Бабушка

 Электричка  с резким толчком отправилась в свой путь. Анна Ивановна оглядела вагон. Он был полупустым.  Была середина рабочего дня , и желающих ехать было немного. Вот вечером будет совсем другое дело. В вагоне  мест не будет не только сидеть, а и стоять.  Женщина достала книжечку сканвордов и приготовилась скоротать время за любимым занятием. Неожиданно  напротив ее на сидение  села пожилая женщина.  Она устало  откинулась на спинку, закрыла глаза и вытянула ноги.  Анна Ивановна рассмотрела неожиданную попутчицу. Женщина была преклонных лет, где-то к  семидесяти, но удивляла какой-то особой красотой.  Седые пышные кудрявые волосы обрамляли  округлое лицо с правильными чертами, на котором легкие морщинки разбегались от глаз, лежали на щеках. Только они и подчеркивали возраст женщины. Почувствовав на себе взгляд, женщина открыла глаза.
  -Извините, я тут ноги вытянула, мешаю Вам,-она подвинула ноги поближе к сиденью._ Не люблю одна сидеть, дорога кажется долгой и нудной, за разговорами быстрее время проходит. Вы не против поговорить?
Анна Ивановна  с некоторым сожалением  закрыла сканворды. Женщина ей понравилась, почему бы и не поговорить с пожилым человеком: всегда что-то мудрое услышишь.
 - Я не против. Вы куда ездили?
 -В роно я была. Сколько раз уж езжу, но вроде сегодня последний. Теперь пройду комиссию и все. Только боюсь я, что не утвердят меня  в комиссии: старая я уже.
  -Какая комиссия? Вы учительница? На работу хотите выйти?
  -Нет, нет. Я хочу опеку над внучкой оформить. Собирала всякие справки, но надежды нет. Говорят, что старая я, а старикам опеку не оформляют.  Но я настояла на комиссии. Попробую их убедить, что внучке у меня лучше всего будет.
Заинтересованная Анна Ивановна  уселась поудобнее. Она внимательно вгляделась в лицо женщины и увидела в глазах страдание и боль.
 -Извините мою бестактность,родители что, погибли?
 -Это долгий разговор, давайте я Вам расскажу, если хотите. Выговориться мне надо. Женщина тяжело вздохнула и начала свой нелегкий рассказ.
   Родилась она в деревне  в Ростовской области. Семья была хорошая, только несчастливая. Сестра утонула в речке совсем маленькая, брат, спасая сестренку застудился и умер от  двустороннего воспаления легких.
Родители  от горя как-то сразу здоровье потеряли. Мать быстро умерла от инфаркта,  а отец начал пить и замерз, не дойдя до дома каких-то пятисот метров. Нашли только на третьи сутки  у стенки строящегося дома. Осталась  Елена одна.
Девочка выросла, превратилась в красавицу, но  вышла замуж поздно.Только к тридцати улыбнулось ей счастье. Парень ей достался  видимо в награду за страдания.  Увез он свою избранницу  в  Чечню, откуда был родом. Семья была  интернациональная: мать чеченка, отец -украинец. Жена мужу полностью подчинялась, он ее любил, и невестку они восприняли приветливо,  жизни молодым не портили придирками и ненужной опекой. Короче, счастливо они жили. Через год  родился сын.
Тогда молодая семья отделилась. И все было хорошо, только больше детей Бог не дал. Вот тут и допустили молодые родители ошибку. Так они сына опекали  и оберегали,  что и не заметили, как вырос эгоист. Жить  с родителями не захотел, уехал на родину родителей, где его ждал хороший дедовский дом,  долго жил холостяком, но все-таки женился. Дочь у них родилась.  На радостях сын начал дочку обмывать с друзьями,  пили  каждый день. Жене это не нравилось, она начала с мужем разбираться. Он  не терпел никакого пререкания, в ссоре толкнул жену, та упала, ударилась об угол печи и умерла, оставив малышку на мужа.
Отец привез девочку к бабушке в Чечню, сам уехал назад в село. Бабушка внучку любила больше всего на свете, но ошибку свою с сыном помнила. Она девочку  с детства к труду приучала. Всему учила, что сама умела.  Девочка росла, радовала бабушку. Все больше проявлялась в ней чеченская кровь деда. Была она тонкая, как лозинка, смуглая и красивая. Мальчишки прохода не давали во дворе.  Бабушки уже в невестки приглядывали.
Все было отлично, только  начались в Чечне волнения какие-то. Раньше не было разницы по национальностям, а тут вдруг русских людей начали унижать и вынуждать уехать из республики. Елена начала ловить на себе недоброжелательные взгляды.  Светловолосая и сероглазая,  она была приметна среди чеченских женщин.  Как-то случилась беда: муж с внучкой пришел ее встретить  с работы. На улице  к ней начали приставать какие-то парни. Он за жену вступился. Разгорелась драка, в которой мужа  смертельно ранили. Осталась Елена одна. Соседи чеченцы, дружившие с Еленой, посоветовали от греха подальше уехать на время из города. Женщина боялась за внучку и переехала в Ростовскую область.
  Внучка подрастала, пошла в школу. Отец на дочь внимания не обращал, менял жен и пил все больше и больше. Понимая, что на него нет надежды. Елена еще больше внимания стала уделять девочке. Она ее и готовить научила ,и уборку делать, стирать и гладить, шить и вышивать, вязать. Бабушка завела на внучку сберкнижку и переводила пенсию за мать  на девочку,  собирая деньги на будущее. Очень боялась бабушка, что после ее смерти девочка намучается.
Елена была небедная женщина. Она хорошо зарабатывала, после мужа наследство получила, квартиру в Чечне продала, золотых изделий было много: золото дарили и муж, и его родственники, друзья. На работе премировали золотыми колечками и кулонами.  Бабушка и внучка сразу купили дом, небольшой, но почти новый.   Так и жили.
  Только свет не без "добрых" людей.  Соседи завидовали их жизни.  Бабушка и внучка их раздражали своей безбедной жизнью. Девочка росла приветливой. послушной, трудолюбивой, чего нельзя было сказать о их дочерях. Танцы, тряпки- это все что их волновало. Вот и придумали, как бабке насолить.
  В роно поступило заявление, что родителей у девочки нет, живет она у бабушки-старушки, которая ее нещадно эксплуатирует. Надо бы девочку в детский дом определить, потому что отец-пьяница, а бабка- эксплуататор.
Комиссия пришла поверить, как живет девочка, а она как раз в это время компоты на зиму с бабушкой закрывала. Посмотрели пришедшие кухню и поняли, что эксплуатация  налицо, и началась волокита. Отца проверили, а он  пьяный был, его родительских прав сразу же лишили. Пришли к бабушке за внучкой, чтобы в детский дом забрать, но бабушка  уговорила,  что оформит опеку.  Она моложавая на вид, дали возможность собрать документы, а там и выяснилось, что бабушке  под семьдесят. Нельзя ей девочку доверять на воспитание.  То, что девочка всем обеспечена, никого не волновало, что она всю жизнь с бабушкой живет тоже не важно было, что девочка жизнью с бабушкой довольна-ерунда. Она просто хорошей жизни не видела из-за бабки -эксплуататорши, а в детдоме ей будет хорошо.
  Бабушка и начала воевать за внучку. Всех районных начальников обошла, доказывая, что внучке  у нее хорошо. Пока что оставили ее у бабушки только потому, что она очень на чеченку похожа   и боится комиссия, что в детдоме ее дети изводить будут. В Чечне-то события развились нешуточные, а бабушка сказала, что обратится к чеченским родственникам покойного мужа, чтобы они опеку оформили. Про них никто не вспоминал.
Анна Ивановна слушала женщину не перебивая.
 -А скажите, чеченцы действительно такие злые и ненавистные, что их бояться надо?
  -Да обычные они люди, мы двери не запирали до этих событий, дружили все. Конечно у них свои обычаи,но если их уважают, то и они уважительно относятся. Что там происходит, они и сами не всегда понимают, но народ гордый и дружный. Горячий народ. Но у них сирот и нищих не было никогда. Это точно.
Что мне делать, посоветуйте. Может, и верно уехать назад в Чечню.
 -Не знаю, я думаю, что решится Ваш вопрос, раз оставили Вас в покое. Молитесь Богу, чтобы здоровье Вам дал, да жизнь ради девочки продлил
Электричка подъехала к станции, старушка вышла из вагона, а Анна Ивановна продолжила дорогу. Сканворды больше не интересовали. Женщина думала о бабушке и внучке и молила Бога в душе, чтобы Он не разделил их.


Рецензии
Наша государственная опека - это последние сволочи, как и предатели Родины.
Иначе я их не называю.
С уважением

Лариса Потапова   29.05.2023 21:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.