Мораль христианства в заповедях Господа Бога

Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия (Пс.150:1-6).

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен (Притч.29:18).

ЗАПОВЕДИ ИМЕНИ БОЖИЕГО
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
       И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род (Исх.1:14-15).

И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем "Бог Всемогущий", а с именем Моим "Господь" не открылся им (Исх.6:2-3).

ЗАПОВЕДЬ ИСПОВЕДАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин.14:1).

ЗАПОВЕДИ ЛЮБВИ К БОГУ
       Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22:37-38; Мк.12:29-30).

- Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим (Втор.5:6-7).

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Втор.5:8-10).

- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Втор.5:11)

- Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему (Втор.5:12-15).

Господь, Бог наш, Господь един есть;
И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей];
И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих (Втор.6:4-9).

Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Мф.4:10: Лк.4:8).

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15).

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21).

ЗАПОВЕДИ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ
       Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22:39-40; Мк.12:31).

- Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор.5:16).

- Не убивай (Втор.5:17).

- Не прелюбодействуй (Втор.5:18).

- Не кради (Втор.5:19).

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Втор.5:20).

- Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего (Втор.5:21).

Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш (Лев.19:3).

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:34).

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
       Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин.15:12-14).

Сие заповедаю вам, да любите друг друга (Ин.15:17).

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ КАК ЧАДАМ БОЖИИМ
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
       А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:43-48; Лк.6:27-28).

ЗАПОВЕДИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА БОЖИЕГО
Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас (Лев.20:8).

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
       Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф.5:17-18).

Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк.16:17).

ЗАПОВЕДИ СТРАХА БОЖИЕГО
Храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его (Втор.8:6).

Бога бойся и заповеди Его храни, ибо в этом все для человека (Еккл.12:13)

Иисус сказал ему: написано также: Не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7; Лк.4:12)

Скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь (Мф.10:28; Лк.12:5).

       Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32; Лк.12:10).

       Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух (Мк.3:28-30).

Милость Его в роды родов к боящимся Его (Лк.1:50).

ЗАПОВЕДЬ ОГРАЖДЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ИСПОЛНЯЮЩИХ ВОЛЮ БОЖИЮ
Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни.
Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным (Исх.23:25-26).

ЗАПОВЕДЬ НЕУКОСНИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЕТА ГОСПОДУ БОГУ
       Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его (Чис.30:3).

Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
Если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.

       Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими (Втор.23:21-23).

ЗАПОВЕДИ НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНОСТИ КЛЯТВЫ С УПОМИНАНИЕМ ВСЕГО ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ УТВЕРДИТЕЛЬНОГО СЛОВА
Сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

       А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф.5:33-37).

Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем (Мф.23:21-22).

ЗАПОВЕДИ ИСПОВЕДИ И ПОКАЯНИЯ
       Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;
если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу (Чис.5:7-8).

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мф.4:17; Мк.1:15).

ЗАПОВЕДИ О ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ И ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ
       Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18-19).

       Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.18:18).

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).

ЗАПОВЕДЬ ДАРОВАНИЯ БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин.20:22).

ЗАПОВЕДИ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРЕЧИСТЫХ И ЖИВОТВОРЯЩИХ ТАИН
Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят] (Лев.11:44; 20:7).

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

       И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26-28; Мк.14:22-24).

       И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк.22:19-20).

МОЛИТВА ГОСПОДА
       Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь (Мф.6:9-13; Лк.11:1-4).

ЗАПОВЕДЬ МОЛИТВЕННОГО УЕДИНЕНИЯ
       И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

       Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:5-6).

ЗАПОВЕДЬ КРАТКОСТИ И НЕМНОГОСЛОВИЯ В МОЛИТВЕННОМ ПРОШЕНИИ
       А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф.6:7-8).

ЗАПОВЕДИ ДЕРЗНОВЕНИЯ В ПРОШЕНИЯХ БОГУ
       Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

       Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? (Мф.7:7-10; Лк.11:9-12).

       Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф.7:11).

       Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13).

       Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:19-20).

Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам (Мк.11:24).

       Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин.16:23-24).

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин.14:13-14).

ЗАПОВЕДЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТОВ ДЛЯ ОБУЗДАНИЯ СТРАСТЕЙ И НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
       Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

       А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне;
И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:16-18).

ЗАПОВЕДЬ ОТРАЖЕНИЯ НАПАДЕНИЙ ДУХОВ ЗЛА И ИХ ИЗГНАНИЯ
Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21).

Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29).

ЗАПОВЕДИ СОЗИДАНИЯ В СЕБЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО
       От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф.11:12-13).

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк.16:16).

       Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:20-21).

ЗАПОВЕДИ ДОСТОЙНОСТИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО
Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф.5:19-20).

       Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13-14; Лк.13:23-24).

ЗАПОВЕДЬ ОБЕРЕГАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ ОТ ЕРЕСИ
       Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф.7:6).

ЗАПОВЕДЬ ОТКРЫТОСТИ В ИСПОВЕДАНИИ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ
       Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32-33).

       Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк.8:38; Лк.9:26).

Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
А кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими (Мк.8:38; Лк.12:8-9).

ЗАПОВЕДИ УМНОЖЕНИЯ ВЕРЫ
       Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф.17:20).

       Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:21-22; Мк.11:23).

Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк.9:23).

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
       Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас (Лк.17:5-6).

ЗАПОВЕДИ ОТРЕШЕНИЯ ОТ МИРСКИХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, ЧУВСТВ И ПРИСТРАСТИЙ
       Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30; Лк.11:23).

Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее (Лк.17:33).

       Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

       Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:24-27; Мк.8:34-37; Лк.9:23-25).

ЗАПОВЕДИ ОБРЕТЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ МУДРОСТИ
Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф.13:12; Мк.4:25).

       Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (Лк.8:18).

ЗАПОВЕДИ МУЖЕСТВА
       Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь (Ис.51:7).

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27).

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Мф.10:28; Лк.12:4).

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33).

ЗАПОВЕДИ О ПАСТЫРЯХ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ
Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф.9:37-38; Лк.10:2).

       И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк.22:31-32).

ЗАПОВЕДИ ОТВРАЩЕНИЯ ОТ ЛЖЕПРОРОКОВ И ЭКСТРАСЕНСОВ
       Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;

       Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь (Втор.13:1-4).

       Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
       Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор.18:10-12).

Если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?»
       Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его (Втор.18:21-22).

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Итак по плодам их узнаете их (Мф.7:15-20).

ЗАПОВЕДЬ ПРАВЕДНОСТИ
       Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф.5:19).

ЗАПОВЕДИ ДУХОВНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЛОВА БОЖИЕГО И ДУХОВНОЙ ЧИСТОТЫ
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4; Лк.4:4).

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк.12:35).

ЗАПОВЕДЬ СОВЕРШЕНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ И ОТВРАЩЕНИЯ ОТ ГРЕХА
       Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4:7).

ЗАПОВЕДИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ГОСПОДА БОГА ДОБРОДЕТЕЛЬЮ
Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).

       Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? (Мк.4:21; Лк.8:16).

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк.11:33).

       Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

Ибо кто не против вас, тот за вас (Мк.9:39-40; Лк.9:49-50).

ЗАПОВЕДЬ ВЫШНЕГО ВОЗДАЯНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ
       Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк.6:38).

ЗАПОВЕДЬ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ДАРА
Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф.10:8).

ЗАПОВЕДЬ ПОСТОЯНСТВА В СТРЕМЛЕНИИ СОВЕРШЕНИЯ ДОБРОДЕТЕЛИ
       И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро (Мф.12:10-12).

ЗАПОВЕДИ МИРОЛЮБИВОГО ВРАЗУМЛЕНИЯ И ВСЕПРОЩЕНИЯ СОГРЕШЕНИЙ БЛИЖНЕГО
       Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:15-17)

       Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф.18:21-22).

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему (Лк.17:3-4).

ЗАПОВЕДЬ ПРИМИРЕНИЯ С БЛИЖНИМ
       Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф.5:23-24).

ЗАПОВЕДИ МИРОЛЮБИЯ
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

       А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (Мф.5:21-22).

       Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф.5:38-39: Лк.6:29).

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (Лк.24:36).

       В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! (Ин.20:19-21).

       После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! (Ин.20:26).

ЗАПОВЕДЬ ПРИМИРЕНИЯ С СОПЕРНИКОМ
       Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф.5:25-26).

       Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки (Лк.12:58-59).

ЗАПОВЕДИ ПРОЩЕНИЯ ЛЮДЯМ ИХ СОГРЕШЕНИЙ
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.
Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк.11:25-26).

ЗАПОВЕДЬ ПОЧТЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф.7:12; Лк.6:31).

ЗАПОВЕДЬ ОТВЕРЖЕНИЯ ПРАЗДНОСЛОВИЯ, ЗЛОСЛОВИЯ, ЛЖИ И КЛЕВЕТЫ
       За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12:36-37).

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. (Мф.15:11).

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк.7:15).

ЗАПОВЕДИ ПРОЩЕНИЯ И УКЛОНЕНИЯ ОТ ОСУЖДЕНИЯ
       Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7:1-2).

Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6:37).

Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим (Мк.4:24).

ЗАПОВЕДЬ ПЕРВОНАЧАЛА СОБСТВЕННОГО ОБЛИЧЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ
Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

       Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф.7:3-5; Лк.6:41-42).

ЗАПОВЕДИ СТОЙКОСТИ ПЕРЕД ПРЕЛЬЩЕНИЯМИ И ИСКУШЕНИЯМИ
       Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф.24:4-5; Мк.13:5-6).

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф.26:41; Мк.14:38).

Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк.22:40).

Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Лк.22:46).

ЗАПОВЕДЬ БЕЗЖАЛОСТНОСТИ В БОРЬБЕ СО СВОИМИ СТРАСТЯМИ
       Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

       И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф.5:29-30).

       Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

       И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф.18:8-9).

       И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый.

       И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый.

       И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мк.9:43-48).

ЗАПОВЕДЬ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ПРЕЛЮБОДЕЙНЫХ ПОМЫШЛЕНИЙ
       Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:27-28).

ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОГОМ СУПРУЖЕСКОГО СОЮЗА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

       И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:4-6).

В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

       Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк.10:6-9).

ЗАПОВЕДЬ ОБЛИЧЕНИЯ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ РАЗВЕДЕННЫХ СУПРУГОВ
       Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф.5:31-32).

       Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф.19:9).

       Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк.10:11-12).

ЗАПОВЕДИ ЦЕЛОМУДРИЯ И ОТВЕРЖЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЙ ПОХОТИ И УЗ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА
Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.

Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.

Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.

Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.

Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.

Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.

Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.

Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.

Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.

Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.

       Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.

Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

И к жене во время очищения нечистот ее не открыть приближайся, чтоб наготу ее.

И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею (Лев.18:6-20).

ЗАПОВЕДИ ОТВЕРЖЕНИЯ СОДОМИИ И СКОТОЛОЖСТВА
Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

       И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно (Лев.18:22-23).

Ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля;
Чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;

Ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.
       Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш (Лев.18:27-30).

ЗАПОВЕДЬ ОБЛИЧЕНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ К ОБРЕТЕНИЮ ИЗВЕСТНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ
       Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

       Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

       У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:1-4).

ЗАПОВЕДИ МИЛОСЕРДИЯ, СТРАННОПРИИМСТВА И БЕСКОРЫСТИЯ
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф.5:42).

У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк.3:11).

Он отвечал им: Ничего не требуйте более определенного вам (Лк.3:13).

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк.6:30).

ЗАПОВЕДИ ОЧИЩЕНИЯ ГРЕХОВ ПОДАЯНИЕМ
Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто (Лк.11:41).

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк.12:33).

ЗАПОВЕДИ САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ, СМИРЕНИЯ И КРОТОСТИ
       И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф.5:40-41; Лк.6:29).

       Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф.18:2-5).

       И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Мк.9:36-37; Лк.9:47-48).

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19:14; Мк.10:14; Лк.18:16).

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк.10:15; Лк.18:17).

       Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф.20:25-27; Мк.10:42-44).

       Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий (Лк.22:25-27).

       А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. (Мф.23:8-10).

       Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф.23:11-12; Мк.9:35).

Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
       Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:7-10).

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19).

ЗАПОВЕДЬ СТЯЖАНИЯ МИЛОСТИ БОЖИЕЙ ХРИСТИАНСКИМИ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ
       Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:19-21).

       Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34).

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? (Лк.16:9-12).

ЗАПОВЕДЬ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ПРИСТРАСТИЯ К БОГАТСТВУ
       Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24; Лк.16:13).

ЗАПОВЕДЬ ОТРЕШЕНИЯ ОТ ПОПЕЧЕНИЙ О ВЕЩЕСТВЕННЫХ БЛАГАХ
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды.

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

       Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

       Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам (Мф.6:25-33; Лк.12:22-31).

ЗАПОВЕДЬ ОТРЕШЕНИЯ ОТ ЗАБОТ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф.6:34).

ЗАПОВЕДИ БЛАГОДАРЕНИЯ БОГУ ЗА ПИЩУ И ЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
       И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу (Мф.14:19; Мк.6:41; Лк.9:14-17; Ин.6:11).

И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу (Мф.15:36; Мк.8:6-7).

И когда Он возлежал, то, взяв с ними хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк.24:30).

ЗАПОВЕДЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛГА ГРАЖДАНИНА И ДОЛГА ХРИСТИАНИНА
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.21:21; Мк.12:17; Лк.20:25).

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЕГО
Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх.21:15).

Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх.21:17).

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч.23:22).

Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену (Исх.22:16).

Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;
       Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх.22:22-24).

Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси (Исх.22:28).

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды (Исх.23:1).

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды (Исх.23:2)

И бедному не потворствуй в тяжбе его (Исх.23:3).

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему (Исх.23:4).

Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх.23:5).

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой (Притч.24:17-18).

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
Ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч.25:22).

Не суди превратно тяжбы бедного твоего (Исх.23:6).

Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника (Исх.23:7).

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх.23:8).

Пришельца не обижай [и не притесняй его](Исх.23:9).

Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга (Лев.19:11).

Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев.19:13).

       Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:14).

Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего (Лев.19:15).

Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:16).

Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха (Лев.19:17).

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:18).

Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте (Лев.19:26).

Не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:28).

Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом (Лев.19:29).

Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь (Лев.19:30).

       Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш (Лев.19:31).

Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:32).

       Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш (Лев.19:33-34).

       Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской (Лев.19:35-36).

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих;
       В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор.24:14-15).

Не суди превратно пришельца, сироту [и вдову], и у вдовы не бери одежды в залог (Втор.24:17).

В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле;

Ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду (Втор.25:13-16).

ЗАПОВЕДИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕЛИЦЕПРИЯТИЯ В СУЖДЕНИИ И СУДЕ
       Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие (Втор.1:17).

Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор.16:19).

       Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор.19:15).

Не судите по наружности, но судите судом праведным (Ин.7:24).

ЗАПОВЕДЬ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
       И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт.6:3).

ЗАПОВЕДЬ ПРОЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ПРОКЛЯТОЙ ЗА ГРЕХ АДАМА
       И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт.8:21-22).

ЗАПОВЕДЬ ПОДЧИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКУ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО НА ЗЕМЛЕ
       Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт.9:2-3).

ЗАПОВЕДИ ЗАПРЕЩЕНИЯ ВКУШЕНИЯ КРОВИ И ВОЗМЕЗДИЯ ЗА НЕВИННОЕ КРОВОПРОЛИТИЕ
Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт.9:4-6).

Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте (Лев.3:17).

Никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота (Лев.7:26).

       Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;

Потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.

       Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится (Лев.17:10-14).

Только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду (Втор.12:16).

Только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом;
Не ешь ее: выливай ее на землю, как воду;
       Не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя [во веки], если будешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога твоего] (Втор.12:23-25).

ЗАПОВЕДЬ ЗНАМЕНИЯ ВЕЧНОГО ЗАВЕТА О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА
Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

       И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

       И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти (Быт.9:11-15).

ЗАПОВЕДЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ СЫНОВ БОЖИИХ
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт.12:1-3).

ЗАПОВЕДЬ ЖЕРТВОВАНИЯ ГОСПОДУ
Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня (Лев.27:30).


Рецензии