9 Гвардейский истребительный в июньских боях 1943

9 Гвардейский ИАП начал боевую работу в июне в составе 31 боевого самолета и 30 боевых летчиков. Всего в июне полк произвел 209 боевых вылетов, из них:
На сопровождение - 24 самолето - вылета,
На прикрытие - 10 самолето - вылетов,
На перехват - 175 самолето - вылетов.
Как можно видеть, вылеты на "охоту" в июне полностью прекратились, хотя в прошлом месяце такие вылеты были довольно успешны.
Летчики 9 ГИАП провели 13 воздушных боев, в которых было заявлено сбитыми 20 самолетов противника: Ю-88 - 10, Ме-109 - 9, Ме-110 - 1 (подбито - 7 самолетов: Ю-88 - 2, Ме-109 - 5) надо отметить, что вся 6 ГИАД в составе четырех полков (9, 31, 73, 85 ГИАП) заявила сбитыми всего 24 самолета, то есть львиная доля успехов была за 9 Гвардейским.
В этом месяце в полосе действий 8 ВА начал активно действовал недавно сформированный 1й Авиакорпус румын (Corpul 1 Aerien), оснащенный немецкой техникой. Первоначально из его состава начали действовать над полем боя истребительная группа № 7 - Gr.7 Van, на Ме-109 Г (уже полностью самостоятельно, не с немецкими летчиками) и 6я группа бомбардировщиков - Gr.6 Bomp. на Ю-88.
Gr.7 Van перелетела в Мариуполь 12 июня в составе 31 Bf-109G2/4, и приступила к самостоятельным боевым вылетам 16 июня  в секторе Миус-фронта, тоесть в полосе действий 8 ВА.

22 июня у 9 ГИАП вероятно произошла первая стычка (или одна из первых) со "старыми знакомыми" по 1941 году, румынскими летчиками. Лейтенант Тимофеенко И.В. (18+3 побед) заявил сбитым 1 Ю-88 в районе Рубашкино. Вероятно под атаку Тимофеенко попал Ю-88 w.n. 2559 № 124 из Gr.6 Bomp., который был поврежден на 10 % по причине атаки истребителя. Если повреждения самолета были не велики, то экипаж пострадал серьезно, были убиты командир самолета и радио-оператор, а пилот не смотря на ранение вернулся на базу.  Это были первые потери 6 группы бомбардировщиков после прибытия на фронт
В этот же день заявил свою первую победу Остапченко Н.Г. (9+1 побед), он заявил сбитым 1 ФВ-189, но немецкие данные не подтверждают эту заявку и в отчете полка  за месяц она тоже не фигурирует.

23 июня в утреннем вылете в 7.15 старший лейтенант Алексей Алелюхин заявил сбитым 1 Ю-88. 1й румынский авиакорпус потерял в этот день 1 Ju-88 D-1 w.n. 430730 разведчик из 2й эскадрильи разведчиков - Esc. 2 Rec.. Предположим, что эти два события очень тесно связаны между собой, но к сожалению данных  не достаточно, что бы поставить точку над и. По данным 105 ИАД ПВО они поднимали свои истребители на перехват три раза, перехватов не произошло - боев не вели, но в одном случае самолет противника был сбит истребителями 8 ВА, эти данные дивизии ПВО косвенно подтверждают успех Алелюхина.
Позже в 10.50 - 7 Як-1 полка (взлет в 10.30), ведущий ст.лейтенант Алелюхин, встретили 4 Ю-88, видимо без истребителей прикрытия, так как о них ничего не пишется в отчете (но два летчика Костырко Н.В. и Тарасов Н.Н., которые заявили сбитыми по одному Ме-109 по времени также в 10.50 ). В результате боя было заявлено сбитыми 3 Ю-88, без потерь. Отличились старшие лейтенанты  Михайлов Б.П., Головачев П.Я., Ершов В.П. - каждый заявил сбитым по одному Ю-88.
Нет сомнений, что летчики 9 ГИАП опять имели дело с румынскими "Юнкерсами", однако румыны потеряли в воздушном бою только 1 Ju-88-А w.n. 140316. И таким образом  гвардейцы завысили свои успехи примерно в три раза.
Также как выше написано, были заявлены сбитыми 2 Ме-109, и вероятно эти претензии не беспочвенны, так как в данных Генерал Квартирмейстера за румынской 7й группой значится одна потеря в этот день: Bf109G-2 w.n. 14548 был разбит на 75 % когда скапотировал при посадке в Таганроге. ( Почему то Ларинцев и Заблодский в известном ресурсе числят эту потерю 25 июня и в районе Крымской, тоесть на Кубани - не понятно, в данных ГК четко написано - Таганрог и дата 23, хотя 3 с 5 там можно перепутать)
Как можно предположить подбитый румынский Ме-109 не пытался или не мог дотянуть до базы в Мариуполе, а попробовал совершить посадку в Таганроге, но у него это плохо получилось. Во всяком случае совпадение - заявок на победы летчиков 9 ГИАП и потеря Ме-109 на посадке - наводит на такие размышления.
24 июня 7 - Gr.7 Van заявила первые победы в июне, румынский ас № 2 Александр Шербанеску (Serbanescu Alexandru 44 победы) и его ведомый Христеа Чирвысыута  (Cristea Chirvasuta) заявили сбитыми по одному "Яку".  Однако советские данные не подтверждают этих заявок, ни 6 ГИАД ни 105 ИАД ПВО потерь не понесли.
25 числа в период  9.30 - 10.25 старший лейтенант Дранищев Е.П. и лейтенант Костырко Н.В. заявили сбитыми по одному Ме-109, но потерь противник не признает, если конечно  вышеописанные происшествие с Bf109G-2 w.n. 14548 произошло не 23, а 25 числа.

26 июня вновь завязались серьезные бои с румынскими истребителями, с советской стороны участники событий опять были представлены 9 гвардейским полком, как впрочем в течении всего месяца ( другие полки 6 ГИАД не заявляли побед над Ме-109 в июне вообще). Утром в период 8.40 - 9.45 группа 9 Як-1 полка, ведущий Королев И.Г., вылетела на перехват бомбардировщиков противника и встретила группу в составе 4 Ю-88 и 4 Ме-109. Численное превосходство в истребителях было на стороне 9 ГИАП и оно было реализованно, было заявлено сбитыми 2 Ме-109 и 1 Ме-109 подбитым, без своих потерь. По одной победе было записано на счет Королева и Тимофеенко, а  новоиспеченный Герой Советского Союза Лавриненков В.Д. сбил противника в паре со своим ведомым Остапченко. Таким образом подбитый Ме-109 потом превратился в сбитый.
Четверка румынских истребителей, во главе с Шербанеску, идентифицировала своих противников как "Спитфайры"!, при чем в числе 20 - 22 ( в это же время вели бой с Ме-109ми еше пара Як-1 из 182 ИАП 105 ИАД ПВО). Не смотря на столь не выгодное соотношение сторон, румыны не поскупились на победные реляции, они заявили сбитыми 6 "Спитфайров", включая один в результате тарана.  Капитан Шербанеску и адъютанты Иоан Мукеника (Ioan Mucenica) и Христеа Чирвысыута (Cristea Chirvasuta) заявили сбитыми по одному "Спитфайру", а на счет не вернувшегося из боя адъютанта Лаурентиу Кытаны (Laurentiu Catana) пошло два сбитых "Спитфайра" и один уничтоженный в результате тарана. Сам Кытана  после тарана, выпрыгнул на парашюте и был взят в плен, в котором выжил и вернулся домой после войны. Но никаких потерь советские истребители в этом бою не понесли, в том чиле и летчики 182 ИАП, которые еще и заявили сбитыми 2 Ме-109. И естественно ни какого тарана не было, а кому то из летчиков, как я думаю паре Лавриненков - Остапченко из 9 ГИАП, удалось сбить Bf109G-2 w.n. 10441 Лаурентиу Кытаны.
 Таким образом румынские истребители значительно превзошли наших в оверклейме, но следует отдать им должное, они сражались в меньшинстве и отстояли своих подопечных "Юнкерсов".

28 июня в вечернем вылете старший лейтенант Алелюхин заявил сбитым 1 Ме-110 в районе Шабельское. Потерь в таких машинах в этот день и в этом районе Люфтваффе не отмечает. Но у румын 1 Ju-88-А w.n. 8839 из 6й группы бомбардировщиков пропал без вести в неизвестном районе, мог ли к этой пропаже иметь отношение Алелюхин остается вопросом. Мне кажется, что возможно есть ошибка в дате этой потери и этот Ю-88 потерян на следующий день.
Летчики ст.л-т Варламов и мл.л-т Витовтов из 234 ИАП 105 ИАД ПВО утром перехватили одиночный Ю-88 в районе Мечетинский - Егорлыкская и сбили его, возможно это и был румынский Ju-88-А w.n. 8839. Но что делал он в одиночестве так далеко от линии фронта, в тылу советских войск в 60 километрах к юго - востоку от Ростова, не понятно. По всем признакам самолет сбитый летчиками 234 ИАП разведчик, если румыны не заблудились конечно или сами не совершали разведку.

29 июня румыны опять решили немножко по бомбить. На перехват им (в период вылета с 9.00 до 10.00) вышли 7 Як-1 9го ГИАП, во главе с лейтенантом Лавриненковым. Группа противника насчитывала по данным отчета полка - 3 Ю-88 и 3 Ме-109. В результате боя было заявлены сбитыми 2 Ю-88 и 3 Ме-109, а последний Ю-88 сел на фюзеляж в районе Иловайская, на территории противника. Вот как этот бой в своих мемуарах описывает его главный учасник Владимир Лавриненков:
"Включив передатчик, я попросил уточнить курс, по которому шли "юнкерсы", их количество, высоту. Полученные данные говорили о том, что мы находимся выше "юнкерсов". В этом мы убедились через несколько минут.

Две группы бомбардировщиков с небольшими интервалами приближались к прифронтовой станице. Раздумывать было некогда. Атака и только атака могла заставить экипажи "юнкерсов" отклониться от избранной цели и сбросить бомбы куда попало.

"Атака!" — подал я команду своей четверке и перевалил своего "яка" в пикирование. "Юнкерсы" быстро приближались. Я шел на большой скорости, шел навстречу первой группе, прицеливаясь в ведущего. За мной летели товарищи. "Только не промахнуться! Только сбить!" — эта мысль безраздельно владела мной.

Летчик "юнкерса" явно растерялся. Пули и снаряды одновременно впились в большую, словно зависшую тушу "юнкерса".

— Горит! — закричал Николай Остапченко.

Но я и сам знал, что "юнкерс" обязательно сгорит. Мое внимание было уже приковано ко второму бомбардировщику: забыв об осторожности, он шел в мою сторону.

На этот раз мне тоже удалось осуществить задуманный маневр. Оба "юнкерса" упали недалеко от станицы Великокрепинской. Остальные, так и не сбросив свой смертоносный груз, повернули на 180 градусов.

В воздушном бою с немецкими истребителями мы израсходовали весь боекомплект. У меня первого не стало боеприпасов. Преследуя "мессершмитт", я внезапно заметил это. Надо было срочно выходить из игры.

— Атакуй, я прикрою! — быстро передал я Николаю Остапченко, а сам отвернул в сторону. Ведомый понял меня.

Немецкий истребитель оказался сбитым. Моя четверка без потерь возвратилась на свой аэродром."
Возможно в воспоминаниях Лавриненкова перемешались два боя, этот 29 июня  и другой 26 числа когда он в паре с Остапченко сбили 1 Ме-109.
По мимо Лавриненкова заявившего сбитыми 2 Ю-88, другие летчики 9 ГИАП заявили еще 6 побед: л-т Гурулев Н.Д. заявил - 1 Ме-109, сержант Левшенко С.П. - 2 Ю-88 в районе Иловайская, л-т Костырко Н.В. - Ме-109, ст.л-т  Тарасов Н.Н. - 1 Ме-109, ст.л-т Карасев А.Н. - 1 Ю-88 в районе Ясиновский.
Gr.6 Bomp. румын  потеряла сбитыми истребителями 2 Ю-88, один Ju88A-4 w.n. 3940, второй Ju88A-4 w.n. 3939, которые сбил Владимир Лавриненков.
Так же немецкая разведывательная часть 2.(F)/100 потеряла 1 Ju88D-1 w.n. 430537 в полосе действий 8 ВА, в районе Батайска по данным немцев. Другие полки 6 ГИАД побед на Ю-88 не заявляли как и полки 105 ИАД ПВО. И вполне вероятно, что немецкий разведчик попал под удар истребителей 9 ГИАП и был сбит, возможно Карасевым.
По румынским данным в этом бою участвовали только 2 Bf109G, ведущим пары был лучший румынский ас Константин Контакузино (CANTACUZINO Constantin 45 (56) побед), а сражаться пришлось с десятью истребителями ВВС, среди которых опять привиделись "Спитфайры". В ходе боя "Мессерщмитт" ведомого Кантакузино, получил тяжелые повреждения и повернул назад, а Кантакузино оставшись один заявил в итоге боя 2 "Спитфайра", его Bf109G также получил несколько попаданий, но все же он смог затем дотянуть до аэродрома.
Опять румынским истребителям пришлось драться в меньшинстве, на этот раз в значительном, и тем не менее бой, учитывая соотношение сил, был не проигран. Так как лучший ас Румынии добился реальной победы, был сбит в воздушном бою 1 Як-1 № 08129 заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта Чеботарева А.С., который погиб.
 Румыны по мимо 2 "Юнкерсов" потеряли в этом бою 1 Ме-109, скорей всего именно ведомого Кантакузино. Bf109G-4 w.n. 19546 был поврежден на 60 % тоесть потерян, причина атака истребителя (Заблодский и Ларинцев ошибочно датируют потерю 28 июня).

Июньские бои для 9 ГИАП были довольно успешны, удалось в какой то степени "пощипать" союзников Люфтваффе румынских авиаторов. Из 20 заявленных побед полка, значительное число подтверждается данными противника,  боевые потери составили 1 Як-1 и 1 летчик.
Основной противник 9 ГИАП в июньских боях была Gr.7 Van, ее летчики  в июне совершили 237 вылетов и заявили сбитыми 13 самолетов, кажется все заявленные были истребители. Из этих претензий подтверждается только одна - был сбит 1 Як-1  9 ГИАП. Свои потери румыны считают в 3 истребителя, в то же время реально безвозвратные потери составили 5 Ме-109, из них два заблудились и сели на советской территории. Возможно в своих потерях румыны считают только боевые, а два севших у нас к боевым не относят. Об остальных трех Ме-109х потерянных в боях  рассказывается в тексте.


Рецензии