Первый капитанский рейс

Самолёт из Адлера приземлился в Одесском аэропорту около 11 часов. Уже в здании аэровокзала я обратил внимание на радио-объявление, в котором фигурировала моя фамилия. Приятный женский голос сообщал, что мне необходимо подойти к центральному входу в аэровокзал, где меня ожидают. Теоретически меня не должны были встречать, тем не менее, я направился к выходу и стал рассматривать более внимательно окружающих меня людей. Буквально через несколько минут ко мне подошёл мужчина средних лет. Он, вероятно, точно знал, кого он должен встретить. Между прочим, я был одет по форме. Любезно поздоровавшись, незнакомец бросил лишь одну фразу «Машина ждет Вас, товарищ капитан». Если честно, я просто обалдел от неожиданности, а в душе подумал, как же хорошо быть капитаном. Что и говорить, наивность молодости.

Все началось еще четыре месяца назад. Пройдя многомесячные собеседования с пристрастием, проверки знаний и согласований, мне наконец сообщили, что я утверждён капитаном, правда с оговоркой о годичном испытательном сроке. По существующим тогда правилам, через год при положительных результатах капитана приглашали в Москву, в Министерство Морского флота в службу Безопасности Мореплавания на две недели для заключительной проверки знаний и собеседования с пристрастием. И это несмотря на то, что уже было утверждение в должности на бюро Обкома партии. Финальный аккорд визита в Москву заключался в представлении на Коллегии Министерства Морского флота в присутствии министра. При положительном исходе капитану вручалось удостоверение капитана дальнего плавания и нагрудный знак, которым по праву гордились все капитаны, пройдя тернистый путь от матроса до высшей должности на судне.

Вскоре, после утверждения в должности на местном уровне меня пригласили в отдел кадров пароходства и весьма огорошили предложенной работой. Я отработал три года в должности старшего помощника и сошел с судна с самой большой (седьмой) группы, а здесь предлагалась должность капитана второй группы, да ещё пассажирского судна. Старые моряки помнят эту группу судов пассажирского флота под неофициальным прозвищем: «Ай-яй-яй». Дело в том, что названия у них были «Ай-Петри», «Ай-Юдаг», «Ай-Тадор» и особняком стоял «Сарыч». Так вот на этот «Сарыч» мне и предложили отправиться принимать дела. Бывалые кадровики сразу увидели моё замешательство и разочарование. Спустя лишь годы, я убедился, как классно они, кадровики, умеют обрабатывать людей, когда им надо. Мне тут же доверительно сообщили, что капитан судна «Сарыч» попал в «щекотливую» ситуацию и его надо срочно заменить, а позже для меня подберут достойное судно, а пока нужно закончить ремонт на «Сарыче», который стоит у причала Второго Судоремонтного завода в Одессе. Поверив на слово, и не в самом хорошем настроении, я направился на судно. Сейчас уже мало кто помнит или знает, что в те времена была разная виза для моряков, а именно – неограниченного плавания, короткая лишь до Босфора, точнее в Румынию и Болгарию и никакая, то есть каботаж. Говорят, у рыбаков Севера была еще так называемая нулевая, то есть лови рыбку в Северной Атлантике, но без права захода в инпорты, то есть в «логово врага» - ни ногой.

Теплоход «Сарыч» был побольше прогулочного катера и плавал по Крымско-Кавказской линии, но чаще Одесса-Севастополь-Ялта и обратно. Экипаж судна во многом состоял из тех, кто зарабатывал характеристику на визу или тех, кому эту визу временно прикрыли, но с пароходства еще не уволили в надежде на то, что перевоспитание пройдёт успешно.Тем не менее, народ трудился и на таких судах в меру своих знаний и способностей. Усмирив свою гордыню, я действительно добросовестно старался выполнить свои обязанности.

После окончания ремонта и ходовых испытаний, я прибыл в отдел кадров. Однако, видимо, слишком поздно о себе напомнил. На мой естественный вопрос о замене, в кабинете повисла гробовая тишина. Затем мне популярно объяснили, что сегодня 29 апреля и конечно 1 мая меня никто не сменит. А дело в том, что 30 апреля, уже y морвокзала на судно должны были прибыть первые пассажиры. Как я не пытался разъяснить, что я не пассажирский капитан, и не имею опыта работы с пассажирами, всё разбивалось о наигранное недопонимание. Наконец, начальник кадров «пассфлота» заверил меня, что замена скоро будет, a на мою информацию, что судно уходит на один месяц по Чёрному морю без заходов в Одессу отреагировал как-то вяло. Правда, в конце беседы он бодро заявил: «Не волнуйтесь. Всё под контролем». А вот я в этом очень засомневался.

Наступило 30 апреля. Судно стало к причалу Морвокзала Одесского порта.Экипаж т/х «Сарыч» насчитывал 57 человек. Добрая половина сего славного экипажа были женщинами, работавшими в сфере обслуживания. Вскоре началась посадка, но я не увидел мужчин и среди пассажиров. Когда же пассажирский помощник принес списки пассажиров, то я понял, что почти не ошибся, лишь трое мужчин изъявили желание провести отпуск на судне, путешествуя по портам Чёрного моря. Позже выяснилось, что это заядлые преферансисты и на люди они показывались редко. Между прочим, загрузка была полной на все 98 мест. И были это дамы разных возрастов и все из славного города, тогда еще Ленинграда.

Вечером 1 мая около 17 часов мы вышли из Одессы на Севастополь. Туристки пока обживались, поэтому вечер и ночь прошли спокойно. В Севастополе всё шло по плану согласно экскурсионной программе. А вот вечером, когда вышли из Севастополя, состоялся праздничный ужин с музыкой. Тут и возникли проблемы. Директор круиза, между прочим, тоже женщина, заявилась ко мне с жалобой о том, что на банкете отсутствуют мужчины и дамам не с кем танцевать. Пришлось ей объяснить, что мужчин в экипаже всего 22 человека и они находятся на работе, на вахтах по-нашему, по-морскому. У меня ещё и второй помощник оказалась женщиной. Правда по ряду причин пришлось провести перестановку и отправить её на должность пассажирского помощника, что оказалось весьма правильным при наличии 130 женщин на борту. Единственным положительным фактом пребывания на этом судне было то, что судно заходило в порты Крымско-Кавказского побережья без лоцманов и без буксиров. Это дало мне бесценный опыт в дальнейшей работе, а в остальном никакой радости от работы не было.

Что ни день печали множились. При очередном подходе к Сочи, я получил срочную радиограмму от начальника кадров ЧМП о замене, чему был безмерно рад. Содержание радиограммы было необычным во всех отношениях. Во-первых, сообщалось, что мне вылетает замена, и капитан, который должен меня сменить, был одним из моих первых капитанов. Далее предлагался вариант смены, о котором даже спустя много лет неудобно вспоминать, так как он не отвечал требованиям безопасности. Короче говоря, предлагалось взять в аэропорт Адлера судовой журнал и акт приема передачи дел капитанов и все это оформить там же в аэропорту при встрече. Далее сообщили, что диспетчерская служба порта Сочи предупреждена и выделит машину для поездки в Адлер, а сопровождать меня будет мой второй помощник. При этом необходимо иметь с собой судовую печать. Такое я слышал в первый раз, но приказ есть приказ.

В аэропорту Одессы меня снова встретил водитель на чёрной «Волге». От радости прибытия домой я даже проигнорировал «весомость своей персоны» и вместо заднего сидения уселся рядом с водителем. Окончательно расслабившись, я сообщил ему куда меня везти. Водитель удивленно посмотрел на меня, но вежливо сказал:

- Приказано немедленно доставить в "кадры".
- Но я с чемоданом,  как-то неуверенно сказал я.
- Вот именно. Сказали доставить с вещами, уже как бы между прочем буркнул водитель.

Дорога от аэропорта до отдела кадров уже не радовала, хотя Одесса была в своей майской красе. Предчувствия меня не обманули. Приёмная начальника отдела кадров была как всегда полна людей, но несмотря на это, меня тут же проводили в его кабинет. Помимо начальника кадров, в кабинете был нач.кадров пассажирского флота и еще один незнакомый мне человек. Начальник встал из-за стола и улыбаясь произнёс:

- Наконец-то, а то мы уже хотели задержать отход «Сарыча» из Сочи.
 Я вежливо поздоровался и сказал то, что уже вероятно не имело смысла.
- Спасибо за замену. Я рад, что мне предоставили отпуск летом.

Начальство переглянулось и внимательно посмотрело на меня. Говорил только начальник кадров.

- Ну ладно, шутки в сторону. А теперь слушайте внимательно. На рейде Одессы проводит девиацию груженый теплоход «Академик Янгель». Сдающий дела капитан ждет Вас.Капитан-наставник на борту и всё Вам расскажет. Сдающий капитан ему всё передаст. Ваша задача подписать приёмо-сдаточный акт и расписаться в судовом журнале. Катер с комиссией, таможенники и пограничники ждут Вас. Кстати, в отходную роль Вы включены. А сейчас, на машине Вас отвезут в контору капитана порта и перепропишут паспорт моряка. Надо полагать, документы у Вас с собой. Большой приказ о Вашем назначении уже подписан всеми, остаётся только подпись начальника пароходства. Вас подвезут. Если его не застанете, оставьте приказ у секретаря. На всё про всё Вам даётся один час. Ну и счастливого плавания!
Начальство внимательно меня рассматривало, ожидая что же я скажу в ответ.
 Молчание затянулось, и мне пришлось промолвить:

- А нельзя ли заехать домой? И куда судно вообще идёт?

Очень спокойно и улыбаясь на этот раз заговорил замначальника кадров:

- Домой вам вроде бы не надо. Все знают, что Вы в рейсе, на теплоходе «Сарыч». Пройдете Дарданеллы и по телефону скажите родственникам, что идёте на Кубу. А в августе вернётесь домой. Впереди шикарный отпуск, масса фруктов, поэтому не стоит печалиться. Я понял, что разговор закончился и вежливо откланялся, но лишний раз убедился, что, когда очень надо, дела решаются мгновенно. Дальше все проходило, как в ускоренном кинематографе.

В сумерках мы покинули Одесский рейд. Поздним вечером следующего дня мы вошли в Босфор. Конечно, я не раз проходил Босфор, но будучи старпомом, а капитаном и без лоцмана в ночное время шел впервые. Капитан-наставник пожелал мне удачи и сказал:
- Верь в себя и не волнуйся. Я буду рядом, если понадобится.

Незаметно пробежала неделя плавания и уже в Атлантическом океане, капитан-наставник пересел на другое судно, идущее на Одессу. Было у меня предчувствие, что в августе не придется отдыхать. Так оно и случилось. Не взяли мы никакой сахар на Кубе, а пошли на Штаты, а оттуда на Сирию, где уже давно было неспокойно. Для того, чтобы выгрузить кукурузу нам понадобилось более 90 суток. Только в первых числах декабря мы зашли в Одессу, и то только на бункировку. Заглянуть в отдел кадров у меня просто не было никакой возможности. Только через пять месяцев, после длительного и опасного плавания мы пришли в Ильичевск, но замена мне не пришла. Опять пришлось встретиться с начальником кадров. На мой вопрос «А где же моя замена?» он ответил абсолютно не смущаясь:

- Видите ли, Сэр, летом всегда тяжело с кадрами. Да и мы договаривались на август.

Я смел не скандалить, но напомнил:
- Но ведь это было в прошлом году.

 Задумавшись, начальник, молвил:
- Да уж, бежит время. Кто бы мог подумать, что прошёл уже год. Но, пожалуй, Вы правы.Попытаемся найти замену.

Обещание он всё же сдержал. И в порту Николаев в конце мая я всё-таки ушёл наконец-то в свой первый капитанский отпуск. Мой первый капитанский рейс запомнился мне до мелочей и навсегда так, как помнят первую любовь.


Рецензии