Варвара Корякина. История рода легендарного Тыгына

История рода легендарного Тыгына
Тыгын - подлинная историческая личность, могущественный предводитель кангаласских саха, живший в конце 16-го и первой четверти 17 веков. В реальности существования Тыгына с самого начала были уверены все исследователи старины, легенд и преданий народа саха.
Известный фольклорист и археолог Дмитрий Дьячковский–Сэ;эн Боло, изучая древние мифы, даже вывел родословную Тыгына.
По старинным преданиям, могущественный Тыгын владел плодородными землями около озер Сайсары, ;р;; К;;л, Ытык К;;л, ему принадлежала Великая Туймаада, расположенная между двумя священными горами. Владения Тыгына простирались и по обширной равнине Эркээни.
Был богат и знатен Тыгын, обладал несметным количеством конного и рогатого скота, содержал многочисленные отряды воинов, работников-холопов и прочей челяди.
Храбр и грозен был предводитель кангаласцев, подчинил себе множество племен саха, приумножив свою власть и влияние.
Тыгын как важная историческая фигура, как неоднозначная по своей сути личность, соединившая в себе благородство духа, жестокость нрава и еще нечто, неподдающееся пониманию людей современного мира, по-настоящему заинтересовала только после выхода известного романа «Тыгын Дархан» Василия Далана, основанного на старинных преданиях и легендах.
С тех пор народ стал величать Тыгына Дарханом, хотя в ранних легендах нигде его Дарханом не нарекают.
Легендарный Тыгын, судя по сказаниям, собранным Сэ;эн Боло, является прямым потомком Эллэй Боотура – предка современных саха, сведения о котором сохранила память людская в более поздних мифах и легендах.
Родословная последнего правителя народа саха, коим назвали его предания былых лет, была составлена Сэ;эн Боло с записей Саввы Слепцова – жителя наслега Сата Западно-Кангаласского улуса, который умер в 50 лет от роду в 1924 году, также со слов и рассказов Устина Никифоровича Дормидонтова 66 лет – уроженца наслега Эргис (Н;м;г;) Западно-Кангаласского улуса, которые были записаны в 1935 году, еще было использовано повествование Ивана Егоровича Неустроева 70 лет из наслега I ;кт;м Западно-Кангаласского улуса, записанного в 1934 году.
Родословная названа «Род Ха;алас». Эта родовое древо наводит на разные мысли, таит в себе много интересного и загадочного, местами расходится с распространенными в народе преданиями о Тыгыне, но все же говорит о величии рода хангаласцев. Рассмотрим эту интересную таблицу, хранящую имена людей, ушедших в небытие, за ними угадываются великие события былых бранных лет.
Отцом Эллэй Боотура был Дархан или его другое имя - Суура Хаан. Возможно, он был из какого-то ханского рода, по странным перипетиям судьбы оказавшийся на Средней Лене. И имя Дархан, скорее всего, это титул предводителя, а сам он, видимо, принадлежал ханскому сословию и был ханом. По некоторым легендам, Эллэй Боотур с отцом бежали от смуты и войн тех времен. Когда они оказались на территории Средней Лены, тоже доподлинно неизвестно. Сбежали ли от распрей и войн во времена Чингис Хаана? Достигли берегов Лены, единственными оставшимися в живых от большого отряда воинов, отправленного по велению Чингис Хаана осваивать северные территории? Или прибыли еще раньше, были уцелевшими из посланников Великого Союза древних тюрков – Ил?
История государства древних тюрков начинается с 552 года, когда алтайские тюрки во главе с Бумын ханомстали господствовать в степях Центральной Азии, подчинив многие народы. Они создали Ил – Великий Союз тюрков. Пользовались звуковым письмом – рунами. Ярким примером этого рунического письма является надмогильный обелиск принца Кюль-Тэгина. В советское время этой проблемой занимались тюркологи С.Е.Малов, А.Н.Бернштам, И.В.Стеблева и наш соотечественник Г.В.Ксенофонтов. Они открыли Орхоно-Енисейскую руническую надпись в честь Кюль-Тегина. Такие же, как Орхоно-енисейские рунические письмена древних тюрков особые рунические письмена существуют и на Ленских скалах в 180 километрах от Якутска, на скалах реки Синей.
Древние легенды гласят, что Эллэй Боотур знал тайну древних письмен. Это как-то связывает предка саха с Тюркским каганатом. Предания гласят, что по пути к долине Туймаада он уронил какие-то грамоты в воды реки Лены. Может, это была ханская печать на предводительство и властвование. Никто этого уже не знает.
По родословному древу, составленному Сэ;эн Боло, у Эллэй Боотура был сын Экин Аба;ан, от Экин Аба;ана родился сын Дэхси, от него – Хо;о;уун, который стал отцом Дойдуу;а Дархана – деда Тыгына.
У Дойдуу;а Дархана было три сына – Мольдьобор, Мунньан Дархан и Мэлэдэй Оххон. У Мольдьо;оро был сын Хара сирэй Дьо;удай, а у М;л;д;й Оххона родился сын легендарный У;ун Ойуун.
Мунньан Дархан – отец Тыгына Мунньана.
И тут же мы видим, что сын Хо;о;ууна Дойдуу;а стал уже Дарханом, и его сын Мунньан тоже унаследовал титул Дархана. Возможно, они получили ханскую печать от Тюркского Каганата на предводительство. А вот у Тыгына нет уже титула Дархан, зовут его Тыгын Мунньан. Тыгын – это тоже тюркское, тэгин – наследный принц. Поэтому распространенное в мифах и воспринимаемое как имя слово «тыгын», «дыгын» - это титул, означающий наследного принца.
В преданиях, собранных Гавриилом Ксенофонтовым, все потомки Эллэя именуются Дарханами, вот ветвь, описанная в этих легендах: «старшего из 11 сыновей Эллэя зовут Байгадасын-Дархан… У Байгадасын-Дархана было много сыновей, но из них известен только один, а именно Игидэй-Дархан. От Игидэй-Дархана родился Юёлэн-Дархан, который отличался крутым нравом и был храбрый воин. …От него родился Мунньан-Дархан». Дальше запись обрывается. Эта родословная тоже весьма примечательна и говорит о наличии титулов предводителя у потомков Эллэя.
К временам властвования Тыгын Мунньана Тюркский Каганат распался, и наследный принц не получил титул Дархана – предводителя саха.
Вот, возможно, откуда неподчинение некоторых родов саха власти Тыгына, официально не признанного наследником предводителя. Вот откуда идет то, что Тыгын в ходе боевых действий подчиняет некоторые роды, грозной силой добивается признания своей власти. Вот откуда берет истоки цель жизни Тыгына Мунньана - вернуть былое величие своего рода и идея единого государства саха…
Сам Тыгын, по данному родословному древу, имел семь сыновей: Чаллаайы Б;;;, Б;дь;к; Б;;;, Мар;а, ;лк;р;й, Т;г;н, Бас Т;р;г;й, Чабыыда.
Еще по некоторым легендам у Тыгына была одна единственная дочь, прекрасная шаманка-удаган Тыа;ааны, были у него еще сыновья Таас Уллу;ах и Муос Уол, которые не вошли в эту родословную. В этом есть некая загадка. Некоторые исследователи считают дочь удаган Тыа;ааны, сыновей Таас Уллу;ах и Муос Уол просто лишь мифическими образами, иные фольклористы предполагают, что они были приемными детьми, отнятыми у покоренных родов.
Дальше в таблице указаны только потомки сыновей Тыгын Мунньана Мар;а и ;льк;р;й.
От Мар;а родился Киирикэ Быырчык, от него Эргис Ойуун, дальше идут Б;пп;л;;х, Доропуун (Трофим), Микиипэр (Никифор), ;л;кс;;нд;р (Александр), Б;;т;р (Петр), Микиипэр (Никифор), ;ст;;н (Устин), Дь;г;;р Эргис (Егор Эргис) – имена, которые мало нам о чем-то говорят, под какой фамилией они записаны также неизвестно.
От ;льк;р;й родился ;льк;р;, от ;льк;р; - Былыгах, от него – Дараман, от Дараман – Суодьаах, затем идут Ба;ылай (Василий), его сын С;;дэр (Федор), сын С;;дэрэ Уйбаан (Иван), сын Уйбаана Дь;г;;р (Егор), который умер в 47 лет от роду, сын Дь;г;;рэ Уйбаан (Иван), которому в то время, когда Сэ;эн Боло записывал родословную, было 70 лет и записано, что он был сказителем старинных преданий, сыном сказителя Уйбаана был Ба;ылай (Василий), родословная заканчивается записью «дети» - дети Василия…
От других сыновей Тыгына нет родословных ветвей в рассматриваемом мной документе. Хотя у Б;дь;к; Б;;;, названного в ясачных документах Бозеко Тынин, был именитый, вошедший в историю народа саха, сын Ма;ары – Мазары Бозеков.
Внук Тыгына - Мазары Бозеков известен тем, что дважды был в Москве и добился многого для своего народа. Это было очень важным знаковым явлением того времени, не всякий инородец, даже будучи благородных древних кровей, мог добиться аудиенции царя.
В 1676 году Мазары сумел получить разрешения на поездку в Москву.
В поездке с Бозековым были намский князец, внук Мымаха-Нокто Никин и мегинский тойон Трек Орсюкаев.
Князцы саха в начале января 1677 года прибыли в Москву, на имя царя подали большую челобитную с жалобой на притеснения воевод, ясачных сборщиков. В челобитной были еще и политические требования. Они просили о передаче судебных дел в улусах из рук ясачных сборщиков (за исключением особо важных дел) в руки князцов, а также передаче им сбора ясака с отстранением казаков, чтоб «разоренья не было». Царское правительство частично удовлетворило эту просьбу.
Результатом поездки делегации стало издание специального царского указа от 9 февраля 1677 года, согласно которому судебные дела, касающиеся выходцев из дальних улусов, отныне разбирались сборщиками ясака при участии якутских представителей – князцов и лучших людей. Так князцы саха получили некоторую часть самоуправления в волостях – судебно-административные права.
Указ о привлечении местных князцов к участию в русской судебно–административной деятельности: ясачным сборщикам предписывалось «иноземцев» судить «в небольших истцовых делах» вместе с якутскими князцами и «лучшими людьми» - было важным достижением того времени.
Сам Ма;ары обратился с челобитной к царю с просьбой предоставить ему право обозначить в документах свое звание как «князец». Просьба его была удовлетворена. Царь пожаловал его грамотой и присвоил ему звание князца, тем самым сравнил его с дворянами. И это было немаловажным достижением.
В 1679 году Бозеков второй раз поехал в Москву, его спутниками стали борогонский князец Чука Копчиков, мегинский князец Чугун Бодов.
В январе 1680 года они были на приеме у царя Федора Алексеевича, подарили ему 2 тысячи соболиных шкурок и одну соболиную шубу. Теперь якутские князцы во главе с Бозековым требовали и просили:
1. Положить конец произволу, чинимому сборщиками ясака или разрешить самим организовать это дело.
2. В челобитной ставился вопрос о возможности участия князцев в решении некоторых споров внутри своих областей.
За время второго пребывания Ма;ары добился значительных привилегий. Фактически он добился узаконенного сговора между якутскими тойонами и царской администрацией. После его челобитной к царю по распоряжению царского правительства был установлен порядок, ограничивающий некоторые функции сборщиков ясака и наказывающий их.
Мазары Бозеков стал самым уважаемым из якутских тойонов, с ним считались, и его побаивался сам воевода со своим окружением.
Внук Тыгына Ма;ары добился первых результатов по передаче местному населению некоторых функций самоуправления, князцы получили права разрешать споры по «малым делам» и по старым делам от 10 лет и ранее, и могли защищать права своих родичей от посягательств служивых людей. Вот так лучшие представители саха уже в 17 веке добивались и добились определенных функций самоуправления.
Еще один потомок легендарного Тыгына сыграл важную роль в политической арене Якутии 18 века.
Правнук Ма;ары, праправнук Тыгына, князец Кангаласского улуса Софрон Сыранов стал депутатом Уложенной комиссии Екатерины II.
Софрон выиграл выборы из множества кандидатов в депутаты Екатерининской комиссии. В выборах представителя тогдашнего Якутского уезда участвовали поверенные пяти центральных улусов: Кангаласского, Мегинского, Батурусского, Намского и Борогонского. Ясачные Олекминского, Вилюйского, Зашиверского и Верхоянского ведомств отказались от участия в выборах. Выборы прошли в Якутской воеводской канцелярии 9 декабря 1767 года. На выборах с разницей в один голос победил Софрон Сыранов – праправнук Тыгына. Отныне он, как и его предки, должен был защищать права саха на государственном уровне. Первое заседание Уложенной Комиссии, как гласят исторические источники, было запланировано на 31 июля 1767 года в Грановитой палате Кремля. Правнук Ма;ары выехал из Якутска в Москву в начале 1768 года, с опозданием на полгода. Вместе с ним поехали переводчики новокрещенные якуты из Кангаласского улуса Иван Заровняев и Прокопий Уваровский, а его документы в Иркутске оформлял сын боярский Яков Уваровский.
В Москву якутский депутат прибыл 1 июля 1768 года, опоздав почти на год. Решением от 4 июля этого же года Правительствующий Сенат не допустил Софрона Сыранова в Уложенную Комиссию, мотивируя тем, что якуты якобы являются «кочевым народом». Представитель народа саха не смирился с таким положением и задумал добиться справедливого решения вопроса у самой императрицы Екатерины II. Екатерина велела принять от него бумаги и назначила аудиенцию. В результате беседы с якутским депутатом императрица дала согласие на включение потомка Тыгына в число депутатов Уложенной Комиссии от иноверцев-якутов.
В октябре 1768 года Сыранов был оформлен депутатом, приведен к присяге.
Станислав Федосеев пишет в своей работе: «У истоков идеи самоуправления якутов: Мазары Бозеков, Софрон Сыранов, Алексей Аржаков», опубликованной в специальном выпуске журнала «Молодой ученый» номер 20 от 1 декабря 2014 года: «Софрон Сыранов обобщил наказы якутов в так называемое «Пополнение» к наказам якутских улусов, которое состояло из восьми пунктов и добился, чтобы правительство удовлетворило первые шесть из восьми пунктов…
С 1776 года Якутской воеводской канцелярии было запрещено рассматривать и решать дела между ясачными и русскими без участия «начальников ясачных», т.е. улусных князцов и старшин.
9 августа был издан указ о высылке «дерзких» и нетерпимых» по приговорам самих местных обществ навсегда в Охотский порт.
1781 году была узаконена практика осуждения тойонами воров по обычному праву, а не по писаным законам.
6 марта 1783 года рассмотрение всех гражданских дел было передано «родоначальникам».
И самое главное, в октябре 1778 года по указу воеводской канцелярии была официально утверждена должность улусных голов. Этот институт заменил институт чиновников сборщиков ясака, что свидетельствует о расширении административной и судебной власти тойонов.
Это был несомненный успех якутского депутата Уложенной комиссии. Якуты даже начали слагать легенды о его поездке и встрече с императрицей Екатериной II, о которых писали Г.У.Эргис в книге «Исторические предания и рассказы якутов» и Г.В.Ксенофонтов в своем знаменитом труде «Эллэйада». В якутском фольклоре Софрон Сыранов остался под псевдонимом «Дьокутаат» (в переводе – Депутат)».
Если коротко подытожить достижения Софрона Сыранова, вырисовывается следующая важная картина политических достижений тех далеких лет:
- добился ликвидации тяжкого для якутов порядка сбора ясака русскими служилыми людьми и передачи его самим якутским князцам (указ Сената от 26 апреля 1769 года);
- отстоял передачу всех дел, за исключением «криминальных» и дел «о смертном убийстве», на рассмотрение суда самих князцов (указ Сената от 26 апреля 1769 года);
- официальное признание получили улусные головы (тот же указ Сената).
Личность Софрона Сыранова была в центре всех важнейших событий якутской истории второй половины 18 века. Он сыграл выдающуюся роль в становлении якутского самоуправления.
Но, как ни печально, потомку легендарного Тыгына, депутату Екатерининской Уложенной Комиссии не удалось избежать зависти и злых намерений тех же тойонов, чьи права он яростно отстаивал. Об этом в своей работе пишет Станислав Федосеев: «После он (Софрон Сыранов) поставил перед властями вопрос о даровании якутам права избирать общеякутского головы. В 1792 году на собрании улусных голов, наслежных князцов и улусных поверенных в Якутске состоялись выборы «главного» из якутов. С.Сыранов победил на выборах, но из-за противодействия земского суда и соперников в лице других кандидатов-тойонов, вынужден был уйти в отставку». Такова суровая реальность и оборотная сторона политической жизни.
Потомки Тыгына боролись против разорительной ясачной системы, они видели и знали, что ясак для народа, живущего в северных краях в тяжелых жизненных, бытовых условиях, был непосильным ярмом, тяжким бременем, сводящим к обнищанию и гибели многих семей.
Если смотреть правде в глаза, то и Ма;ары, и Софрон Сыранов знали и помнили, что именно привело к закату их некогда именитый и знатный род...
В челобитных атамана Ивана Галкина о походе на Лену в марте 1632 года говорится: «...Да тех же, государь, Якольских людей князец Тынина, да князец Бойдон живут на реки на Лене и с нами, холопами твоими, дрались по вся дни и твоего, государева, ясаку нам не дали и нас, государь, холопей твоих, было немного».
Иван Галкин писал и о сыновьях Тыгына - о «кангаласских тойонах Тыгынова дома», что «они всею землею владеют и иные многие князцы их боятся.
…Дети Тыгына – Окурей (;лк;р;й) и Бозеко (Б;дь;к;), предприняли выступление против Якутского острога с целью освободить из плена своего отца. Они собрали «своих кангаласских многих людей и иных сторонних речных князцев, собрали и с Мотмы, и с Сини, и с Лены, и нерюктейского князьца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше».
Эти скупые строки официальных документов свидетельствуют и о гордом величии, и о печальном закате правления самого Тыгына. Но род тыгынидов по-прежнему имел влияние в политической жизни Якутии еще долгие годы.
Тыгын, задумавший создать Великий Ил – единое государство саха, по своей политической значимости является фигурой знаковой и легендарной. Он стал предком не менее именитых личностей, оставивших яркий след в истории Якутии, становлении государственности. Доблесть и храбрость, пытливый ум и природный политический талант представителей этого древнего загадочного рода поражает нас, людей современного времени.
Рассматривая, историю одного из древних родов саха, невольно вспоминаешь слова мудрых старцев:
«Каждый приходит в этот мир со своим предназначением. Люди с начала времен делились на воинов, помеченных кровью, на мудрецов, отмеченных высшими силами, на властелинов, избранных Богом-Та;ара, на творцов, посланных Небесами, на исполнителей, несущих Божий промысел. В этом и есть мудрость Бытия. Поэтому мир такой. Он не меняется с начала времен. Каждый исполняет свое предназначение. И каждый такой, какой он есть. В этом и гармония мира. Нет ничего лишнего и неразумного в этом мире».
И кажется мне, что то сизокрылым соколом, то ясноглазым ястребом, то величественной Царь птицей - орлом летают души представителей рода Тыгына в просторах Вечного Синего Неба над бескрайними родными северными великими долинами, охраняя потомков...
Варвара КОРЯКИНА,
г.Нерюнгри.
Список использованной литературы:
1. Боло С.И., Лиэнэ;э нуучча кэлиэн иннинээ;и саха оло;о. Якутск, Национальное книжное издательство: «Бичик», 1994. – 352 с.;
2. Ксенофонтов Г.В., Эллэйада. Москва, Издательство «Наука», 1977. – 245 с.;
3. Окладников А.П., История Якутской АССР: Якутия от 1630 годов до 1917 г. Том II. – Москва, Издательство АН СССР, 1957. – 416 с.;
4. Пестерев В.И., Страницы истории Земли Олонхо. Якутск, Бичик, 2013. – 272 с.;
5. Федосеев С.С., У истоков идеи самоуправления якутов: Мазары Бозеков, Софрон Сыранов, Алексей Аржаков, «Молодой ученый». Специальный выпуск. – 2014 г. – номер 20. 2. – С. 57-59.

 


Рецензии