Загадочный дедушка

Чечнев Евгений Васильевич (25.03.1927-19.04.1995). Жизнеописание

Родился 25 мая 1927 года в городе Стерлитамак БАССР, РСФСР, СССР; ныне – город Стерлитамак, Стерлитамакский район РБ, РФ.
Отец: Чечнев Василий Романович (1900-1943). Дата рождения ориентировочная.
Мать: Чечнева (Ярыгина) Марфа Михайловна (22.06.1901-07.1983).
Образование: высшее. Уфимский нефтяной институт. Горно-нефтяной факультет.
Женился на Чечневой (Исаевой) Марии Павловне в 1953 году.
Дети:
1. Чечнева Ирина Евгеньевна (04.02.1954);
2. Мирхадиева (Чечнева) Галина Евгеньевна (09.05.1958).
Разведен в 1976 году.

У моего деда было обычное детство: детский сад, школа.
Когда началась Великая Отечественная война, деду было 14 лет. Он учился в школе и одновременно работал на заводе, как и многие подростки того времени. Взрослых мужчин забрали на фронт, рабочие руки надо было кем-то заменить. Он вспоминал, что поначалу не дотягивался до станка, а когда пришёл трудиться, и ему дали ящик, чтобы вставать на этот ящик. Зиму проработал на этом предмете, а весной вдруг обнаружил, что ящик уже не нужен. Вырос! Всю войну работал на заводе и учился в школе. А когда ему исполнилось 18 лет, война была уже на исходе. 25 марта 1945 года он справил восемнадцатый день рождения, а 9 мая 1945 года кончилась война. На войне не был.
По достижению совершеннолетия, его призвали в армию и он отслужил положенные три года. После демобилизации уехал в город Черниковск. Тогда это был отдельный город и на тот момент не был поглощен Уфой. Там, где сейчас проспект Октября, было просто шоссе, ведущее в Уфу, а по сторонам были какие-то посёлки и лес. Так вот, дед уехал туда поступать в нефтяной институт.
Поступив, жил в общежитии, учился. Финансово было трудно, мать мало чем могла помочь. На третьем курсе познакомился на танцах с моей бабушкой, стали встречаться. Поженились в новый 1953-й год. Евгений тогда на 4-м курсе учился.
Когда первенцу было 4 месяца, он диплом защищал. А потом по работе ездил со своей семьёй по небольшим городам и посёлкам, им временное жильё давали. Его посылали как специалиста туда, где бурили скважины с нефтью. Он руководил бурением. Его семья проживала в городах Пермь, Стерлитамак, Салават, Мелеуз, селе Полазна.
И наконец, они осели в городе Уфе. Известно, что в Уфе он работал в Баштрансгазе (предположительно главным механиком) и в Башнефти (предположительно главным инженером филиала).
В 60-е годы в подъезде, где жила его семья, им одним из первых провели домашний телефон. В то время такая роскошь была только у тех, кто занимал ответственную должность и необходимо было быть на связи с работой всегда. И заявка на установку в дом телефона поступала от предприятия. И во всем подъезде только в двух квартирах был телефон. А потом со временем на АТС стали принимать заявки и от остальных граждан, в порядке очередности.
Известно также, что он смог организовать водокачку для дачного поселка в деревне Санджаровка Чишминского района тогда еще БАССР. Он также построил дачный домик с двумя наземными и одним подземным этажом.

Какое-то время после развода он проживал в Уфе в Черниковке,
В это время дед получил от своей организации однокомнатную квартиру в Черниковке и уговорил свою мать, Марию Михайловну, которой было уже под восемьдесят, объединиться с ним жилплощадью.
Пожив немного в Уфе, его мать уехала в Салават к брату Андрею и вскоре там обрела вечный покой.

А дед после того, как она представилась, сначала пустил в ту квартиру квартирантов, а через пару лет обменял ее с большой доплатой на комнату в коммуналке и уехал жить в село Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан.
Он давно мечтал жить в деревне. Все детство каждое лето проводил у своей бабушки Натальи в деревне. Она очень любила его. Во младенчестве она нянчила его. А когда подрос, он не знал пионерских лагерей, каждое лето у бабушки в деревне проводил и многому там научился: вместе с мужиками рыбачил, ходил на охоту, помогал по хозяйству. И ему это нравилось. Дед с детства полюбил сельскую жизнь и, в конце концов, свою мечту осуществил.

Когда он  уехал жить в поселок Толбазы, там он тоже устроился на работу, на завод комбикормов для скота. И тоже на руководящую должность. Там доработал до пенсии. Но у него была общественная жилка, как у его матери. Не ограничивался собственным хозяйством. Помогал людям, чем мог, и они ему помогали. Стал работать в администрации поселка Толбазы.  Он внес свой вклад в обустройство поселка Толбазы. Например, под его руководством провели телефонный кабель по всему поселку. Когда он умер, много людей пришло с ним проститься.

К сожалению, так как дед развелся с бабушкой, он лишь раз был гостем в нашем доме.
Когда он представился в 1996-м году от рака, мне было всего 17 лет.
Мне довелось его повидать всего лишь два раза и эти встречи носили совершенно случайный характер.
Первая встреча произошла летом 1988 года. Он приезжал выписываться из квартиры по улице Злобина (номинально был в ней прописан). Заскочил по пути, причем ожидал там увидеть вовсе не нашу семью, а семью старшей дочери. Со мной он не разговаривал, беседовал все время с мамой.
Вторая встреча произошла летом 1992 года. В тот день я приехал к двоюродному брату и рядом с подъездом заметил деда. Он приезжал к тете Ирине и кого-то ждал. Он узнал меня и очень обрадовался. Я помню, его глаза светились любовью. Он расспросил меня о моей жизни и позвал к себе. Поведал о том, как хорошо в его доме. В конце беседы он предложил мне отведать окорочок, завернутый в фольгу. Скорее всего это был его обед и он скормил мне его.  Ему очень хотелось чем-то угостить меня и он дал все, что было. Это как дать малышу шоколадку. Надо сказать, окорочок был бесподобен. Мой двоюродный брат был вхож в его дом и он говорил, что дед ждал меня.
Но мы больше не виделись.
Рассказывают, что по характеру дед был спокойным, сдержанным человеком, но замкнутым. А еще любознательным и рассудительным…
Из хобби известно, что был автолюбитель. Имел машину.
Интересовался как устроен мир. Выписывал журналы «Наука и жизнь»,      «Знание – сила», газеты «За рубежом», «Советский спорт», «Правда».
Являлся поклонником творчества Высоцкого.
Еще известно, что путешествовал по деревням…

Перед тем, как уйти от нас, он сказал окружавшим: «Мне сейчас так хорошо, только спать хочется». И уснул навсегда.
Учитывая то, что мы не общались, у меня могло остаться про него неверное мнение как о равнодушном человеке. Но та встреча у подъезда дома по улице Блюхера, недолгая и добрая встреча летним теплым вечером, повлияла на меня. Взгляд его добрых глаз останется в моей памяти навсегда. Я убежден, что он по-своему любил меня, только держал это в себе.

Изложил по воспоминаниям: Вадим Мирхадиев, внук по линии Евгений – Галина–Вадим. Благодарю за помощь в создании очерка свою маму Галину Мирхадиеву и тетю Ирину Чечневу.

         11.01.2020


Рецензии