Ральф Эрскин. Евангельское смирение

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ СМИРЕНИЕ
Ральф Эрскин (1720)

 
Тем не менее Я вспомню завет мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный завет
Иез.16.60
 
После большого обличения в грехе и великого заявления о судах против Израиля в предыдущей части этой главы Господь здесь, в конце ее, вспоминает милосердие в разгар гнева, и заканчивает Свои печальные и тяжелые слова этим сладким призывом. И действительно, милосердие никогда не иссякает у Бога: "вспомню завет мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный завет". И каковы будут последствия этого, мы видим в ст.61: "Ты вспомнишь о путях своих, и тебе будет стыдно". Достойно наблюдения, что когда Бог говорит: "Я вспомню завет Мой",  затем Он добавляет: "ты будешь помнить грехи свои". Отсюда видно, что сама мысль о раскаянии никогда не пришла бы в наши сердца, но всякая мысль, несущая мир и добро, исходит из Божьего сердца. И когда Он вспоминает Свой завет милости к нам и не вспоминает наши грехи против нас, тогда мы вспоминаем наши грехи и они становятся для нас стыдом и позором.
И в следующем стихе Он добавляет: "И будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя", то есть языческие народы, некоторые более, а некоторые менее древние, которые должны быть приняты в общение и присоединены к Церкви Божией, "и  Я буду давать тебе их в дочери", то есть они будут Моим даром тебе, и ты должна будешь их кормить и воспитывать как дочерей. Евангелие есть слово Господа, которое выйдет из Сиона, от евреев, так что и Иерусалим земной в некотором смысле можно назвать матерью, но Иерусалим горний, который свободен, есть Матерь всем нам (Гал.4.26). "Они будут твоими дочерьми, но не от завета твоего", то есть не согласно твоим обязанностям, не по завету дел*; тот прежний завет был нарушен; но это тот завет, в котором обещано написать закон в сердце и вложить страх Божий внутрь души. Теперь, когда ты примешь их, и когда евреи и язычники должны быть едины во Христе, как Главе Завета, ты устыдишься своих злых путей. Ты покраснеешь, взглянув язычникам в лицо, ибо в дни своего отступничества была гораздо хуже, чем они.
Далее Он выражает Свою милостивую цель: "поставлю завет Мой с тобою", повторяя слова: "Я восстановлю с тобою вечный завет". Это завет Божий, заключенный с Сыном Его Иисусом Христом: "поставлю завет с избранными Моими", и, следовательно, он может быть заключен и с нами. Как если бы он сказал: Я поставлю завет с тобой в Нем, и восстановлю в Нем то, что было дано тебе; и результатом этого восстановления будет то, что "ты будешь знать, что я Господь"; что Я Иегова, Бог силы, и Я верен Своему обетованию. Он неоднократно говорил в гневе: "Вы познаете, что Я Господь"; но теперь это значит, что вы узнаете Его милость, и это будет для вашего утешения. И это одно из самых драгоценных обетований Завета: "они все будут знать Господа"; это будет знание оправдания,  так что они будут избавлены от власти греха и от наказания, которым угрожает закон, и знание освящения, таким образом, чтобы освободиться от господства греха, и быть готовым к евангельскому служению и послушанию. Это и есть евангельское знание, познание Бога во Христе, которое есть начало вечной жизни: "сия же есть жизнь вечная, чтобы знали Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, посланного Тобою"; и также это смиряющее знание, и этот смиряющий эффект описан в словах нашего текста: и узнаешь, что Я Господь, для того чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог».
Здесь вы можете наблюдать природу истинного смирения и его основания:
1. Природа истинного смирения: "чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда".
2. Его основание: "когда Я прощу тебе все, что ты делала", и когда ты будешь знать Господа, как примирившего тебя с Собой во Христе. Он уже сказал: Я вспомню завет Мой - и когда Он дает Своим людям увидеть этот завет, они вспоминают свои грехи и страдания, и стыдятся злых путей своих. И чем больше им раскрывается этот завет, тем больше возрастает и их смирение. Поэтому чем яснее им доказательства того, что Бог примирился с ними, тем тяжелее и стыднее им то, что они оскорбили Его.
Я поясню это дальше, рассуждая по следующему вопросу:
Наблюдение. Истинное евангельское смирение коренится в верующем знании и представлении Божественного примирения, и душа тогда действительно смирена, когда она воспринимает Бога как по-настоящему умилостивленного во Христе Иисусе. 
Именно об этом слова из Священного Писания: "Они будут благоговеть пред Господом и благостью, в последние дни". "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Царство благодать царствует через праведность Иисуса, возвещая, что Бог примирен в Нем. "Покайтесь и веруйте в Евангелие", Евангелие примирения. "Пусть нечестивые оставят свои пути, а неправедные свои мыслями, и пусть обратятся к Господу". Почему? "Он будет милосерден; Он многомилостив" (KJV).
Развить это наблюдение, если Господь благоволит нам помочь, мы могли бы следующим образом.
I. Скажем о том, что такое это смирение.
II. О том, что такое примирение Божие.
III. В чем связь между тем и другим, и как настоящее смирение вытекает из видения и знания примирения.
IV. Сделаем некоторые выводы в целом.
I. Посмотрим вначале немного на то, что такое это смирение, и если мы познакомимся с ним, то посмотрим на него как на предмет Божественного обетования: "и узнаешь, что Я Господь, для того чтобы ты помнила и стыдилась". Если у вас есть такое видение, то у вас несомненно будет и надежда. Это видение может также помочь вам знать, что вы не нуждаетесь в каких-то великих делах, чтобы Бог мог установить Свои отношения с вами согласно старому завету дел, но вы пришли к тому, чтобы обрести смиряющую и исцеляющую благодать, которая единственно нужна вам, ибо завет, который вам дается - это завет благодати. 
И сейчас я упомяну четыре составляющие части этого смирения, которое обещано здесь, чтобы мы искали и молились об этом обетовании, а именно: память, замешательство, стыд и молчание.
1. Первое, что здесь есть - это память: "чтобы ты помнила". Это начало истинного покаяния. Бог хочет, чтобы человек задумался, "остановился на своем пути и обратил стопы к Откровению". Следовательно, мы призваны остановиться и  рассмотреть наши пути. Мы забываем Бога, и забываем наши грехи против Него; но когда Бог начинает Свою работу, Он заставляет человека вспомнить его грехи, как вспомнил их блудный сын, когда  пришел в себя и задумался. Это память, я думаю, включает в себя просвещение и осуждение. С самого начала Своей работы Бог открывает глаза грешников, чтобы они могли видеть; ибо, пока их глаза не открыты, они не обратятся от тьмы к свету (Деян. 26.18). Первым, что Бог создал в изначальном творении, был свет, и началом нового творения является духовный свет. Грешник до покаяния - это человек, который спит в темной яме среди множества ядовитых змей; пока он остается в этой яме, ни они не кусают его, ни он не боится их, но всякий раз, когда луч света входит в отверстие, он видит себя в окружении их, и они готовы обрушиться на него, зажалить и замучить. Так до покаяния грешник спит во тьме невежества, безбожия, ошибок и неверия, но всякий раз, когда луч духовного света врывается в  его разум и совесть, и начинает действенное просвещение и осуждение, тогда грех оживает, и грешник находит себя окруженным как ядовитыми змеями, и при этом разрушенным и оскверненным всем адским мусором в его сердце.
Это не голые домыслы, и не простое понятие о наших греховных путях, которое появляется у нас. Мы могли много раз приобретать некоторое понятие о наших грехах и Божией милости, думать и говорить об этих вещах, описывать их,  но это ощущение твердой и ясной памяти, ибо когда псалмопевец сказал: "Грех мой всегда предо мною " - это значило, что он преследовал его как призрак. Он мог бы сказать: призрак Урии по-прежнему передо мной,  мысли о моем убийстве и прелюбодеянии никогда не выйдут из моего ума. Да, это напоминание о грехе  против Бога; "Тебе, Тебе единому я согрешил, и лукавое пред очами Твоими сделал" (Пс.50.4). Это воспоминание имеется в виду и здесь: "и узнаешь, что Я Господь, для того чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда". Это может быть воспоминание о том или ином грехе, который приведет на память и остальные, как самарянка, когда Христос сказал ей о ее непотребстве, вспомнила все, что она когда-либо делала. Да, это ведет к источнику греха в природе: "вот, я был зачат в грехе и рожден в беззаконии" (Пс.50.5).
2. Замешательство - это еще одна составляющая унижения, описанного здесь: "для того чтобы ты помнила и стыдилась". Правда, это замешательство может быть и позже, но я думаю, что оно может рассматриваться по-разному. Есть смятение сердца, и растерянность на лице. В последнем случае может быть стыд и позор, но первый, а именно, смятение сердца, я думаю, в особенности имеется здесь в виду, ибо он соединяется в сердце с воспоминанием о грехе: "чтобы ты помнила и стыдилась", то есть имела сердечную память о своем грехе. И это смятение сердца, я думаю, бывает разным; это может быть мучительная память, сокрушение сердца или та или иная степень изломанности, или умиление, когда сердце ранено, или сердечная печаль и тоска, ибо  она связана с покаянием и благочестие предполагает печаль Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!" (2 Кор.7.11). Как действует на сердце изумление от своей греховности, когда мы с удивлением смотрим на собственное безумие, как люди, очнувшись от глубокого сна, замечают, как все изменилось, пока они лежали без чувств!  О, когда человек, обретший духовную память, погружается в глубины греха и злобы, которую он видит в своем сердце,- то он смущен настолько, что не знает, что и думать! Его грехи превосходят его понимание: кто познает лукавство сердца? "лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено, кто узнает его" (Иер.17.9). Человек тонет в этой великой бездне; он будет помнить - и постыдится.
3. Следующее, что приходит - это позор, как упоминаемый здесь: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лицо мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы и вина наша возросла до небес" (Езд.9.6). Бедный кающийся мытарь - это противоположность гордого фарисея; ему стыдно было посмотреть на небо. Грех приносит позор так или иначе; но лучше когда он приносит святой стыд перед Богом. Можно стыдиться греха, поскольку он приносит позор перед людьми, но по-настоящему смиренная душа стыдится грешить перед Богом, и это гораздо серьезнее. Грех делает  виновным. Адам никогда не краснел от стыда, пока он не стал виновен, съев запретный плод, и не почувствовал себя голым. Грех делает грешника неблагодарным; он готов стыдиться, что не воздал злом за добро: "Сие ли воздаете вы Господу, глупый и несмысленный"? Ему стыдно, потому что грех делает его голым; он видит, что он наг, как Адам и Ева увидели себя после того, как они съели запретный плод. Грех лишает нас наших одежд праведности и святости; и, следовательно, Евангелие предлагает праведность Христа как белые одежды, чтобы не открылась наша нагота (Откр.3.18). Униженная душа видит себя нагой, и ей стыдно. Грех делает из нее зверя, и поэтому ей стыдно: "Я был как зверь пред Тобой". Собака возвращается к своей блевотине, а свинья к своей грязи, но это не выглядит так мерзко, как душа для самой себя, когда она видит свой грех. Грех сделал ее глупой, и ей стыдно; грешники обезумели, поклонившись своим идолам, и разве это не повод для стыда? Грех делает рабом, и разве это не повод для стыда? Увы мне, что я стал рабом сатаны и пленен разными похотями! Грех делает человека самым настоящим дьяволом, и он видит себя бесом во плоти, и ему стыдно, что он потерял облик сынов человеческих, не то что сынов Божиих, и как он может взирать на Бога, если он видит свою природу не только земной, но адской, не только чувственной, но бесовской (Иак.3.15). Он видит, что его грех должен быть не только больше, чем грех язычников, которые никогда не знали Евангелия, но больше, чем грех бесов: они никогда не грешили против крови Христовой, как я! Одним словом, ему стыдно за то, что его грех принес стыд и позор вечному Сыну Божию, Богу славы, Который за его грех претерпел крест, и презрел стыд; так что наш грех привел Его к такому позору (Евр.6.6). Каким позором покрывает кающегося его грех! Я читал, что философ Диодор упал замертво от стыда, что он не смог разрешить спор, начатый им. О, если бы мы действительно боялись не пострадать от греха, а краснеть, стыдясь пред Богом!
4. И следующее, что здесь есть - это молчание: "чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда". Это святое молчание перед Богом, не открывающее уст против Него; оно не решается ссориться с Его устроением, но знает, что Бог прав против нас, и что Он прав, когда Он говорит, и праведен, когда Он судит (Пс.50.4). Потому грешник не решается открыть уста с жалобой на Него или с досадой на Его устроение: "зачем жалуется человек", если он наказан за грех? Он являет молчаливую покорность воле Бога, говоря с псалмопевцем: "я был нем, не открываю уст моих, потому что Ты сделал это" (Пс.39.2 KJV). Он молчит и несет свой грех и вину, оправдывая Бога и осуждая себя; "так заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом" (Рим.3.19). Он винит себя и свою прежнюю гордость, не решаясь открыть уста против Бога, ибо знает, чем он был прежде. От природы люди склонны оправдывать и отстаивать себя, прикрываясь фиговыми листьями глупых извинений. Поэтому заблуждения мысли называются свободомыслием,  ошибки на практике - свободой действий, пьянство считается хорошим общением, ругань - храбростью, блуд - молодечеством, злоба и мстительность - обидой; так весь мир раскрывает уста перед Богом в оправдание греха, но когда Бог смиряет, люди молчат. Более того, у них появляется постоянное, привычное самоосуждение, видящее грех во все дни их жизни: "чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда". Постоянное смирение души - это привычная практика никогда не открывать уст, но молчать пред Богом. 

II. Второе, что мы должны отметить - это источники христианского смирения, когда грешник приходит к нему, а именно, его примирение с Богом после всех грешных дел, вступление в мир с Ним. Я должен теперь описать шесть свойств этого мира, которые мы видим в данном тексте.
1. Это обоснованный мир, мир на основании искупления, ибо смысл этого примирения ясен: Бог умилостивлен и полностью умиротворен кровью завета, который Он заключил ради нас во Христе. Он говорит: Я нашел выкуп; Я дал Христа в умилостивление через веру в Его Кровь, для показания правды Его в прощении грехов по долготерпению Божию; это время Его праведности, ибо Бог может быть праведен и оправдать верующего в Иисуса (Рим.3.25-26). Он сотворил мир через Кровь креста Его (Кол. 1.20). Господь благоволит к нам ради правды Того, Кто отдал Себя за нас в приношение и жертву в приятное благоухание Богу. Следовательно,
2. Это Божественный мир; "Я умиротворен, говорит Господь Бог" (Иез.16.63 KJV; в СП просто "Я прощу тебе"**). Это мир Божий, мир, открытый Богом, мир, прославляющий Бога. О благая весть - услышать, что Бог умиротворен!
3. Это настоящий мир. Бог был оскорблен, но Он умиротворен. Он говорит: Я  недоволен грехом, но Мое благоволение во Христе, и Я умиротворен Его Жертвой. Это правда, что наш текст был написан задолго до того, как умер Христос, и прежде чем Он появился в нашей природе, но о Христе здесь говорится так, как если бы Он уже совершил Свое дело, и, следовательно, теперь мы в гораздо большей мере можем считать, что Бог умиротворен.
4. Это особый мир: Я примирен с тобой. Это правда, что есть общий мир, возвещенный через Христа, согласно песни ангелов: "Слава в вышних Богу, на земле мир, и добрая воля к людям"; но здесь говорится о мире, данном Сиону, всем грешникам Сиона и, в частности, каждому грешнику, который слышит Евангелие***. Если вы знаете радостный звук, вы знаете, что Бог говорит: "Я умиротворен"; и Я дал поручение всем Своим посланникам, чтобы проповедовать Евангелие мира к тебе; "идите, проповедуйте Евангелие всякому творению", -чтобы каждый грешник человеческого рода мог знать, что Я умиротворен. "Вам послано слово спасения сего", каждому человеку, будь то мужчина или женщина, молодой или старый. Увы, что вы думаете о вашем грехе против Бога, Который говорит: "Я умиротворен"? Не сокрушится ли вражда вашего сердца, когда Он выразит такую любовь к вам?****.
5. Это прекрасный и удивительный мир. Он дается, несмотря на все, что мы сделали. "Ты говорил и делал злое как мог" (Иер.3.5 KJV). Ты вспомнишь это, но Я не помяну: "грехов твои и твоих беззаконий не воспомяну более". Бог явился во Христе, примиряя с с Собою мир, не вменяя людям грехи их, но вменяя праведность Христа.  Он говорит: у  Меня оплата за все, что ты сделал; поэтому Я умиротворен за все этою. Ни один грех, большой или малый, не остался без ответа. Цена искупления уплачена сполна.
6. Он провозглашает мир и возвещает миру; но Кто это говорит и о ком? Он говорит, что Господь умиротворен за Свой народ, и вот этот мир и примирение: восстановлю союз Мой с Тобою.
Вот верная опора и твердая почва для твоей веры; это слово вышло из уст Господа; Бог, Который не изменяется и не отменяет Своих слов, никогда не возьмет обратно то, что Он сказал: "слово Господне пребывает вовеки"; и на этом слове ты можешь строить веру твою, уверенность и надежду. Грешник, вот слово Иеговы, Который может дать то, о чем Он говорит, это слово прощения и мира, для тебя, грешника. Примешь ли ты это свободное возмещение, провозглашенное великим Богом через крестную Кровь Христа и возвещенное в вечном Евангелии?
III. Скажем теперь о влиянии, которое видение и знание этого мира и примирения, провозглашенного во Христе, оказывает на грешника, ибо при этом смирении связь между миром и смирением очевидна: и узнаешь, что Я Господь, для того чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог". Вот главный источник истинного покаяния и смирения. Поэтому в нашем Малом катехизисе говорится, что "грешник, истинно осознав свой грех и оценив милость Божию во Христе, печалясь о грехе и ненавидя его, обращается от греха к Богу" (Вопрос 87). Теперь, если ты действительно понимаешь, что ты грешник, послушай о милости Божией через Христа, и пусть тебя смирит то, что провозглашает благодать: Я умиротворен!
Какое влияние оказывает это видение и знание этого мира и примирения во Христе, можно видеть из следующего.
1. Евангелие - это весть о примирении с Богом во Христе, весть Духом Божьим, ибо мы получили Духа не делами закона, но через наставление в вере (Гал.3.2). Евангелие - это служение Духа. Если Духом приходит весть Евангелия мира и примирения, то и евангельское смирение должно прийти таким образом, ибо Он есть Дух благодати и мольбы, покаяния и смирения.
2. Через убеждение в умилостивлении Божием приходит вера, ибо "вера от слышания" (Рим.10.17). Это Благая весть, которая очищает сердце и действует любовью. Кто когда-либо имел веру, кроме как через откровение благодати и милости Божия во Христе? И кто, имея эту веру по благодати, не был смирен таким образом?
3. Именно такое видение примирения с Богом рождает надежду: "благословен Бог и отец наш Господа Иисуса Христа, Который, по великой Своей милости, рождает нас снова к живой надежде" (1 Пет.1.3 KJV), надежде жизни и славы. И тот, кто имеет эту надежду, очищается, и чем больше очищается душа, тем больше она смиряется и стыдится своего греха.
4. Через это видение Бога, умилостивленного во Христе, жизнь приходит в душу, и потому Евангелие мира названо служением жизни (2 Кор.3.7), в противоположность закону, то есть служению смерти. Поэтому пусть кто-то проповедует закон как завет жизни, обещая за его соблюдение небо, если хочет, или проповедует его как завет смерти, угрожая адом и проклятием с помощью всех ухищрений и риторики мира, но таковой никогда не сможет ни вселить надежду ни в одну живую душу, ни вывести ни одну душу из смерти в жизнь. Это невозможно; так можно проповедовать мертвым, но не живым. Лишь Благая весть о том, что Бог умиротворен, оживотворяет душу, и тогда она вспоминает свое прошлое в стыде и позоре за свои грехи.
5. Это видение умиротворения Бога, или откровение о благодати Божьей во Христе, приносит истинную свободу, ибо "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор.3.17). Каждый законник находится в цепях и оковах, но настоящее познание мира с Богом несет душам свободу от оков, и это свобода сердца оплакать грех и отвернуться от него. Освободила ли вас благодать? Тогда узы должны ослабеть, и сердце расплавится.
6. Это видение умиротворения Бога порождает любовь, ибо Его любовь зажигает нашу и тем убивает вражду: "мы любим Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоан.4.19). Великий Бог, проявляя Свою великую любовь к жестокосердному грешнику, делает его сердце сокрушенным, и так любовь Бога во Христе сдерживает его, и заставляет его устыдиться своей вражды, и он посрамлен за свой бунт против такого милосердия и сострадания.
7. Это видение умиротворения Бога приносит радость и здоровье для души; и тогда радость Господа наша сила, мы можем, со слезами радости, упасть пред Господом, нашим Создателем, и имея совесть, исцеленную умиротворяющей Кровью Христа, тогда душа готова сказать: о, позволь мне больше не грешить, и не открывать уст против Тебя, Господи!
8. Это видение умиротворения Бога или откровение о благодати Божьей, царствующей через праведность Христа, является каналом силы Бога: "я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению; ибо в нем открывается праведность Божья от веры в веру" (Рим.1.16-17). И это канал Божественной силы, которая валит гордость сердца, и смиряет душу под могучей рукой Божией (2 Кор.10.4-5).
Таким образом, то, что Бог был умиротворен во Христе, имеет и моральное, и физическое влияние на смирение; это умственное воздействие, и нравственное. Неужели мне не будет стыдно и я не буду посрамлен за свою неблагодарность такой любви и благодати по отношению ко мне? И также это действие Божией силы, ибо так Господь обращает душу Своей любовью, что наше сердце тает в огне этой бесконечной любви. Таково значение видения умиротворения Бога на смирение грешника.
IV. Теперь применим все сказанное. Мы отметили, что истинное евангельское смирение коренится в верующем знании Божественного примирения; следовательно, рассмотрим:
1. На каком основании Бог гневается на видимую Церковь, если Он прощает ее. Я упоминаю здесь текст и контекст.
а) Если церковь и страна не знают, что Господь есть Бог, и не признают Его Господом, хотя Он Господь всего и особенно Господь Своей Церкви, даже если Он не признается Господином виноградника, но Ему отказывают во всевластии и в господстве над Своей Церковью, и оскорбляют Его владычество. Таким образом, Он сказал: "истреблен будет народ Мой из-за недостатка ведения" . Когда Христос открыто оскорблен в Своем высоком Божестве и возвышенном главенстве, на земле не может быть ничего хорошего.
b) Когда церковь и народ Божий не верят в то, что Бог примирен во Христе, не доверяют тому, что Он открыл в Своем Слове, но хотят примирить Его сами, поставить собственную праведность и примирить Бога иным способом, нежели тот, что Он открыл, думают угодить Богу своими моральными качествами и заповедями закона, и так отходят от Евангелия.
2. Отсюда видим, каковы плоды и свидетельства Божьего гнева и суда над Церковью и народом, если они не хотят знать Господа и примирения Божия во Христе.
а) Когда Божии люди не приведены к памяти о своем грехе, хотя они могут поверить, что Бог умиротворен. Вот доказательства гнева Божьего на Церковь - когда люди не помнят своего греха, не помнят их отступничество, что они и их отцы согрешили, и не желают думать об этом; не помнят свое нарушение завета и лжесвидетельство, и бесславие, которое они возвели на Бога. Когда Бог вспоминает о милости к людям, они вспоминают свои грехи: когда Он забывает об их грехах,  они вспоминают их; но когда они забывают свои грехи, Бог их помнит.
b) Когда они не приведены к смятению сердца из-за своих грехов, и не знают, как они посрамлены. Если они что-то помнят без замешательства, это еще не так хорошо, ибо они могут счесть, что в их грехе нет ничего серьезного; когда они вспоминают свои грехи, они могут не понять, против Кого они согрешили, не знать ни гнусность своих грехов, ни их опасность, ни гнев, которого они заслуживают; грехи не трогают их сердца, и они не чувствуют себя посрамленными перед Богом.
с) Когда они не доведены до настоящего стыда и возмущения сердечного; когда вместо того, чтобы вспоминать свой грех со стыдом, они грешат без всякого стыда, дерзко, как в Содоме, не стыдятся и не краснеют. Когда люди становятся бессовестными в своем грехе, бесстыжими в отступничестве и измене Богу, они не стыдятся своего греха и гадостей, как бы их ни обличали.
d) Когда они не доведены до молчания, чтобы не открывать своих уст перед Богом в свое оправдание, когда они встают и прекословят Ему и говорят, что не виноваты.  "Ты говоришь, что я невиновен, верно, гнев Его отвратится от меня: вот, Я буду судиться с тобою, потому что ты говоришь: я не грешил" (Иер. 2.35), и это вместо того, чтобы исповедовать устами свои грехи и оправдать Господа; когда они не хотят открыто, свободно и полностью исповедовать ни свой личный грех, ни грех церкви или народа, которым они согрешили, но открывают свои уста, чтобы оправдывать себя и осуждать других, этим лишь свидетельствуя о своем грехе  и исповедуя свое осуждение.
3. Это значит, что душа по-настоящему смирена, лишь если она воспринимает Бога как действительно умилостивленного в Иисусе Христе? Посмотрим на положение несчастных грешников, чувствующих себя в безопасности, не зная Бога во Христе. Они не помнят своего греха против Бога. Они грешат без всякого стыда, и открывают уста против Бога, защищая и оправдывая себя. Их слава в их позоре; они не видят своей греховности.
4. Посмотрим, что является причиной такого недостатка смирения. Поскольку у людей мало или совсем нет веры в Евангелие мира, они не знают и не помнят Бога, примирившего с Собой мир вр Христе, они не помнят своих грехов.  Они не верят, что Бог находится в мире с ними; поэтому они воюют с Богом. Возможно, они думают тщетно, что Он находится в мире с ними; но если бы они имели веру,  то знали бы, что для Него невозможно быть в мире с грехом.
5. Мы видим поэтому, сколь велики благодать и милость Бога, что Он провозглашает мир мятежникам и примиряется с ними, несмотря на все, что они сделали; что Он посылает посланников, возвещающих мир от Его имени, и вручает им слово примирения, призывая от имени Христа   примириться с Богом, потому что Он сделал Христа жертвой за наш грех и умилостивлением Своим.
6. Отсюда очевидна необходимость проповеди Евангелия мира: в противном случае нет истинного раскаяния, нет евангельского смирения. Люди никогда не вспомнят о своих грехах и не устыдятся их, пока не узнают, что Бог примирился с ними, вопреки всему, что они сделали. Учение Евангелия смиряет и размягчает сердца, законнические же учения лишь ожесточают нашу природу, и если люди проповедуют жизнь в соблюдении закона и погибель его нарушителям, они, как правило, лишь ожесточают  сердце человека против Бога и укрепляют его бунт и ярость на Него, ибо "закон производит гнев". Никогда грешник не вспомнит своих грехов, не будет краснеть и стесняться их, пока не поймет, что Бог заключил с ним не угрожающий завет, не завет, обличающий гневом Синая; но Бог говорит, что Он умилостивлен, и когда грешник слышит учение о свободном прощении, о помиловании виновных и мире для бунтовщиков, он вспоминает свои грехи и стыдится, и знает, что для него есть милость, мир и прощение! Тогда душа его тает.
7. Отсюда мы видим, что худший грех наших дней и поколения, в котором мы живем, худший грех Шотландии и корень всех наших грехов и бунта - это неверие и отвержение благовестия мира, правды о том, что Бог установил мир во Христе. Ничто не побуждает Его к такому гневу, как презрение к Его милости. Почему Шотландия не помнит своих грехов? Почему она не стыдится их? Почему не исповедует их в стыде и растерянности? Почему она не смиряет себя? Даже не потому, что она не верит во Христа и в то, что Бог умилостивлен во Христе. Мы забыли нашего Бога как наш покой; мы не знаем Его и не верим в Него как в Бога милости. Ничто, повторим, не разжигает Его гнев так, как презрение к Его людви. Почему Он поднимает оружие против нас, если не от того, что  мы отказываемся от мира, что Он провозглашает? Почему Он вооружает ярость папскх держав против нас, если не потому, что мы отвергаем Его расположение?  Он может по праву дать нам вкусить горечь войны, потому что у нас есть отвращение к сладости мира, мира, который Он провозглашает через Христа.
8. Вот доказательство истинного евангельского смирения. Когда человек по-настоящему унижен из-за грехов? Когда милость Божия плавит его, когда любовь Божья во Христе позорит его за его вражду, когда взгляд на Божий мир побуждает его на войну с самим собой; когда, видя Божью благодать, он посрамлен за свою неблагодарность; когда он начинает трепетать пред Господом и благостью его; когда он сильно любит, потому что многое прощено ему: когда благодать Божия явно учит его жить, отвергнув нечестие и мирские похоти; когда благовестие Бога, обращенное к нему при всех его делах, плавит его больше, чем все пламя Синая; когда его уста перестают открываться против Бога, ибо Бог обещал ему покой; когда представление о мире и помиловании и чувство благости Божией к нему исторгает из него всякую вражду к Богу.
9. Отсюда мы видим, что настоящая работа евангельского смирения состоит в том, чтобы мы помнили свой грех и стыдились. Пусть же Шотландия вспомнит свои грехи, пусть вспомнят их король, парламент и министры, и устыдятся. Пусть каждый из нас помнит свой грех и все, что он успел сделать, помнит грех своего сердца и природы, грехи юности и гадости в зрелые годы, помнит, что грех работает во всяком возрасте, что он сопровождает наши призвания, ибо у нас может быть желание быть богатым, лгать, обманывать, ругаться и нарушать субботу; помнит грехи против святыни, чтения, молитвы, слушания, общения, помнит грехи упущения и нерадивости, и устыдится и замолчит, и не откроет рот от своего стыда.
10. Отсюда мы видим также, каким образом мы можем прийти к этой памяти и к смирению в своих грехах. Это вытекает из видения того, что Бог умиротворен.  Если вы будете привлечены к святому стыду и смятению за свой грех - тогда вы можете знать и верить, что Бог простит вас за все, что вы сделали, что есть милость Божия для вас.
   
Вопрос. Как мне знать, что Бог простил меня? Мне кажется, напротив, что Он гневается на меня за мой грех: так как он гневается на нечестивых каждый день и ниспослал Свой гнев на грешников.
Ответ. Да, в законе Его гнев раскрыт: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона", и угрозы закона должны быть на вас, если вы не получили благодать Евангелия; икак вы можете знать Божий гнев, и это то, что вы обязаны, потому что это раскрывается в законе; таким образом, вы можете знать и милость Бога, ибо это то, что вы можете получить, потому что это раскрывается в Евангелии, и эта милость дается вам в Божием устроении. Дверь надежды для вас открыта. Бог повелел нам идти и проповедовать Евангелие всей твари, и почему это Евангелие мира? Бог умилостивлен во Христе за все, что вы сделали.
Возражение. Но у Бога нет цели или замысла милости ко всем, а потому как я могу применить это евангельское предложение к себе?
Ответ. Бог не сделал правилом веры эту тайну, но Его Слово, и вы можете и должны знать Его милосердную цель, если только вы примете Его слово, и доверитесь Ему, когда Он говорит: "Я прощу тебя, за все, что ты сделал".
Но, скажете вы, я чудовище греха; я  старый грешник, опытный и дерзкий грешник. Послушайте Его: "Я прощу тебя, за все, что ты сделал". Увы, но я творил зло как только мог! "Я прощу тебя, за все, что ты сделал".
Возражение. Но я бесчестил Бога, оскорблял Христа, хулил Духа, делал гадости ближнему и еще много того, о чем вы просто не знаете! Но Бог говорит на это: Я умиротворен во Христе;  "Я прощу тебя, за все, что ты сделал".
"Увы! - скажете вы,  - но я сделал больше злодейств, чем когда-либо любой грешник, и пусть мне никто не говорит, что у Бога есть замысел даровать мне мир.
Ответ.Богу не важно, что вы думаете или говорите; послушайте то, что Он говорит:  "Я прощу тебя, за все, что ты сделал". Вы не можете думать так, но Его мысли - не ваши мысли, ибо "как небо выше земли, так Мои мысли выше ваших".
Почему, скажете вы, Бог во Христе вообще примирился со мной, вопреки всему, что я сделал, что я думал и говорил против Него; это столь удивительное учение и дивная благодать Бога, явленная ко мне, что я смущен при виде этой чудесной благодати, и еще больше смущен при мысли о своем горестном злодействе против столь милостивого Бога! Как такое может быть? Да, может, слава Его великому имени; постыдимся же себя вл прахе, видя, как велико то, что Бог принес нам согласно Его завету благодати.    "Чтобы ты помнила и стыдилась и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии