Жить по совести

         ВСТУПЛЕНИЕ

 

«Тревожнее живется тому, кто больше  жаждет благоденствия» - говорили в Древней Греции. Это высказывание не потеряло  смысла и в современном мире. Нельзя мириться с попыткой сделать нас примитивными, с самыми низменными потребностями, поменять неисчерпаемое культурное наследие на вкусную пищу, к чему стремиться власть.
Стремление изменить государственное устройство, установить власть большинства было во все времена. Истории известны имена многих патриотов, имена их сохранились в памяти народа.
Одним из них является Анатолий Тихонович Марченко, русский писатель, диссидент, 1988 году награжденный Европейским парламентом премией А. Сахарова посмертно. Он лишь один  из многомиллионной армии политических заключенных советской эпохи, погибший в заключении после смерти Сталина, но больше других сделавший, чтобы избавить нашу страну от позора политических преследований – и поплатившийся за это жизнью. Его книга «Мои показания» (1967г.) о Мордовских лагерях и Владимирской тюрьме первое документальное свидетельство о советских политических лагерях.
    Автор много лет изучал биографию и политическую деятельности А.Т. Марченко и полон желания довести до читателя некоторые страницы о его жизни, о времени пребывания героя в Чистопольской тюрьме. По статистике в советское время из числа взрослых судимость имел каждый третий человек. Эти люди оказали незаменимую помощь при сборе материала о судьбе политических заключенных. Свидетели говорили о несносных условиях содержания опасных для существующего строя заключенных. Отдельные эпизоды и выдержки писем отражены в книге Виталия Козлова. 

               
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.

Анатолию  Марченко  посвящается…

В галдящей толпе разношерстного сброда
 я с краю безмолвно стою;
Всего лишь на жизнь опоздала свобода-
как раз целиком на мою…

  Близка моему духу эти слова, но они не полностью отражают действительность. Свободы лишены были не одно поколение колхозников, прожившие свои жизни в колхозной системе. В неволе оказались миллионы бывших крестьян, отказавшиеся  принять коллективную форму ведения сельскохозяйственных работ. Нельзя считать свободными и вольными другие слои населения, родившиеся в конце  19 и начале 20 веков.
  С высоты прожитых лет я по - своему начал понимать это слово. А есть ли она на самом деле, и кто живет на свободе.  Свобода в крестьянском понимании это жить по традициям своих прародителей, заниматься тем ремеслом, которым они владеют. Чтить  Бога своего и помнить о существовании Сатаны. При этом, как оказалось, можно сохранить родной язык, традиции своего народа. Идеализировать такую мечту не стоит. Государство в лице царя или секретаря всегда будет довлеть и властвовать над своим холопом, рабочим или колхозником. Идиллий быть не должно. Вольнодумство, того хуже действия, не вписывающиеся в рамки «не писаных» законов наказуемы. Все это вписывается в нежелании потерять власть, захваченный в результате военного переворота в октябре 1917 года. Власть – это деньги, власть – это право повелевать бесправным народом, путем страха и обмана. К примеру, - не захотел вступить в колхоз, куда не вошли твои соседи-односельчане, - пожалуйте в неволю, там под бдительным присмотром вооруженных охранников будешь строить социализм. Дешово - сердито.  Словом я представитель второго, а может и третьего поколения. С приходом Н.С. Хрущева население страны почувствовало определенное потепление. Это я ощутил, слушая анекдоты про самого Генерального секретаря или героя Гражданской войны Василия Чапаева и пулеметчицы Анки. Были и другие признаки. Это рядовые колхозники перестали бояться бригадира колхоза и соседа коммуниста. Но искоренить ужас бесправия в одночасье люди не могли. Отец мой, многое повидавший на своем веку, не раз предупреждал,  чтобы мы дети, держали язык за зубами. Не встревайте в разговоры старших, не пересказывайте услышанные анекдоты – повторял он.
    
                Нет пока толпы на лобном месте,
                Нет пока трезвона с каланчи,
                В дружеском застолье с нами
     Завтрашние наши палачи.

  Смысл жизни невозможно постичь в одночасье. Для этого надо иметь желание, неутомимо искать ответы на задаваемые самим же себе вопросы. Быть последовательным в достижении поставленной цели и при этом обладать незаурядным упорством. Наивный, юношеский, на первый взгляд дневник, который я начал вести в юношеском возрасте, в последующие годы сказалось на формировании взглядов. К дневнику прилагались газетные вырезки, документы, превратившиеся с годами в архивный фонд. Будучи призван в армию, эти записи схоронил в старинной каменной кладке сарая, и достал спустя многие годы. На Байконуре завел новые тетради и продолжал записывать, хотя ведение дневников было запрещено, а при обнаружении могли счесть за шпионаж. 
    Село наше, хоть и в триста дворов, в советское время оставалось деревней. Церковь закрыли и оборудовали под сельский клуб. Была большая (по послевоенным меркам) школа, где мы дети могли получать бесплатное образование. Колхоз – хоть и не миллионер, но все же существовал вполне сносно. Хоть деньги не выдавали – после завершения уборочных работ трудолюбивые колхозники получали зерно, которое в благоприятные годы после размола вполне хватало для выпечки хлеба. Колхозников условно можно разделить на следующие категории. Главные специалисты с подручными активистами, трудолюбивые колхозники (трудоголики), готовые бесплатно работать на колхозном производстве, при этом успевавшие иметь крепкое хозяйство в личном подворье и колхозники, так себе, ни колхозу, ни соседу, ни себе. В сезон активных работ (весенние полевые и уборочные периоды) на колхозных работах трудились до 300 человек, включая подростков школьников. В среднем еще около 100 человек трудоспособного населения зарабатывали на хлеб по найму у нефтяников, работали в школе, клубе и библиотеке. Это не считая двух десятков работников лесхоза. Политически благонадежным считались работники бюджетной сферы, ответственные работники колхоза. Эта категория людей можно считать отдельной кастой, опорой Советской власти на местах. В числе трудоголиков – колхозников были семьи, где родители (как правило, отцы) жили под негласным надзором не только партийцев, но и соседей. Они были выходцами из семей раскулаченных, сосланных в лагеря и отсидевшие в тюрьмах. Список указанных колхозников хранился в железном сейфе секретаря партийной организации и в ежемесячном отчете в райком партии составлялся письменный отчет характеризующий стабильность в коллективе.
    Мы, поколение, живущие в середине ХХ века не задумываясь о будущем, жили относительно спокойно. Существовавшая система воспринималась как незыблемая, законы единственно справедливыми а руководство на всех уровнях умными. Надо отметить эти выводы касались поколению, родившемуся в советское время правления. Спустя годы начал замечать, что было и инакомыслие. Деревня и есть деревня. Рассказы вернувшихся из освобожденной от фашистов Европы солдат и офицеров, с удивлением узнавших, как богато и красиво живут поляки, венгры, немцы и другие народы без всяких колхозов, в сознании притупились. Кино в клубе и появившееся радио в домах знали одно, восхваляли нашу колхозную жизнь. К тому же о голоде мы знали лишь по рассказам родителей. Они голод и холод воспринимали реально, которое могло повториться в любое время. Продолжали бояться и войны. Мать вслух молилась, чтобы в доме не переводился хлеб, А если война с Америкой и начнется, пусть это произойдет пока ее дети маленькие.
    Инакомыслие при Советах каралось жестоко, и проявляла себя повсеместно. Но мы, сельчане никогда об этом не слышали и, конечно же, не помышляли. В 70-х годах я начал интересоваться политическими заключенными, которым жилось в тюрьмах многократно тяжелее, чем уголовникам. Об этом рассказал бывший тюремщик-уголовник   Иван Кумарин, отсидевший в Карагандинском лагере и Пермской зоне 25 лет за убийство.  Впервые о политзаключенном Марченко узнал из запрещенной радиостанции «Голос Америки». Хотелось понять, чего добивался Анатолий Марченко, протестуя против всесильной системы, и что может изменить бунт одного человека против насилия?
В октябре месяце 1992 года товарищи по Демократическому движению подарили бюллетень «Страничка узника» №15, выпускаемый Еленой Никитичной Санниковой в городе Москве с 5 сентября 1988 года. При этом многократно бывая в Чистополе, собрал материал, который хочу довести до читателя.
Родился Анатолий Тихонович Марченко 23 января 1938 года в г. Барабинске, Новосибирской области в семье железнодорожника. После окончания 8 классов по комсомольской путевке строил Новосибирскую ГРЭС. В 1958 году за участие в массовой драке с депортированными чеченцами в общежитии угодил в тюрьму на два года, После года отсидки половины срока бежал. Скитался без паспорта по стране,  освоил специальность бурильщика, работал буровым мастером в геологоразведочной конторе, по разным специальностям на рудниках. Развитый, подвижный по характеру человек много думал и анализировал о политическом устройстве общества. Читал нелегальную литературу, завел знакомства с людьми, активно распространяющими нелегальную антисоветскую литературу. Знал творчество Солженицына. 29 октября 1960 года при переходе государственной границы с Ираном   был арестован. В марте 1961 года его осудили на 6 лет. Политический заключенный отбывал срок  в Томской области, Карагандинской исправительно-трудовой колонии, Мордовии и во Владимирской централе.
  Владимирская тюрьма недавно отметила свое 225-летие. Каменные здания, построенные в 1783 году по Указу ее Величества Екатерины 11. По его биографии  можно проследить исторические перипетии огромной империи и Союза Советских Социалистических Республик.
    Большевики обещали покончить царскими тюрьмами, но этого не случилось. Более того превращенной в тюрьму народов стране построили и расширили имеющиеся тюрьмы. Тюрьма в тюрьме, вот какой вывод можно сделать, изучая биографии людей.
    Из пересыльной тюрьмы для каторжан в дореволюционной России «Владимирка» превратилась в тюрьму для перевоспитания политических противников большевиков. В 20-е годы здесь содержались бывшие помещики, монархисты, белогвардейцы, купцы священники.
   Маршалы и фельдмаршалы гитлеровские «прислужники». 25 японских генералов, похороненных в братской могиле тюрьмы в конце 45 года.
  Работники народного комиссариата СССР, бендеровцы, министры с членами семьи буржуазных правительств Литвы, Латвии и Эстонии в 50-е годы.
    Американский летчик-шпион Гарри Пауэрс, Владимир Буковский, Юлий Даниэль, Натан Щаранский, Андрей Синявский и Анатолий Марченко в 70-е годы.
 
 

  Владимирский централ содержит уголовный запах более чем  700 воров в законе, принятых в свои объятия  в 90-е годы.
   
 


Департаменту искусных дел, Главному управлению и публичных зданий в 1849 году поступило задание об изыскании места и составлении документов на строительство в г. Чистополе тюремного замка. В 1855 году была составлена смета и архитектурные документы на строительство указанного тюремного замка. В 1856 году тюремный за- мок в г. Чистополе был построен. С 5 октября 1857 года тюремный замок был заселен арестантами. Он включал в себя здание для содержания арестантов, тюремной церкви, хозяйственных построек и здания дирекции.
Тюрьма служила как для отбывания наказания, так и как пересыльная тюрьма для арестантов, следующих этапами в Оренбург и на Урал.
В 20-х годах прошлого столетия  Чистопольская   тюрьма  использовалась как следственный изолятор и числилась под номером 40. Содержалось в ней около 150-200 человек. Отапливалась дровами, в режимном дворе был колодец для питьевой воды, оправка осужденных и арестованных проводилась в общих туалетах и умывальных комнатах. Церковь была разрушена и переоборудована под клуб и административное здание.
Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в тюрьме содержалось около 1500 - 2000 человек осужденных и арестованных, которых этапировали из областей, оккупированных немцами, особенно Московской области. Такая большая скученность осужденных и арес- тованных способствовала массовым заболеваниям и смерти. Так, толь- ко в период с ноября 1941 года по март 1943 года в  Чистопольской   тюрьме  умерло от разных болезней 1023 осужденных и арестованных.
В 50-х годах  тюрьму  оборудовали под псих- больницу специального режима. Больница была до 1952 -1953 года. Данных о категории больных в учреждении нет, они хранятся в архиве г. Казани.
После 1953 года  Чистопольская   тюрьма  была переоборудована в тюрьму для содержания осужденных строгого и особого режима, а также в следственный изолятор.
В 1960 году в  Чистопольской   тюрьме  стали содержать только осужденных, которым приговором суда или определением суда было определено тюремное содержание. Категория была сменена на осужденных усиленного режима. В эти же годы тюрьма стала развивать производство, были построены производственный корпус, школа и ПТУ. Лимит наполнения колебался до 300 осужденных.
С 1981 года стала производиться реконструкция тюрьмы, которая закончилась в 1989 году. За данный период были построены: новый жилой корпус, новый производственный корпус, котельная, гаражи.
Переоборудованы камеры старого корпуса. Проведена в камеры вода, канализация и т. д.
Из  истории   Чистопольской   тюрьмы  следует упомянуть то, что в 1978 году из Владимирской тюрьмы были переведены осужденные за госу- дарственные преступления (диссиденты). Для содержания данной кате- гории осужденных было отведено крыло старого режимного корпуса, оборудованное спецсредствами охраны.
Среди данной категории осужденных были известные диссиденты: Марченко, Щеранский, Ковалев, Григорянц и другие. Содержание осуж- денных за госпреступления было до 1991 года, то есть до издания Указа об их помиловании Президентом. Последним из них освободился Казачков М.П.
До последнего времени в  Чистопольской   тюрьме  содержались осужденные всех видов режимов, которым судами было определено тюремное содержание.
В настоящее время тюрьма перепрофилирована в следственный изолятор №5 .
 

Чистопольская тюрьма начала 90-х годов это два здания, где содержаться до 350 осужденных. Здесь содержали осужденных усиленного режима. Есть общий, усиленный, строгий, особый и тюремный режимы. Об этом рассказал узник Чистопольской тюрьмы, политический заключенный Михаил Казачков, содержавшийся до освобождения в 1989 году в политическом (тюремном) отсеке. Заключенные получают 1250 килокалорий. К моменту пребывания Казачкова, в связи с перестройкой режим и содержание заключенных относительно улучшились. Обвиненного в оказании помощи иностранному государству (измена Родины), Михаила осудили на 15 лет. При нем поменялись четыре начальника тюрьмы. Все они по отношению к заключенным были разными, и они  запомнились арестанту Михаилу.




  Во время первого пребывания начальником тюрьмы работал Малафеев, немудрящий сталинский сокол. Его сняли тогда же, когда его приговорили к дополнительным трем с половиной годам за протест в карцере.
    После него назначили Голиуллина. Он оказался неожиданно достойным человеком, который не любил гебистов, очень стыдился, что он должен заниматься с нами. В конце концов, отказался служить на этой должности, ушел. При нем удалось постелить досками пол в карцере, возвратить диету больным людям, попавшим в карцер. С ним расправились, направив в распущенную колонию для несовершеннолетних. На второй день после того, как он ее принял, там был массовый побег, и его обычным конвойным отправили в глухую зону.
  Потом назначили тезку императора всероссийского Александра Николаевича Романова, который кончил весьма плохо – застрелился. Это случилось в 1983 году.
    Вместо Романова назначили Ахмадеева, о ком он повествует дальше.
Меня же интересовал гибель Анатолия Марченко. Михаил убежден, что  он погиб в результате умысла начальства. Случайности он исключает. И одну из доказательств тому называет поведение оперативника КГБ, подполковника Колсанова. Который сразу после гибели Марченко был повышен в звании и в должности. Стал самым молодым в Татарском Комитете подполковником. Знал я Колсанова, старшего лейтенанта КГБ, курировавшего и Бавлинский район, местом его постоянного  пребывания был город Бугульма, и встречался в кабинете начальника КГБ Татарстана. Подполковник Колсанов в разговоре с Михаилом Казачковым называл Марченко потенциальным русским Лехом Валенсой.
 


  В медицинских документах в тюрьме утверждали, что Анатолий Марченко был здоров. В течение 40 дней  он держал голодовку, за ним смотрели. Умирал Марченко в больнице часового завода города Чистополя, и там обнаружились документы, результаты вскрытия тела. Видимо чекисты допустили оплошность, исключив такую возможность. У него были поломаны ребра, и врач накануне обнаружил двустороннюю пневмонию легких. В таких случаях диагноз докладывается чекисту, и он об этом ставит в известность вышестоящее руководство. На уровне молчаливого согласия решился судьба Анатолия Тихоновича Марченко. Лечащий врач не «заметил» пневмонию, а перелом ребер вполне могло случиться при спасательном искусственном дыхании. Арестованный в 1977 году Михаил Казачков освободился 1 ноября 1990 года.
  Одним из основных условий политического заключенного, освобожденного досрочно,  было посещение могилы Анатолия №606. Администрация тюрьмы не могла противостоять требованиям авторитетного заключенного. Они наняли таксиста, Казачков посетил могилу, и к удовольствию тюремщиков покинул Чистополь. Уже через год московская и местная общественность обустроила могилу диссидента А.Т. Марченко. Автор неоднократно бывал на его могиле, и предлагает читателю одну из фотографий.
 


                Сегодня мы ничто, но не вчера ли
                Мы, как и вы, хотели страстно жить.
                Мы голодали, мерзли, умирали
                За право мыслить, чувствовать, любить.

                А. Панфилов.

    Есть люди, желающие предать забвению смерть правдоборца. Ценой собственной жизни Анатолий Тихонович пытался привлечь внимание общественности, что назрела время перемен. Нельзя жить так, как живут миллионы простых граждан в СССР. Испытания, выпавшие на его судьбу, косвенно касались всех. Никто из свободомыслящих людей не был гарантирован от преследований, уголовного наказания даже за неосторожно и необдуманно высказанные слова.
    Инвалид войны, Ефим Корчагин, из соседнего села работал в колхозе. Во время перекура, вздыхая, проговорился, что политрук в перерывах между боями агитируя пехотинцев, обещал хорошую жизнь после разгрома немцев. Где она эта хорошая жизнь? Спросил он у сидевших рядом мужиков. Донесли, осудили на 5 лет и посадили в тюрьму. Сидел в Свияжске, шил рукавицы, тачал сапоги, хотя сам одну ногу оставил в военном госпитале. Освободили по амнистии, но жена вышла замуж за соседа. Жизнь потеряла смысл. Несколько лет помыкавшись, подрабатывая на хлеб и водку сапожником в городе Бугульма, скончался.
    Александра Князева, солдатская вдова из села Лащ-Таяба, Яльчикского района воспитывала сына. Бригадир колхоза «Слава» забежав во двор хозяйки, торопливо проговорил: - скорее на собрание, приехали из района. Тетя Шура, без того спешившая на зерноток, несла из сарая куриные яйца. Испугавшись, от неожиданно появившегося начальника упала и разбила яйца, при этом от отчаяния вскрикнула: - ох уж этот шайтан Сталин!
    Страх накрыл женщину мгновенно, - и она на ноги больше не встала. Не одно десятилетие передвигалась на четвереньках, изображая неизлечимо больного человека.  Но среди односельчан ходила молва, Александра в сумерках и ночью по избе передвигалась как все, на своих двоих.
    Усилия большевиков воспитать покорное поколение строителей коммунизма увенчалась успехом и передалась последующему поколению.
    Не все люди примирились с таким существованием. Среди них был и Анатолий Марченко. Нашлись и последователи. Ни клевета, ни угрозы не действовали на примирение властью. Не повлияли и многообещающие предложения должности с непременной гарантией достатка.
    Это про них сказано – гвозди бы ковать, износу бы им не было! Не оскудела земля российская. Честные правдивые люди были, есть и будут. Таких не любят, не понимают и их идеи не воспринимаются большинством. Несмотря на обреченность, тернистым путем идут к самим себе поставленной цели, и часто гибнут.  Но поверьте – все они хотели жить.

                ПИСЬМА  ЗАКЛЮЧЕННЫХ

                Я правду о тебе порасскажу такую,
                Что хуже всякой лжи…
                А.С.Грибоедов

А.С. Грибоедов   Владимирская тюрьма. Камера размером 4,5х2,5 метра, рассчитанный на пять человек. Подъем в 6,00. Оправка, проверка, завтрак, обед, прогулка, ужин, проверка, 10,00 отбой. От отбоя до вечерней проверки на койку лечь нельзя. Заработаешь 7-15 суток карцера. К окну подходить нельзя. В течение 16 часов можно читать и писать. Написанное проверяет надзиратель. Тетради покупаю в ларьке, 12 листов на пол - месяца. Книги из тюремной библиотеки – две на 10 дней. Но голодному тюремщику, ни читать, ни писать не хочется. Петь, разговаривать громко – нельзя!
    Питание в общем режиме: - хлеб черный – 500 гр. Сахар – 15 гр. 7 – 8 килек. Суп жидкий (свекольные или капустные листья) – 350 гр. Кружка кипятка. Обед – из 2х блюд. На первое 350 гр. Супа из гнилых капустных листьев; пюре картофельное или каша 100 – 150 гр. (жидкое и дно тарелки просвечивается). Ужин – такая же каша, редко винегрет.
   В строгом режиме: хлеба черного – 400 гр. Завтрак только кильки и кружка кипятка; обед – только щи; ужин – такой же как в общем режиме.
    50 гр. Махорки на 6 дней. Ларек отпускает при наличии денег на счету на 2,5 рубля в месяц. Передачу от родных до 5 кг. Продуктов в год.
   Так день за днем. Ложишься спать и думаешь – скорее бы ночь прошла да хлеб дали.
    Прогулка: один раз в сутки. В общем - на 1 час, строгом на 30 минут. Выгоняют насильно, больных и стариков, зимой в лютые холода и в жару. Баня во Владимирке – 1 раз в 10 дней, меняя и полотенце. Белье постельное через баню – в 20 дней раз.

В Российском государстве ведущая роль в исправлении заключенных всегда отводилась духовным лицам. Святейший Синод требовал от священников «беседовать с христианской любовью, простотой и снисхождением и тщательно остерегаться, чтобы не говорить уничижительно и оскорбительно», подчеркивая, что «низко преступление, а человек достоин сострадания».
Тюремное служение Церкви — поистине служение страждущего и искреннего сердца навстречу тем, кто оступился в жизни. От тюрьмы и сумы не зарекаются. От этого молятся. Чтобы тюремный пол не топтали их потомки.

 
 «Отец Всеволод! Сердечно благодарим за духовную поддержку и оказанное внимание, которое мы видели от Вас, моральное и материальное! В котором принимал непосредственное участие отец Мефодий.
Желаем Вам, отец Всеволод, и всему Раифскому монастырю радости духовной, здоровья и благополучия, мира и добра, и духовной крепости, обильной помощи Божьей и благословенных успехов в тех трудах, которые вы несете во благо человечества! Да хранит вас Бог, Пресвятая Богородица Дева Мария и все святые!
Арестанты Чистопольской тюрьмы

 

Владимир Новиков.
Воронежская городская психбольница, 5 февраля 1991 года.

  «… По приезде лишили всяких прав на самостоятельность, отняли ручку, тетрадь и письма, заперли в наблюдательной палате, делают нейролептики, на которые ответная реакция моего организма – желание покончить собой. Нейролептики – сильнейший яд для меня. Объявлял голодовку на 7 дней с 17 по 24 января 1991 года…
    Ваши хлопоты оказались успешными. Выписали меня из Дворянского по комиссии персональной. Потому поворот о 206 человек, присланных из Дворянского на общие больницы, пахнет ложью, мой отъезд и комиссия волгоградская поворота в психиатрии не сделали. Надо сказать, что и на общей больнице  в городской психбольнице Тенистый, для меня созданы условия просто дикие. Не знаю, как благодарить, что вырвали меня из Дворянского, но очень тяжело и психиатрической больнице Тенистый.  Пишу о вопиющих фактах произвола, чинимых здесь. Еще раз поместили в наблюдательную палату, оклеветав в избиении больных, чего на самом деле не было. Знай, когда говорят о моем скором освобождении – ложь. От пожизненной койки не избавился и сейчас. 8 лет травят ядохимикатами, не дают ожить, уже стал заикаться. На беседу к врачу попасть невозможно. Психбольные никому не нужны, врачи нагружают их ядохимикатами. Могу привести множество преступных фактов, когда больных оставляют на произвол случая. От спецпсихушки ГПБ отличается тем, что дают белые булки. Лучше бы черный сухарь, да человеческие условия.
  Больной эпилепсией фактически вменяемый Давыдов Юрий Михайлович содержится здесь два года. Шерстюков Владимир ходит весь псориазе, лечения ему не назначают. «Санитар» Титов с кулаками затолкал меня в наблюдательную палату, куда заталкивают  невменяемых, оклеветал в избиении больных, чего не было.
    Колют убийственными уколами в состоянии ремиссии, которые сами же и признают. Разоблачать позор советской психиатрии не дают местные мандарины, на словах «хорошие», в деле еще хуже, чем 1981 году. Передай привет Валерию Сендерову за выступление в Москве на слушаниях Хельсинской Федерации, он прав, правозащита направлена не в ту сторону…»
    Александр Голдович, 1943 года рождения, физик-теоретик, находится в заключении более пяти лет. 1985 году он предпринял попытку бегства из СССР. Он обвинен в антисоветской агитации и в измене родине. Срок – 15 лет и пять ссылки.
   

                Все стало смутно и не ясно
                В тумане близящихся дней;
                Когда в России безопасно,
                Мне страшно делается в ней.

           Писать и читать – стало делом повседневным и востребованным. Это дает пищу для ума, отвлекает от повседневных забот и позволяет философски смотреть на бурлящую вокруг жизнь. Главное – заглянуть в самого себя. Новые времена, новые мышления. В ХХ1 веке в сознании людей произошли необратимые процессы. Отпала необходимость ежедневно садиться с книжкой в руках и читать, повышая интеллект и знания. Нет нужды по отрывкам собирать исторические сведения о прошлом для писателя историка. Так для кого же пишет писатель в новом веке? По художественным произведениям снимают телевизионные фильмы, по документальным публикациям ведутся расследования. Фантасты в вечном поиске – предсказать будущее. Одно можно отметить без сомнения,  массового посещения библиотек и книжных магазинов в ожидании новых изданий или произведений классиков, осталось в прошлом.
    Есть такая категория как провинциальные писатели, пишущие, для себя и близких занимая личное время на досуге. Такие люди живут во всех районах,  их произведения вызывают большой интерес.
    Пишут многие, это формально не запрещалось и в советское время. Все становилось на свои места, когда люди, и естественно компетентные органы узнавали, о чем пишет писатель. Безобидные, аполитичные рассказы не несущие угрозы существования власти – пропускали мимо ушей. Кто это делал талантливо – принимали в союз писателей. Отныне произведения этого деятеля печатали с одним и главным условием. Если поэт, то издание должно начинаться с восхваления партии, вождей пролетариата и образа жизни в свободной стране. Если прозаик, то произведение должен содержать патриотизм, идейное превосходство советских люде

й над людьми иных мировоззренческих взглядов. Такие произведения на средства государства печатали миллионными тиражами, и причитался небольшой, но стабильный гонорар.
    Писали и заключенные в тюрьмы арестанты. Несомненно, у многих был талант. Но эти люди заведомо знали, что до широкой публики рукописный «самиздат» не дойдет. В лучшем случае будут читать соседи по нарам. Читатель вправе согласиться, что тюремщик пишет с одной целью, довести людям, пока живущим за колючей проволокой о том, что твориться в лагерной неволе. Кого из этих людей назвать писателем – пусть решает каждый сам. Если есть, что сказать людям и душа этого просит – пишите.

Время неумолимо! Живем в 21 веке. Описываемые судьбы правдолюбцев неведомы современникам.  Многие уже на небесах и предстали перед судом всевышнего.  Сбылись ли их мечты? Вопрос остается открытым. Время рассудит и покажет, напрасны ли были подвиг моих героев.


Рецензии