на самой станции в зале ожидания третьего класса было отслужено первое благодарственное молебствие за чудесное спасение царя и его семьи».
 
Российскую империю в конце XIX века сотрясали первые толчки другого крушения: революционные попытки свержения самодержавия через террор. Крушение тоже, как считают, было устроено цареубийцами. Александр III для православных людей был той опорой, которая не давала России свалиться в пропасть. Достаточно сказать,  что во время его царствования Россия ни с кем не воевала. Александр был в Европе непререкаемым авторитетом. Даже сам физический облик царя внушал общающимся с ним  силу и надежду: серебряный рубль легко сгибался в пальцах государя. После крушения в Борках народ создал легенду, что царь спас своих детей и родных, удержав на плечах крышу вагона. Многим снова привиделся над Россией покров Богородицы. За чудесным спасением царской семьи желалось собственное спасение.
   
Собрав необходимую сумму, кушвинцы, отслужив молебен, заложили памятник  и   заказали скульптуру  петербургскому художнику Мейснеру. Бронзовая статуя по его модели была отлита на петербургском заводе Шарля  Берто. 19 июля 1901 года памятник был открыт на главной заводской площади, перед зданием управления горного округа. Вот его описание из путеводителя 1904 года В.А. Весновского: « Покойный император изображен во весь рост, в мундире, с непокрытой головой, в свободной величественной позе. Высота фигуры и постамента по три аршина. Постаментом памятника служит гранитная скала, к которой ведут три ступени. Сам памятник – бронзовый, а постамент – чугунный. На одной стороне постамента надпись: «Население Кушвинского завода незабвенному Монарху в память чудесного события 17 октября 1888г.» Над этой надписью вызолоченный вензель «А» с коронной наверху и лавровой ветвью снизу и  с левой стороны. На противоположной стороне – год открытия памятника (19 июня  1901 года)».
 
Тут нужно добавить, что скульптура была уникальной. Единственный памятник   в России, где Александр III был изображен  не в военной форме, не в сапогах.
   
Но не в уникальности ценность этого памятника. Нам, ныне живущим, трудно представить, а тем более пережить те верноподданнические, добрые чувства, которыми руководствовались наши прапрадеды. Но уважать их мы должны.
   
Недолго простояло бронзовое воплощение добрых чувств. Летом 1917 года группа сталеваров-большевиков в один из вечеров при стечении народа при помощи веревок сбросила императора на мостовую и отправила на переплавку. Постамент оставили, предварительно содрав с него благодарственную надпись и  царский вензель.
   
В 1923 году вновь собирали деньги на памятник, на этот раз основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу. По проекту скульптора Шапошникова  бюст был отлит в Каслях и установлен на пустующий постамент. Семьдесят лет эта нелепая композиция украшала заводскую площадь: маленькая (в пропорциях) чугунная голова на чужом по стилю, высоком и еще наращенном постаменте.
 
Потомки вандалов-пролетариев сначала летом 1993 года сбросили с постамента на этой же площади памятник В.И. Ленину, а вскоре исчез и бюст Маркса. Похоже, изваяния «борцов за народное счастье»  разделили судьбу памятника императору в плавильных печах.
                П.Коновалов
 Кушва. Декабрь 2019г.


Рецензии