День Сурка

    Тема – это о чем пишешь или говоришь. Идея – основная мысль художественного произведения. Тема здесь есть, а идеи в этом «художественном произведении» нет. Просто набор мыслей за один день, когда сами дни уже перевалили за двухсотку. На торговых судах экипажи, вообще,  живут без идеи, даже бывшие помполиты. В день ты зарабатываешь определенное количество бабла. Лежишь ли ты возле радара, или выдаешь музыкальный аккорд по двадцать четыре часа в сутки, подготавливая трюма к погрузке. Не надо изобретать велосипед, не надо искать и перепродавать товар. Твоя «прибыль» здесь рассчитана на контракт вперед. Выше планки ты уже не прыгнешь. Деградация. Получили приказ через спутник и почапали, куда сказали. Капитан «кликнул» на мышь, эклиптика ретранслировала порт назначения, второй штурман «зашурстрил» с картами и GPS, а командор пошел дальше смотреть в каюту movie. Здесь за тебя думают другие дяди. Ты не из их круга, если числишься в судовой роли.   

    На флоте половину жизни разделывают тебя, остальную половину (если остался на  самом флоте) разделываешь других ты. У советских капитанов в памяти на всю жизнь сохранились болевые рефлексы советского периода, когда суровые дяди стахановцы планомерно их разделывали. Восхищаюсь нашим молодым старпомом. Он хоть и космополит и с вожделением смотрит на территориальные воды США, но всегда с улыбкой на лице и изысканный дипломат. Даже у сурового командира не хватает решимости с искусством по-морскому его разделать. То ли это благородное чувство нежелания будить спящего человека, то ли он убедился, что просто не сможет убрать улыбку с его лица… Времена когда мы зарекомендовывали себя на подфлажном флоте чисто с русским девизом «не щадя живота своего» уже прошли, грядет эпоха «правового» торгового мореплавания. «Взрослые» капитаны смотрят на эту эпоху с великой тоской в сердце.
Вообще, удачный МОЛОДОЙ старпом на судне для второго помощника это, все равно, что удачно жениться. Если ты удачно женился, то жена тебя понимает, вдохновляет на подвиги, хочется творить и создавать. Понимающий старпом тебя  вдохновляет, порой подкидывает интересные темы. А если он еще и «зависает» как ты, то тебе повезло редкостно, смело можно вставлять USB флэшку в регистратор данных рейса и копировать все совместные диалоги двух «тормозов» и выпускать морские «бестселлеры». Диалоги настолько хаотичны в мыслях, настолько не попадают в русло определенных мыслей и вопросов, что со стороны у случайно зашедшего на мост механика создается впечатление, что два обкуренных штурмана одновременно разговаривают сами с собой. Лишь изредка их хаотичные синусоиды сознания пересекаются, тогда два «тормоза» смотрят друг на друга, поддакивают один другому. Кое-как определившийся с ответом по грузовому устройству старпом уверенно дает этот ответ на риторический вопрос второго штурмана по навигации.

   Сдача вахты. Старпом в 1600 принимает вахту у второго помощника. Синдром русского нераставания. А тут еще дождь пошел. Дождь после мойки судна оксаликом (реагент разъедающий ржавчину) – это счастье для радеющего за пароход старпома, пресной водой смывается оставшийся оксалик, крещение парохода, производительность труда улучшена. Второму помощнику, даже радеющему за судно, просто по фигу. Счастье старпома-администратора ему не понятно. 
Про отношения вторых штурманов со старпомами можно многое написать. После общения с однокашниками и молодыми штурманами могу сказать, что молодые старпомы, как правило,  не стучат на свое “PEPSI”. В экстренных ситуациях, как это ни странно,  ведут себя грамотнее, чем опытные «совки» с их «беглым» английским. С молодым старпомом, даже если ссоришься, то через несколько минут уже миришься. Со "старперами-стахановцами", которые сами не умеют быть счастливыми и находят смысл только в том, чтобы сделать несчастными подчиненных, даже нет желания мириться, запросто можешь отработать весь контракт с черной аурой и инсинуациями за спиной. Матросы и боцмана завидуют молодым старпомам, могут их обсудить в курилке не добрым словом, они всех обсуждают – издержки профессии. Но если приходит информация, что на смену молодому старшему помощнику едет «совок», на низах начинается брожение и паника – с молодыми им лучше, спокойнее, веселее, с молодыми они естественно счастливее.   


  Эпоха эпохой, а контракт тебе надо доработать спокойно. Мне пока очень везет. На днях испытал настоящий страх. Непосредственно перед отшвартовкой после запоздалого включения радиолокационной станции на экране радара появился трехминутный обратный отсчет прогревания магнетрона. Как Александр Матросов своей «могучей» грудью пытался скрыть сие ужасное от командира (в обязанности второго штурмана входит заранее приготовить мост к новому рейсу).  Просто прилип к радару, понимая, что никакая пулеметная очередь эти три минуты тебя уже точно не скинет. Практически стоял в пятой позиции, хотя уже должен был уйти на корму, чтобы быть готовым отдать концы. Зрелище было то еще. В нестандартной позе делал вид, что забиваю   новые данные в АИС (автоматическая идентификационная система). Оставалось только вцепиться зубами в обшивку радара, помолится Господу и войти вовремя в резонанс, если Господь все-таки не услышит…
Командор не сообразил в чем дело. Повезло.

     Я пока на хорошем счету. Это потому что никогда не отчаиваюсь. Немного халатности у меня в крови присутствует. Неделю назад перед подходом во Фрипорт не нашел на штатном месте флаг Багам. Почти смирился, что жизнь дерьмо и уже приготовился быть изнасилованным за то, что не заказал этот довольно дежурный флаг ранее. Но потом заварил кофе, включил «дипресняковый» рок (порой мне казалось, что это мой похоронный марш) и решил сражаться с морской судьбой до последнего. Разворошил всю штурманскую рубку, через час нашел его там, где его мог найти только самый отчаянный… Посмотрел на него, задумался о смысле жизни.


   Заступил на вахту. Штиль. Разложил корректуру, работаю как бы.
-Новости есть?- после обеда на мост поднялся капитан.
-Тишина.
-Дааааа, скучно тут у вас.
-Да и не говорите. Поштормило бы что ли.

Капитан быстро сплевывает, кое-как отыскал кусок дерева на современном судне, стучит по нему, заставляет стучать второго помощника. Короче, лучше скучать.
Заходит дед:
-Кофе свежий?
-Самый что ни на есть свежий!
Наливает. Смакует свежим кофе на крыле на пару с командиром. Выпивают по двести миллилитров. Довольные. Я тоже решил выпить бодрящего напитка. Тут выясняется, что свежий кофе был заварен поверх очень несвежего, так как чайник переполнен. А ведь действительно скучно. День сурка. И таких дней в контракте у тебя двести десять. А я еще вдобавок любитель «садо-мазо», я без этого чувства долго жить не могу. Это как в волейболе со всей дури поверх блока забить или завалиться на ГОСе. Смысл разный, но чувство одинаковое. В общем, решил я внести оживление. Взбодрившимся «свежим» кофе гурманам сказал все как есть, как учили в детском садике:
-По правде, кофе несвежий. Простоял неопределенное количество часов.
Оба командира грустно смотрят в свои пустые кружки, поднимают взгляд на seconda. Кофе был хоть и старый, но видать, кофеин не стареет, так как сразу зрачки у обоих расширились и явно прибавилось энергии:
-Лучше бы ты молчал – говорит дед.
-В начальных классах учили говорить только правду и ничего кроме правды.
На самом деле капитан и дед золотые. В краснодарского деда из новороссийской мореходки я, вообще, влюбился. Нестандартный юмор у него в каждой фразе. Его жене явно с ним повезло, с такими смело можно продлевать контракты. Капитан, правда, немного помучил меня вначале контракта, но потом понял, что я намного лучше работаю, когда на меня не повышают голос. Хороший  дипломат, умеет работать с людьми. Самодостаточные капитаны, с удачной карьерой не мучают подчиненных. А то, что я «за правду», так это, потому что мне уже плевать на промоушен (рекомендация для продвижения по службе). Уже расставлены жизненные приоритеты. ЗДЕСЬ я не останусь.
 
   Промоушен… «Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…». Имеется в виду сердце русского подфлажного моряка. Вы не понимаете, КАК БЫЛ ВАЖЕН промоушен в девяностых и в начале двухтысячных для русского морского офицера!!! ЭЛИТА не всегда получала его! Все завязано на удачу. Молодые ЭБОТы, прошедшие тесты и жесткое собеседование  на английском по предметам судовождения, не чета буржуйским практикантам из кофе-шопов. Лучшие из лучших, не получив промоушен после семи месяцев неземного существования без выходных и ограниченного сна, продлевали контракты до десяти месяцев!!!  Они надеялись, что новый буржуй окажется более снисходительным. Было суровое время. Отголоски перестройки и слабого государства чувствовались даже в этом. Это сейчас лучшие из лучших на берегу. А тогда они были на воде ! А иностранцы этим пользовались.  Вообще, промоушен – это гениальное буржуйское изобретение. Promotion. Если копнуть глубже на ночной вахте, то приставка «pro» частично означает «с самого начала», «всегда», «постоянно» (см. прародители, возможна ошибка лексикона) «объединение стандартов» (см. прототип), «корреляцию и интерполяцию» (см. англ. pro-rate) «продолжительно», «вперед» (см. prolong) «положительно и позитивно» (см. протон - положительно заряженная частица, она ракета с двигателем «Энергия», явно ошибка лексикона, но это сути не меняет). А корень   motion означает движение, желательно, чтобы резина safety shoes дымилась. В итоге получается: чтобы не уклониться от «стандартов» морской карьеры, иначе говоря не стать лохом и неудачником, необходимо «положительно» «интерполировать» свои приоритеты и любовь к Родине и с «самого начала» прибытия на судно «реактивно» «двигаться» «вперед» с дымящейся резиной на safety shoes только к «позитиву». А ПОЗИТИВ после десяти месяцев бывает разный. Советские ученые на пару с Володей Высоцким не зря обнародовали для человеческих ресурсов пребывания на море срок в полгода. Так то были экипажи с соотечественниками, с дружными посиделками, домино и картами, с веселыми помполитами в аудиториях, с долгими стоянками в портах и уважением моряка на Родине. А сейчас русский офицер с филиппинскими матросами, европейскими офицерами зачастую ОДИН русский. ОН ОДИН В КАЮТЕ. По английским законам моряк после четырех месяцев пребывания на волнах НЕ ИМЕЕТ ПРАВА голосовать в течение двух месяцев. Что уж тут говорить о русских семерках, восьмерках, девятках и десятках подфлажного флота! У греков и по тринадцать месяцев не списывали.
Подфлажный флот меняет людей. Бывает, пересечешься с однокашником в каком-нибудь порту планеты через три года после выпуска и поражаешься, как изменился человек! В прошлом веселый ловелас и повеса как зомби рассказывает пару часов, сколько он смазал на прошлом судне механизмов, как весь контракт не мог поменять водонепроницаемую дверь и т.д..  Переводишь разговор на что-то веселое, нежное и женское, через несколько минут, все равно, работа и железо… Двадцатипятилетние парни после вахты с бутылкой пива находят интерес только в работе! Хочется плакать от такой жизни.   


Рецензии