На берегу пустынных вод... отрывок из романа Крест

Ульрик подбросил в костер сухих веток и, подойдя ближе к огню, сел напротив Рати, протянув ей свой плащ.
- Между нами огромная огненная пропасть, которая поглощает все, что горит, поджигая мрак и обращая звезды в пепел. Она стоит между нашими мирами, скрытыми мраком войны, уничтожающей нас. Я на одном берегу этой пропасти и ненавижу все то, что смотрит на меня глазами цвета песка этих проклятых пустынь с той стороны, словно страшными глазами смерти проникает в мою пустоту слабая тень прожженного солнцем дня, и я начинаю бояться сам себя... Даже кровь врага страшит меня! Убив, я стану тенью Волка, питающегося кровью, бросив меч - стану предателем и трусом. Душа, разделенная надвое, - огненная пустыня проклятых небес, где мы вынуждены убивать, что хранить стальную броню мужества и жестокости в себе до последних минут испытания отваги и бесчестия на земле. Единственное, что оправдывает меня сейчас - это ты! Что-то, чего я никогда раньше не знал, рождает во мне эта холодная весна пробуждения... Я не знаю, как сказать... Я не умею говорить... Только знаю, что душа моя спасена тобой... Но и ты на том берегу правды, которой я так боюсь...
Рати накинула на плечи теплый плащ и протянула Ульрику чашу с водой.
- Зачем сейчас говорить об этом? - печально улыбаясь, спросила она.
- Мы видимся в последний раз, - ответил Ульрик, отклонив чашу, - я не знаю, как отпустить тебя, но я должен это сделать.
- Почему?
- Меня убьют завтра. Возможно, это последний рассвет, который мне суждено увидеть.
- Ты боишься?
- Боюсь. Но не встречи со смертью. Она уже давно ходит за мной, карауля меня теплыми вечерами и холодными зорями. Я и сейчас чувствую ее жаркое голодное дыханье. Жажда обладать мной возросла в ней выше пламенного неба. И она скоро меня получит. Эрвиль как-то сказал мне, что перед самым концом человека посещает мудрость, и он видит все вокруг себя более ясно, чем прежде. Великая мудрость конца. Я уже охвачен ее багровыми туманами.
- Позволь остаться мне - Рати взяла его за руку, - я хочу с тобой разделить туманный покров этой мудрости. Я не могу уйти...
- Нет! - Ульрик оттолкнул ее. - Не позволю. Я не смогу выполнить то, что мне надлежит, если ты будешь рядом. Я должен знать, что тебе ничего не угрожает. Я прошу тебя, уходи!
- Но...
- Уходи, пока это возможно. Здесь тебе не место. Война яростным огнем сжигает все на своем пути. Те, кто идут на встречу ей, сделали свой выбор. Смерть ликующим восторгом зовет нас под свои знамена, жизнь покидает нас, превращая в пыль веков. В этом бессмертном полку есть одно маленькое место. Для меня. Другого пути нет.
Но не для тебя. В тебе так много жизни, тепла, солнца, света. Ты рождена для жизни, смерти нет места в твоих глазах.
- Зачем ты говоришь мне все это?
- Я хочу, чтобы ты жила. Там, куда ты отправляешься, нет мрака пепла и гнева войны. Там цветут дикие сады, растут сладкие ягоды, бессонницы на вершинах деревьев достают до неба, шумят дивные леса и поют родники... Там цветет жизнь и царствует весна, распускаясь алыми маками багрового заката. Там ты будешь ждать меня.
- Ты вернешься?
- Не думай об этом. Тебе многое предстоит увидеть и пережить заново. Ты еще не раз увидишь мир новыми глазами. Обещай мне лишь одно: если я не вернусь, забудь обо мне, перевернув эту мрачную страницу, и открой жизнь заново.
- Я не смогу...
- Сделай это для меня. Ты будешь далеко от беды, а я в последнюю для меня минуту буду думать о тебе и представлять тебя такой, какой я тебя знаю сейчас, какой я тебя люблю. Ты всегда будешь у меня перед глазами и взор этот на сердце печатью выжжен. 


Рецензии