Лягушачий хор

   Раннее утро. Настолько раннее, что товарищи по походу спят в палатках и не решаются выбираться на свежий бодрящий воздух. Тепло и уютно в маленьких брезентовых домиках, особенно если с головой забраться в спальный мешок и ловить обрывки сна,  пролетающего на восходе солнца старой кинолентой. А чаще и вовсе не видеть сна после вчерашнего утомительного перехода. Сегодняшний день мы отдыхаем, а мне не сидится на месте,  отправляюсь изучать ближайшие окрестности.
   Хороши  утренние часы одиночества, никто не мешает придаваться ощущениям и мыслям на природе в новом месте. Эти минуты «знакомства» очаровательны и полны необычайных ощущений, какие не придут в давно знакомых уголках рядом с домом. Здесь познания открываются тонкой нитью,  боишься оборвать неловким движением или обыденной мыслью о происходящем.
   Существуют  места, которые не переполнишь красотой. Они роскошны, ими можно только любоваться, ничего не прибавляя и не отнимая, да молиться с добротой, что мир создал такое божественное благолепие.
   Туман уже ложится в низины, заползает во влажные места: к речкам, ручьям и мочажинам. Среди серых каменных выступов, возвышающихся над зеленой подошвой гор, поднимаются к солнцу острые макушки лиственниц. Пристроились в морщинах каменной поверхности и тянутся к небу. От недостачи солнечного света и тепла, деревья вытягиваются в рост и совсем не беспокоятся о полноте. Ветки растут ярусами на большом расстоянии  и, порой,  крона просвечивается насквозь, создавая иллюзорность прозрачности. Облепят такие каменный склон и зелени не видно. Так, мазками неумелый художник набросал зеленый цвет. Видимо,  дефицит краски этих тонов наблюдался.
   Марево окончательно опускается на землю и приоткрывает  картину нижних ярусов черневой тайги. Разнотравье привольно раскинулось на невеликой поляне, радуя глаз обильностью видов. Скромно склонив головки, цветут водосборы;  обособленно от них, гордо подняв розовые остроконечные макушки, прижимается к деревьям Иван- чай. Трава жирует в этих местах от обилия влаги и в тени от деревьев. Близкое в горах солнце не обжигает их стебли.
   В низине, куда я забрался, мокрое болото раскинулось на местности. Темные блюдца окон удивляют своей чернотой. Словно это определяющий цвет влаги в диком нетронутом оазисе. На удивление для высоты этих мест топкую трясину, заполненную ряской, окружали березы. Они так удачно выбрали полоску земли между мочажинами и камнем горы, облюбовав и заполнив собой этот небольшой просвет. Окружили топь, словно встали дозором в караул. Что же они охраняют в отдаленном месте? Здесь образовался микроклимат, где от застоявшейся воды утверждалось тепло.
   Может,источники подпитывали из-под земли и не давали остывать стоялой воде.
Чем ближе подходил, тем больше менялось во мне ощущение реальности. Природа готовила сюрприз, таинство которого пока недоступно мне. Оставалось придерживаться правил для заповедного уголка и соблюдать тишину, тогда откроется то, чего не вижу. Маленькими шагами приближался к островку высокой травы, прикрывающей от взгляда обитателей болота. Их не видно еще за густотой травы, но уже чувствуется присутствие живых организмов. Солнце еще не вывернулось краем из-за горы, я находился в тени. Только вдруг вспыхнуло ярким горячим светом, отразившись от почти зеркальной поверхности каменного утеса, расположенного сзади, и пришло обрадовать теплом обитателей трясины.
   Белым мрамором стволов берез оградилось от мира уютное обиталище. Кроны деревьев балконом зрительно зала нависли над амфитеатром. Листочки лепниной окружали ярус,  светились в полной тишине и безветрии, пестро украшая изумительную картину. Над всем этим великолепием пронзительной глубиной голубого цвета уходило в космос небо. Редко бывает такое явление: бросит солнце лучи на землю, словно отсечет незримо от небосвода. А вверху еще не ушла ночь, приглядевшись звезды увидеть можно. Ближайшее окружение как на ладони  и весь мир до полной глубины открыт.
   Потянулся к фотоаппарату и замер: услышал удивительное сопрано, почти из-под ног. Тонюсенько и невесомо попробовал вибрацию свежего дрожащего воздуха и замер. Тишина. Никто  не поддержал, и секунду спустя вновь прощупал мочажину. Повел легко свою партию представитель лягушачьего хора. Тут же из двух-трех мест со всего импровизированного зала послышались свежие непуганые голоса. Сбоку, громким альтом грянуло на все болото голосовое чудо леса. И далее, раскладывая на три голоса, потянули меццо-сопрано. Распевка хора началась неистово и усердно.
Чувствовалось, что не всем еще удивили окружающий мир представители болота. В какофонию звуков ворвался баритон, низкий и глубокий. Тут же со всех сторон закричали тенора, настойчиво предлагая себя слушателю. Наперегонки, боясь, что их партию не услышат. Вибрируя и резко обрываясь, вновь набирая силу. Смолкли птицы, слушатели, располагающиеся на балконе природного театра.
   Тишина! Наверное, невидимый дирижер взмахнул палочкой, останавливая разудалую вакханалию звуков и призывая к порядку исполнителей. Воспользовавшись тишиной, я продвинулся еще чуток к болоту и опустился на камень возле самой воды. Лягушки разного сложения восседали на упавших стеблях травы, на больших листьях и просто на поверхности. На меня не обращали внимания. Не удивительно,  ведь началось действо. Концерт лягушачьего хора. Совсем рядом со мной земноводные набирали воздух, раздувая мешочки, вываливающиеся в стороны,готовились выталкивать воздух через голосовые резонаторы. Они закрывали глаза и не видели происходящего возле себя. Только музыка завладела ими, велась подготовка к главному действию.
   Подумалось: что-то произошло. Уж слишком затянулась пауза. Вот солнце поднялось еще выше,  и свет от стволов берез ударил по воде. Пробежал легкой рябью и растворился в уголках водоема. И опять обрывисто замерло! Вдруг рвануло всеми голосами одновременно. Каждая лягушка пыталась «перекричать» всех, но в общем хаосе это стало осмысленным поведением. Проявил себя зал. Звук поднимался до ветвей берез, отражался и падал вниз к воде. А каждая исполнительница принимала это, как ответ соперницы и пыталась превзойти звучанием ее голос. Как запело!
   Рядом со мной расположился небольшой лягушонок, который усердно раздувал горло и отчаянно выталкивал воздух из себя. Видимо, боялся, что в общей массе его совсем не слышно. Сменилось освещение и это повлекло за собой изменение в исполнении. Звуки теперь поочередно катились от правого к левому берегу и затем наоборот. Дальняя сторонка баритонами объединяла усилия альтов и сопрано. Тенора расположились на маленьком островке и выдавали в мир свою партию.
   Все металось и катилось по низине, скатывалось вдоль ручья, перемешиваясь звуками с его журчанием. От мочажин потянуло едва видимым туманом. Словно голоса хора теплом своим образовали взвесь мельчайших капель. Они пели, не останавливаясь уже, устраивая своеобразную перекличку. Словно опытные певцы старались перепеть остальных,заявить о себе во все лягушачье горло. Затем неожиданно смолкли, только маленький неказистый квакуш  задержался и невольно выделился в этот момент. И спустя секунды над топью раздался низкий бас, мощный и внушительный. Солист повел партию неудержимо и сразу. Умолкло все, словно давно ждало именно этого вступления. Властный  пульсирующий голос катился над водой, травой; его не в состоянии остановить даже мрамор берез и пышная листва концертного зала.
   Сильный, сочный звук перекрыл все поползновения других участников хора. Звучал долгое время в гордом одиночестве. Возвещая  превосходство солиста, из дальнего угла лужи пискнул сопрано, к нему присоединились тенора и альты, все болото вспыхнуло могучим звучанием одновременно с басистым солистом.
   Опять блеснуло солнце, голоса начали затухать. Видно,  пришло время. Резко и в последний раз рявкнул бас, запели птицы, которые до этого были поглощены концертом. Оставалось распрощаться с хором. Жаль, даже отзыв написать негде.
Но какую же великолепную истории расскажу своим товарищам по путешествию!


Рецензии
Прочитал ваш рассказ и словно побывал в концертном зале.
Только солисты здесь необычные. Радуют они только тех, кто любит природу!
И вы радуете читателей!
Счастья вам и удачи!

Михаил Захарович Шаповалов   17.02.2020 10:39     Заявить о нарушении
Спасибо, что заглянули на страничку, за прочтение. Добра Вам!

Валерий Неудахин   17.02.2020 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.