Нравственный императив в союзе сердца и ума
«Главное – это Человек!»
Пико делла МИРАНДОЛА
Какую сферу человеческой деятельности ни возьми, к любой из них, в том числе научной и общественно-политической, применимы все общие нравственные установки человечества. Людям в ХХ веке удалось бы избежать многих социальных катастроф, ужасов и страданий, если бы они в своих действиях всегда следовали этике Канта, поступали так, чтобы поведение каждого было образцом всеобщего законодательства и примером для подражания. Для многих наших выдающихся современников нравственный императив являлся особым видом веры, интеллектуальной любви к Богу, когда человек глубоко осознаёт и твердо знает, что миром управляют некие высшие, единые непреложные законы Земной и Небесной механики, «которым обязательно надо подчиняться, которые необходимо соблюдать, чтобы нормально жить и нормально развиваться». (Михаил Пиотровский)
Нравственный императив возник задолго до Канта и прозвучал в устах библейских пророков и зафиксирован в десяти заповедях Ветхого Завета, в Законе.
В одной заповеди отразилось высшее предназначение человека – научиться разумно и бережно властвовать над миром, для чего, разумеется, надо познать, как этот мир устроен. В другой заповеди сказано о том, что смертному человеку дан высший дар – радость познания, притом радость коллективного познания, ибо смертен человек и век его недолог, род проходит, ирод приходит, а земля живёт вечно» (Экклезиаст) и свои знания надо передать по эстафете другим поколениям. Такой дружный и долгий-долгий процесс познания Miра невозможен без доброжелательного отношения к ближнему своему. И когда нам говорят, что политическая деятельность чужда морали и нравственных законов, то надо понимать, что нам нагло врут политические мошенники и проходимцы, воры и самозванцы. И когда нам говорят о глубоком кризисе в политике, экономике, культуре, образовании и даже в Большой науке, то нам надо понимать, что вызван он, прежде всего, размыванием морально-нравственных гуманитарных установок в стране.
Без нравственного императива невозможен союз Ума и Сердца, Науки и Закона, без нравственных установок и альтруистической взаимопомощи невозможно нормальное развитие общества и вообще развитие самой цивилизации. Нравственный императив определяет судьбу народа и отдельной личности, ту самую пассионарность нации, о которой говорил Лев Гумилёв и практический, созидательный разум от Бога, о котором говорил Иммануил Кант.
Как без фундаментальной физики не разгадать Единой Теории Всего материального мира, так и без нравственного императива и логического интеллекта невозможно создать новую идеологию партии Будущего по заветам нашего выдающегося современника, логика, социолога и философа Александра Зиновьева (1922- 2006).
Без новой идеологии и нравственного императива нет всеобъемлющего милосердия и человечности, отеческой любви и альтруизма, патриотизма и реальной посюстронней помощи, потустороннего воздаяния и бессмертия души, лежащей, как всегда, при последнем издыхании.
Главное – это Человек, сказал родоначальник философской антропологии Пико дела Мирандола. Тайна человека – в его Радости Познания. Извечная тайна Мироздания – это его познаваемость, без которой бессмысленны всякие утверждения о реальности внешнего мира. Здесь совершенный Человек является как бы живым зеркалом, в котором Вселенная видит саму себя глазами совершенного Человека.
Нравственный императив как главный двигатель истории, как универсальный нравственный закон в сфере практического разума и познания, не терпит рабства мысли и духа. Нравственный императив Канта и сила воли Шопенгауэра не терпят массовых мистерий и ритуальных безумств, новых политических религий авторитарных и тоталитарных государств. И не потому ли в конце ХХ века в России был идейно посрамлен великий русофоб Карл Маркс и духовно победил философ из Кенигсберга Иммануил Кант, его великая вера в совершенного Человека, Демиурга и Полубога.
ХХ век-людоед ещё раз доказал нам всем, что широко анонсированное в эпоху Ренессанса и в эпоху Просвещения превращение животных в людей не состоялось. На наших глазах произошло всё наоборот. Произошло ещё одно одичание и помрачение рассудка гуманоидов, случилось то, что бывает в условиях длительной изоляции или в результате геологической катастрофы и резкого изменения климата планеты.
Тотальное насилие в ХХ веке затмило разум и человечность, породило массовое безумие, и всем стало понятно, что провозглашённого Фридрихом Ницше сверхчеловека нет и быть не может. ХХ век, век распада атома и век распада души, в который уже раз подтвердил горький вывод Экклезиаста-проповедника о том, что люди сами по себе животные. «Нет у человека преимущества пред скотом; что участь сынов человеческих и участь животных одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных нисходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3, 18-21)
Прошли десятки тысяч лет от создания дубинки до взрыва первой атомной бомбы, но в морально-нравственном аспекте человек ничуть не изменился: по-прежнему нет разницы между человеком и животным, скоты неотличимы от людей. Еще вчера потомки пещерных антропофагов насильно превращали миллионы людей в животное состояние , а мир в одну большую скотную базу. Сегодня глобальными скотами стали все. Оскотинились верхи и низы, из-за них история утратила сюжет и нравственный смысл. Для тех, чьим смыслом жизни остаётся только еда и секс, главным является не философия вечности и не смысл истории, а очередная красивая легенда и лживый идеологический миф.
Распад души – это всегда неминуемый распад человеческой личности. Сегодня тотальная деградация и вырождение народа уже давно лежат не в социальной и не в религиозной, а скорей уже в антропологической области, в рамках генной инженерии. Основная суть тотального насилия – разрушать, подавлять, подчинять, убивать., отнимать энергию убитых.
Тотальное насилие не только деформирует психику людей и не только убивает лучшие и светлые стороны людского характера, но оно и убивает свободную творческую мысль и даже Высшую науку.
Все великие мысли, идеи, все высокие человеческие чувства основаны на незыблемых моральных постулатах, природа и происхождение которых, как и мозг, изучены учёными пока на 10 процентов. Пока нам известно, что связь гуманитарных взглядов с научной плодотворностью и созиданием происходит и в глубинах мышления человека под большим давлением жизненного уклада общества и тех моральных установок, возникших в социальной среде, в основном в семье. На моральных постулатах основано любое общество, политический режим, культура и наука. От того, какого рода моральные установки преобладают в стране, такой политический режим в ней устанавливается. История науки и история культуры последних четырех-пяти веков недвусмысленно доказывает, что точное естествознание и высокое классическое искусство развивалось в пределах европейской цивилизации по моральным установкам Галилео Галилея и этике Пико делла Мирандолы, с его девизом: «Главное – это Человек!». То, что создавалось в духовном горниле лучших представителей человечества в течение пяти веков и более, трудно заменить новым содержанием и смыслом. Новую моральную установку, новую идеологию и свой новый вид патриотизма (имперский, буржуазный или социалистический) не введешь законом и грозным революционным декретом. «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый на съезде руководящей и направляющей Коммунистической партии, висевший на стене в каждом советском заведении, не оставил никаких следов в сознании и душах постсоветского простонародья. Не сработал должным образом при развале СССР и советский патриотизм, никто из хвалёных советских граждан не встал на защиту своей Родины-Громадины, могучей ядерной Державы, которая оказалась для многих русских родиной-шутихой, балаганной, ярмарочной девицей, беспутной, гулящей матерью, бросивших своих детей и ставшая им хуже злой мачехи. И развал СССР случился не потому, что в ответственный момент не нашлось в стране настоящего вождя-патриота и все оказались предателями-ренегатами, а потому, что между русским народом и советским народом, между русским отчизнолюбием и между советским патриотизмом всегда была и остаётся огромная разница. Пора признать и как вместить в своё сознание, что чувство природного альтруизма и любовь к родному гнезду и семье всегда сильней и крепче митинговых, мистериальных чувств советского патриотизма, основанных на марксистско-ленинской лженауке под созвездием красных Топора и Плахи.
И разве можно, и корректно ли вообще, сравнивать кабинетный надуманный марксизм-ленинизм с наукой радостного познания причастной божеству, с этим космическим религиозным чувством, интеллектуальной любовью к Богу, Amor Dei Intellectualis пантеиста Бенедикта (Баруха) Спинозы. Без этой особой, радостной и желанной, силы вдохновения познания и её тесной связи с высшей творческой силой, невозможно любое развитие людей к лучшему. Об этом говорили нам учителя нравственности древнего мира и отцы науки от Галилея, Кеплера и Ньютона до Планка, Эйнштейна и Гейзенберга. И природный альтруизм, и любовь к родному гнезду и дому, и та особая сила вдохновения сродни религиозному чувству, без которого невозможно строительство и благоустройство мира. Об этом говорили не раз великие умы ХХ века, в том числе и наши выдающиеся современники, в лице Александра Зиновьева, Александра Меня, Андрея Сахарова, Игоря Шафаревича. «…Те личности, которым мы обязаны великими творческими достижениями науки, все они были пронизаны подлинно религиозным убеждением, <…> сильнейшим эмоциональным зарядом, интеллектуальной любовью к Богу, <..> неустанной преданностью, которая одна лишь даёт человеку силы на величайшие достижения». (Альберт Эйнштейн)
Люди об этом знали давно, но животные инстинкты всегда побеждали божественный разум. Такой же глубокой верой в божественность человеческого разума и в человечность человека обладали и наши пророки и мыслители, которые прекрасно понимали, как совсем неравномерны в историческом времени и культурно-географическом пространстве на краю студёной ойкумены социокультурные возможности русского народа. Даже после позорного развала СССР, ставшего для русского народа геополитической и антропологической катастрофой, наши учёные-педагоги и учителя нравственности оставались оптимистами-футурологами, указывая нам на три роли-цели науки, которая как особая область человеческой деятельности оправдывает само существование человека на земле. Сплав научных понятий с моральными установками и гуманизмом – мощнейший инструмент обустройства мира и залог мирного единства человечества.
Чтобы осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих, мы должны стремиться к смутно угадываемой нами Цели. При этом мы должны не забывать о том, что в тысячелетнем отборе людей на выживаемость, «было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня всё человечество в целом держит подобный же экзамен». (Андрей Сахаров) Русские патриоты должны как-то вместить это в своё сознание, понять, наконец, что этот экзамен продолжается, а его результат зависит только от всех нас, от общих усилий и трудов наших умов и сердец.
Надо понять, что наши беды от нас самих, а не от подлых происков внутренних и внешних «врагов народа», алчных хозяев ТНК и всемогущего руководства Фининтерна (Анатолий Апостолов)
Давно пора научиться трезво и критично оценивать своё настоящее и прошлое. Пора, наконец, не искать блох и вшей в своих одеждах и постелях, а стараться наводить чистоту в доме, чаще стирать постельное и нательное бельё. Нужно не искать в своих рядах тайных врагов и социальных паразитов, а устроить в стране генеральную «большую стирку». Пора от слов переходить к делу, создать эффективный социально-психиатрический фильтр в стране и жёсткий контроль над властью, Нужно перестать возводить хулу друг на друга, перестать писать доносы, лукавить и гадить в душу ближнему своему. Лучше попытаться самим пройти духовную санобработку и морально-нравственную «зачистку-прополку» своих пестрых рядов, а не подкупом и угрозами искать себе почёт и уважение со стороны ближних и дальних соседей. И чистить себя надо только под Богом, перед Богом и людьми, а не «под Лениным», как советовал нам сексуальный психопат и политический спекулянт Владимир Маяковский, и тем более не под Сталиным, Мао или под Пол Потом, а перед священной памятью своих славных божественных предков и перед неведомым Грядущим. И чистить себя надо заодно с активной очисткой биосферы и ноосферы от всякой скверны, от гигантских гор социального и бытового мусора, накопленного человечеством за какие-то жалкие двести лет. Пора, наконец, социально проснуться и включить утраченный инстинкт самосохранения и свой замшелый интеллект, чтобы подвергнуть беспощадному глубокому анализу свое подлое, ужасное и убогое настоящее. Каким же страшным и безнадёжным оно должно быть для русских, если лучшие из них граждане-патриоты, не замечая моря крови и горы трупов, видят в прошлом своей страны только одно хорошее и светлое, и стремятся вновь на великих достижениях кровавого прошлого строить светлое будущее.
Только нравственный императив, только всеобщий обязательный нравственный закон, может обеспечить нормальное поступательное развитие общества. Нравственный императив и логический интеллект являются теми сакральными весами Анубиса, на которых взвешиваются добрые и злые дела многих поколений людей, определяется историческая и социально-экономическая эффективность и рентабельность правящих режимов, уровень культуры, образования, медицины и науки, качество жизни и уровень нравственного и патриотического воспитания молодёжи.
Прошлый ХХ век с его тоталитарным насилием над человеком, жестоко надругался над лучшими чувствами людей, над любовью к предкам и потомкам, над любовью к родному дому, к малой и большой родине. Весь ХХ век и особенно третья великая Смута ещё раз доказали, что коммунистическое рабство ничуть не лучше имперского и самодержавного, фашистского и богатого олигархического рабства, что внешние черты авторитаризма вообще разнообразны, но система растления людей у всех одинакова. Дух русского абсолютизма таков, что поневоле возникают психосоциальные парадоксы и причудливые метаморфозы в коллективном мировоззрении. Здесь привычка судить о жестокостях мира исходит только из личных политических предпочтений, а не из врождённого альтруизма и наличия в человеке чувства эмпатии. Здесь перед нами налицо слепая готовность наших людей поверить в жестокости, творимые врагом, и слепое отрицание тотального насилия, творимого правящим режимом внутри страны.
Слепая сакрализация русского абсолютизма, вера в высшую правоту и непогрешимость власти, парализующий волю человека страх перед Монстром тоталитарной власти – вот самое главное, что характеризует и объединяет всех русских патриотов-государственников и евразийцев-интернационалистов, монархистов и национал-большевиков.
Эта разновидность патриотов всегда отличалась от прочих скромных отчизнолюбов из простонародья своей лакейской угодливостью и навязчивой лояльностью по отношению к власти, которая всегда не верила в искренность пламенных гражданских чувств «без лести преданных» патриотов. Грубая реальность не раз доказывала, что как таковые, казённые патриоты, с их навязчивыми и громкими признаниями в любви к Родине и к родному правящему режиму, никому не нужны и никому не интересны, и в первую очередь самим правителям России. В условиях русского абсолютизма царя Ивана Грозного и императора Петра Великого, в атмосфере тоталитарного режима времён Ленина-Троцкого-Сталина, верховная власть вполне могла обходиться без факельных мистерий, краснознамённых митингов и шествий «правильных патриотов», ибо имела все средства, чтобы заставить народ полюбить себя.
Все попытки патриотов наставить власть на «правильный путь созидания и всеобщего блаженства», в итоге терпели фиаско. Все проекты и предложения патриотов об укреплении власти в стране, о введении единомыслия в России, проекты законов о защите авторитета носителя власти и об уголовном наказание за неуважение и оскорбления величия, только раздражали российских правителей – императоров, вождей, генсеков и президентов. Некоторые из них вполне серьёзно считали, что народ их и так любит. Вера многих русских и советско-буржуазных патриотов в непогрешимость высшей власти дорого обошлась России и прежде всего русскому народу в 1917 и в 1991 году. Нулевые годы XXI века доказали, что новую моральную установку не введёшь законом, что приход к власти «новых русских» или «гадёнышей», как называл их Геннадий Зюганов, привёл постсоветское общество к правовому нигилизму и полному отрицанию моральных правил и нравственных установок. Дикое разграбление страны партийно-комсомольской и чекистской номенклатурой, нигилизм и тотальная пропаганда гедонизма вызвали появление в стране великого множества государственных паразитов и сверхэгоистов, политических мошенников и воров, что в сою очередь и привело Россию к полной утрате инстинкта самосохранения. Произошла не только великая геополитическая катастрофа, по словам Владимира Путина, но и очередная русская антропологическая катастрофа, ещё один «великий перелом» славянской души. (Анатолий Апостолов)
В начале «нулевых годов» годов начался очень сложный процесс размежевания русскоязычных масс. Сегодня они делятся на две основные группы: малый русский народ и большой советский народ. Представители этих двух народов почему-то оба считаются русскими, имеют разный уровень культуры и разный оценочный аппарат, и разную реакцию на одни и те же события. Их политическое мышление не идёт дальше примитивного разворовывания доставшей им территории. Все они вылезли из советской шинели, и являются прямым порождением советского мещанства. Многие из них ностальгируют по советскому прошлому. Многим, национально мыслящими себя русскими, надоели скотоподобные советские толпы с их звероподобными вождями, за которых они голосуют за стакан водки, хвост селёдки и кусок колбасы.(1)
Удивительно, что мигранты из республик Средней Азии (таджики, туркмены и узбеки), поселившись в Москве и Московской области, не спешат причислять себя к русским, а предпочитают создавать в российских городах диаспоры. Зато, став обитателями Брайтон-Бич в Нью-Йорке, или жителями одной из столиц Западной Европы, Канады или Австралии – все они поголовно называют себя русскими и даже пытаются доказать свою «особую русскость» всеми доступными способами.
Зато некоторые представители малого русского народа, и так называемой русско-еврейской народности, стараются особо не рекламировать своё «русское дворянство» и свою русскую культуру. Они мечтают вслед за Зинаидой Гиппиус о своём врангелевском Крыме, о Русской Европе в Кенигсберге, «священном ковчеге» русской нации, о своём небольшом чисто русском государстве, где-нибудь на севере России, куда съедутся русские люди, не отождествляющие себя с советским опытом и прошлым.(Анатолий Апостолов. Зинаида Гиппиус – тонкая душа». –ПРОЗА.РУ).
Здесь в Русской Северной Европе, очистившись и напитавшись здоровой энергией малый русский народ станет Европейским народом, он не только обезопасит себя, но и будет той чудодейственной вакциной, которая в случае необходимости несколько очеловечит большой советский народ, и тем самым спасёт всю русскую цивилизацию. Именно в этот момент произойдёт сакральное преображение Европейского народа в «племя новых варягов» – в евророссов, которое, как и 1200 лет назад будет призвано на бескрайние просторы обезумевшей страны для её спасительного вразумления и умиротворения. (2)
В этой очередной национальной Затее красной нитью проходит ещё одно наивное заблуждение тех, кто в своё время прошёл школу советского патриотического воспитания в духе «интернациональной скверны» с его утопическим проектом создания нового человека, человека коммунистического будущего. Увы, болезнь далеко зашла. Слишком многое разрушено до основания и превращено в пыль.
Общество, избравшее для себя вместо высшего нравственного императива диспозитивный и компромиссный вариант своего дальнейшего «комфортного и стабильного» существования, неминуемо порождает внутри себя правовой и бытовой нигилизм, эгоцентризм, социальный паралич и цинизм, острый дефицит человечности, интеллекта и эмпатии. Общество с размытыми нравственными понятиями, не имеющее представления об этике и научно-логическом мышлении, обречено оставаться на обочине цивилизации, вдали от прогресса и новых технологий. Не в отсутствии ли высшего нравственного закона в союзе коллективного Ума и Сердца, Науки и Закона, заключаются все наши социальные катастрофы, потери и утраты и последнего времени? И это всеобщее помутнение сознания в Смутное время в последнем десятилетии ХХ века. И этот глубокий духовно-нравственный кризис российского общества? И развал всего народного хозяйства страны, и криминально-государственный произвол и вопиющее социальное неравенство. И позорный, предательский развал и моральное разложение армии и флота страны. Воровство интендантов, сдача военной техники в лом за деньги, торговля оружием, дедовщина, солдаты-сборщики милостыни, повсеместные самоубийства военных лётчиков, семейных офицеров из-за невыплаты денежного довольствия. И, наконец, кризис веры. затяжной, глубокий религиозный, морально-нравственный кризис в Московской патриархии Русской Православной Церкви, в котором проявились многие её старые болячки, времён борьбы церковных «стяжателей» с «нестяжателями». Накал страстей почти такой же, какой был во времена древнерусского писателя Илариона, автора патриотического «Слова о Законе и Благодати», как было при патриархе Никоне во времена церковного Раскола и при патриархе Тихоне во время второй русской Смуты 1917-22 гг. (3)
Острый дефицит человечности, глобальная инфляция высоких гражданских и патриотических чувств, хроническое депрессивное, стрессовое состояние общества, правовой нигилизм и социальный паралич граждан – всё это и прочее вызвано длительным процессом почти векового необратимого распада человеческой души, коллективным вырождением нации. И не от этого ли безысходного понимания и чувства глубокого разочарования нам приходится трудно умирать в провалах боли и стыда, на волнах лютой ненависти в бесконечной войне всех против всех. И не потому, что пришла расплата за то, что каждый из нас как-то не так (в недостаточно необходимой мере) любил свой отчий дом, свой край, малую и большую родину, а потому, что у каждого из нас своя палитра чувств и переживаний, свой аттестат зрелости об окончании своей школы воспитания человечности. Любовь к родовому гнезду и родному пепелищу – тонкая, духовная материя на уровне основных инстинктов и подсознания, первого запечатления, генетической наследственности. Тревожно-щемящее чувство гнезда, родной норы, землянки, курной избы, природный альтруизм и взаимопомощь, знаки внимания и сострадания к таким же слабым и беззащитным, как и ты со стороны родных и близких – вот что составляет любовь к большой и малой родине. Нельзя научить «правильной» любви к Родине и тем более к своему социалистическому, советскому отечеству, которое по Ленину всегда в опасности, а по Сталину в плотном окружении врагов.
Не той была система патриотического воспитания в СССР, далеко не той, которая должна была готовить идущих радостно на смерть легионеров. Тысячу раз правы те титаны-гуманисты эпохи Возрождения, которые главным мерилом всех ценностей считали Человека, и столько же раз прав философ из Кенигсберга, который считал, что настоящий Человек должен ощущать внутри себя Бога, держать перед собой Книгу и видеть звездное Небо.
Авторские примечания и литература.
1 Алексей Смирнов (фон Раух) Русско-еврейская народность. // Полное и окончательное безобразие. Кабинетный учёный. Тель-Авив –Екатеринбург, 2015,СС.344-357.
2.ROJDENIE RUSSKOI EVROPY //.Рождение Русской Европы. RE. Под редакцией О.В.Бороденкова. Издание Оргкомитета Движения «Европа». Konigsberg, 2004.,с.19-20.
3.Для современного кризиса РПЦ характерны лютая борьба за влияние и «доходные приходы», непосильные поборы безмерно алчного священноначалия (митрополитов) с бесправных и нищих приходских священников. Чем глубже происходит раскол внутри православного мира, тем чаще совершается моральное и физического насилие над смиренными овцами Христовыми, совершаются убийства неугодных священников, и всё чаще звучит анафематство, взаимное церковное проклятие. На совести верхушки Московской патриархии висит тяжёлым грузом убийство священника Александра Меня и загадочная, тёмная смерть патриарха Алексия II (Редигера)
07.01.2020
Свидетельство о публикации №220010801128