Дети войны

".Малышовый мастер" занимается с детьми от двух лет. Или хотя бы от полутора. До пяти.
Дети до полутора - ещё не наш контингент. Особенно к вечеру... Когда ты с ног падаешь...

И я, хоть вся такая красивая и добрая, равнодушно, с сознанием собственной непогрешимости, раз десять спокойно прохожу мимо утомлённой мамы с Полинкой, которой год и три, терпеливо дожидающихся, когда набегаются-нагуляются старшие дети... Не наша категория...

А старший мастер - девочка лет двадцати, сегодня впервые старшует, очень старается, - беспокоится. Чтоб всё хорошо было. И, узнав, что мне делать нечего, что детей в наборе нет, - отправляет меня к ним, говорит, открывайте любую игротеку, но надо их чем-то занять...

Я не слишком довольна, но слушаться старшего - это рабочая дисциплина. Слушаю. Иду, приглашаю...

Мама удивлена. Она сама воспитательница в детском саду, она понимает, что деток год и три месяца ничем особо не займёшь, им ещё непонятно - играть в профессии... Даже на малышовом уровне! Удивилась,но порадовалась, а то скучно. Пошли рисовать...

Уютно посидели, покалякали... Немножко поговорили...

Девочка меня сильно удивила. Серьёзная-пресерьёзная... Рисовать ей не очень понравилось, но понравилось "порядок наводить" - я достаю мелок из коробки, а она его снова в коробку кладёт...

Строгая. Сосредоточенная. Чувствую какую-то неимоверную за неё тревогу. Обнять, приласкать хочется.. Как ни шучу, как ни улыбаюсь ей- лицо остаётся взрослым, напряжённым. Губки сжаты, брови суровые...

Не выдерживаю, наконец:
- Она часто улыбается?
- Редко... - вздохнула бабушка, - у нас все дети такие...
- В семье?
- Нет, на Донбассе...

Смахнула нечаянную слезу. И у меня щиплет в носу, так, что трудно говорить...
- Спасибо Вам, - шепчу... Точнее, оно само шепчется.
Вспомнила, что моя Ленка, одноклассница из Донецка, когда приезжала - говорила: не желайте нам мира, желайте победы...
- Победы Вам! - шепчу. Как пароль.
Женщина благодарно кивает. Чуткий ребёнок поднял голову, дрогнули краешки губ.. Это была не улыбка, а только знак, что Бог всё слышит, всё знает про нас...
Спасибо старшему мастеру...


Рецензии