Упразднен закон или нет?

(пересказал мысли P.T. O’Brien из его комментария на послание Ефесянам в серии PNTC, здесь только вводная идея, дальше у О Брайена идет подробный разбор)

В послании Ефесянам не обсуждается тема оправдания по благодати через веру в противопоставлении оправданию по делам закона, которой уделено столько внимания в посланиях Римлянам и Галатам. В Еф. затрагивается более широкая тема – спасение по благодати через веру (2:8-10), а противопоставляется оно делам в целом, т.е. вообще человеческим усилиям. Также здесь нет разделения на оправдание в настоящем и спасение в будущем, акцент делается на завершенном спасении.

Между посланиями Римлянам и Ефесянам есть различие и в трактовке закона. В Рим.3:31 Павел пишет, что Евангелие не уничтожает, но утверждает закон, а в Еф.2:15 – что Христос упразднил закон заповедей учением. Как разрешить это кажущееся противоречие? Дело в том, что в Еф. Павел не борется с иудействующими, требовавшими соблюдения закона. Поэтому он не использует юридическую терминологию оправдания, а пишет о спасении в целом (более широкий подход). В Еф. он пишет про изменение владычества, которому подчиняются спасенные, и подчеркивает, что теперь они могут не бояться духовных сил.

Никто не спасается делами (2:9), но это не дела закона, ведь Павел писал в основном язычникам (2:11; 3:1). Слово «закон» упоминается в послании только один раз, в 2:15, где говорится, что язычники получили доступ к Богу Израиля. «Спасены» здесь означает не «оправданы», а «оживотворены с», «воскрешены с» и «посажены на небесах в» (2:5-6). Т.е. Павел пишет об избавлении не от предписаний закона и иудейского легализма, а от зла вообще и от сверхъестественных сил.

Закон не отменяется, но оставляется для неверующих, чтобы показать им, что они грешники, которые нуждаются в Боге (Рим.3:31). Но закон упраздняется для верующих, не только в Еф.2:15, но и в Рим.7:2,6. «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). Верующие не под законом («по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя», Гал.3:25). Поэтому Еф.2:15 не противоречит учению Павла о законе в посланиях Римлянам и Галатам.

07.01.2020


Рецензии