Урок риторики

- Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок, - начала Елена Николаевна, как только вошла в класс. – Сегодня мы поговорим о «Риторике». Кто-нибудь знает, что это такое?
    Встав из-за парты, Света Никольская буквально отчеканила:
- Риторика - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство и красноречие.
- Правильно, - похвалила руководительница лучшую ученицу в классе. - Вова, ты хочешь что-то добавить? - увидела она поднятую руку.
- Я не понял, - поднялся вихрастый парень со своего места. - Если я выйду перед народом и начну что-то орать, то люди меня послушают и сделают, как я говорю. Но так ведь голоса можно лишиться, а им может быть все равно на мою информацию.
    Учительница улыбнулась.
- Начнем с того, что орать, кричать, как и надсаживаться, не нужно. Вы должны спокойным голосом, четко выговаривая слова, следя за тем, чтобы ваша речь была связанная и без слов паразитов, преподносить ваши сведения.
- Угу, - задумчиво произнес ученик и сел на стул.
- Елена Николаевна, у меня просьба, пускай Светка по-русски все остальное переведет, а то мудрено и непонятно. Мы - люди простые, нам попроще бы.
    Светлана хмыкнула, рассматривая Колю Ивановского, вечного троечника, который еще и умываться не любил.
- Что же, будь добра, разъясни простым людям, - указала учительница на класс. - Можешь не вставать.
    Отличница задумалась, а потом произнесла немного осторожно, словно сама боялась ошибиться:
- Риторика - это наука о красоте речи. Об умение правильно ее строить и развивать в себе способность в убеждении аудитории.
- Теперь понятно, - удовлетворенно кивнул Коля и вытер рукавом нос.
- Елена Николаевна, а зачем нам заниматься этим предметом? - поинтересовался Женя Синицын.
- Ты чего, дурак, - толкнул его сосед по парте Вова Печников. - Тебе же сказали, чтобы речь была красивой и правильной.
- И все же я не понимаю, зачем? - вновь спросил он.
- Риторика избавит вас от речевых паразитов. Научит сберегать дыхание и
контролировать голос, - объяснила преподавательница.
- А если меня все устраивает, и я нахожу свою персону интересной, зачем мне тогда себя подстраивать под других? - недоуменно произнес Евгений.
- Тогда продолжай заниматься шизофренией дальше, - выдал кто-то, и ученики взорвались смехом.
- Тише, - попросила Елена Николаевна.
    Но ее никто не слушал, а некоторые в наглую проигнорировали просьбу, входя в раж и шутя. Педагогу оставалось только постучать по своему столу и напомнить:
- Не будем забывать, что урок все еще идет. Я приведу вам два примера, как вы общаетесь, и как было бы правильнее. Не обязательно говорить изысканно и высокопарно, но ваша речь должна соответствовать норме. Послушайте, как вы разговариваете: «У тебя че? - Ни че, норм. - А ты че? - Да так, ни че».
- У меня так сеструха разговаривает, - крякнул Никита.
- Не «сеструха», а сестра, - поправила Ермакова классная руководительница. - Даже, если вы не уважаете кого-то, старайтесь в своей речи этого не показывать. Про себя думайте о нем все, что хотите, а за мыслями, как и за языком, следите и подбирайте выражения.
- Елена Николаевна, вы второй пример не привели, - напомнила Дарья.
- Второй пример звучит так: «Здравствуй. - Здравствуй. - Как у тебя дела? - Ничего, все хорошо. А у тебя? - И у меня все хорошо».
- Не, первый пример мне больше нравится, - хмыкнул Паша Ромочкин.
- Если нравится, то  общайся с такими же некультурными, как ты сам, - резко произнесла Оля Уткина.
    В коридоре прозвенел звонок, оповещая о конце урока.
- Я желаю вам всего хорошего и подумайте о важности услышанного, - произнесла Елена Николаевна, когда дети поспешно собирали свои вещи.
- Я все же не до конца убежден, что мне нужно все это знать, - делился со своими мыслями Женька с Павлом.
-А я плевать хотел на все выше перечисленное, как хочу, так и выражаю свои мысли. Кому не нравиться, предлагаю свалить, а то ушки завянут от нашей современной речи.
- Это ты, Павел, верно сказал, - поддержал друга Женя.


Рецензии