Снова в школу

- Послушай, Влад. Кажется я ещё никогда не чувствовала себя настолько неподготовленной и беспомощной,- пожаловалась София, забежав ко мне после занятий в институте, - а уже в пятницу мне предстоит провести семинарское занятие с учителями моей школы. Моей! Ты представляешь! Я там уже больше четырех лет не была. А тема — «Современные методы полового воспитание подростков». Признаюсь, я первый раз за пять лет учебы попросила руководителя сменить мне тему и школу тоже. А Сергей Степанович, - ну ты его знаешь, - поглядел на меня удивленно и заявил, что это непрофессиональное поведение для психолога. И дальше не стал даже разговаривать. Понимаю, конечно, что это я от растерянности так поступила.
- Да ты присядь, - прервал я Софию, - я кофе сейчас сделаю.
- Лучше чай, и если можно с мятой, а то я эспрессо сегодня уже весь день пью.

Племянница уселась в большое кожаное кресло у окна гостиной, а я вышел на кухню, чтобы приготовить чай с травами и мятой, который она любила с детства. Сняв с полки старинный керамический бочонок с травяным сбором и почувствовав под пальцами небольшой скол, я невольно вспомнил заплаканную рожицу пятилетней девчонки, которая пыталась приложить на место отвалившийся кусочек. Несмотря на мою веселую реакцию, и все попытки её успокоить, София долго переживала свою оплошность с бочонком, а я так и не понял, почему энергичная, неосторожная и спокойно ломающая едва ли не всё, что её интересовало, она так необычно повела себя в тот раз. Решив поговорить с ней об этом при случае, я стал заваривать чай. Затем, заполнив поднос и украсив его большой вазочкой с вишнёвым вареньем, я направился в гостиную.
Видимо, терпкий запах букета сибирских трав обогнал сам напиток, и улыбающаяся София уже ожидала меня у двери. Приняв из моих рук цветастый жостовский поднос и поместив его на освобожденный от журналов и ноутбука журнальный столик, она начала колдовать с чайником и чашками.

- Так почему тебя так смутило это задание? Разве тебе не приятно навестить родную школу, тем более, что у тебя есть опыт общения с пришлыми специалистами. Помнишь, как вы поступили с адвокатом, который про брачный договор вам рассказывал? По-моему, неплохо получилось.
Вспоминая эту забавную историю, я невольно засмеялся. София же просто улыбнулась, погруженная в какие-то свои размышления.Допив чай, она поставила чашку и только тогда приступила к пояснению проблемы, которая её так обеспокоила.
- Влад, я действительно немало уже знаю про психологию и про половое воспитание детей в разном возрасте. Но, честно говоря, институтские знания, даже там, где речь идет о воспитании мужественности и женственности, меня не вполне устраивают. И дело даже не в расплывчатости понятий...
Не договорив, София снова разлила чай по чашкам и, сделав с видимым удовольствием несколько глотков настоявшегося и немного потемневшего напитка, заявила.
- В общем, я хочу тебя послушать. Твоя логика мне как-то ближе.
- Да вряд ли я что-то новое смогу сказать в сравнении c тем, что мы не раз уже обсуждали. Разве что то же самое, но по другому.
- Ничего. Давай то же самое. Я всё равно хочу послушать.
- Знаешь, София, я на твоём месте сразу бы показал слушателям два противоположных пути развития человека. Первый связан с преодолением природных инстинктов и формированием на их основе человеческих потребностей. На этом пути человек превращает свои телесные возможности в средства человеческого обращения к другим людям. И именно здесь он формирует главную человеческую потребность — любить и быть любимым. Я бы добавил, что это путь культурного развития.
Второй же путь, легкий и соблазнительный для несформированной личности. Он не предполагает победы над собой, над своей животной природой. Ставший на этот путь, подобно младенцу, слышит лишь голос организма: «Хочу!». А хочет он много чего и чем дальше, тем больше! Это вкусная еда и питьё, всевозможные ублажения чувств, среди которых и сексуальное влечение. Главный же способ оправдания такого эгоистичного потребительского поведения, в том числе и к партнеру по сексу, это ссылка на то, что всё это естественно.
Исходя именно из такого понимания двух путей развития, за которым, кстати, многовековая традиция, можно сказать, что в первом случае девочка или мальчик могут развиваться, преодолевая в себе животное начало и становясь женщиной или мужчиной. Во втором же ребёнок, следуя голосу организма, не сопротивляется, а идёт по логике природы, а значит по пути животного, кое-как соблюдающего податливые теперь социальные, возможно санитарные и какие-то ещё нормы.
Можно конечно обманывать себя, заниматься демагогией, но голос непобежденного животного в человеке скрыть невозможно, как нельзя скрыть ни жуткую детскую жестокость, ни, позднее, склонность к супружеским изменам. Неправильный выбор пути развития оборачивается впоследствии воинствующим прагматизмом, бездуховностью и безнравственностью самовлюблённого эгоиста во всех жизненных обстоятельствах.
И последнее, что я отметил бы в этой части разговора - половое воспитание это не просто составляющая, но неотъемлемая часть единого процесса формирования способа жизни человека. Поэтому и решать обсуждаемую проблему следует в ряду других задач его единого культурного развития.

София вдруг поднялась и извинившись, что прерывает меня, подошла к окну и замерла в своей любимой позе вполоборота к замечательной успокаивающей картине нашего двора, заполненного свежей весенней зеленью. Тихий двор кажется уже отходил ко сну, и лишь редкие вздохи ветерка чуть касающегося листвы доносились через приоткрытое окно.
Мне было хорошо знакомо это её состояние, когда в глазах появлялся блеск, а на щеках лёгкий румянец. Девушка напряженно думала, едва ли улавливая настроение природы. Результаты таких интеллектуальных рывков обычно радовали, а порой и просто поражали меня. Шли минуты, я терпеливо ждал, поглядывая на свою собеседницу, замершую со скрещенными на груди руками.

- Боже мой! - наконец воскликнула София - Они действительно фактически просто уродуют детей, прикрываясь несколькими симпатичными словами! Девяносто процентов того, что предлагается в качестве методов полового воспитания, направлено не на преодоление животной нужды и не на формирование человеческих потребностей в этой сфере. Они, наоборот, пробуждают инстинкт, провоцируют у детей сексуальный интерес! И это всё вместо того, чтобы используя гигантский литературный багаж, рисовать мальчикам и девочкам привлекательные образцы поведения в отношении друг друга, описывать достойные поступки, анализировать и оценивать те или иные действия. Ведь без этого невозможно выработать правильные принципы отношения к представителю противоположного пола, невозможно сформировать привлекательные образы девочки-принцессы и мальчика-рыцаря. К тому же, это всё необходимо просто для полноценной социализации  ребенка!
Мне кажется, Влад, что было бы полезно начать не с того, что нужно делать в плане полового воспитания, а с того, чего делать категорически нельзя. И знаешь, я пожалуй, уверена, что мальчик для девочки и девочка для мальчика должны быть носителями тайны своего пола, скрытой не только одеждой, но и всем образом жизни. Передача же информации о природе полов ни в коем случае не должна быть ни публичной, ни преждевременной.
И ещё. Чем больше я сейчас рассматривала проблему через призму, которую ты перед этим выстроил, тем лучше понимаю смысл многочисленных традиций прошлого, включая особенности семейного уклада, балы, специальные учебные заведения мужские и женские, выпускавшие юношей и девушек, призванных быть моделями культурного поведения в том числе и в этой сфере.
А куда же ведет нас наша цивилизация, если вместо духовной красоты и богатства таинственного и неповторимого внутреннего мира человека, за право приблизится к которому нужно побороться, будущий спутник или спутница жизни выступает беззастенчиво в виде самца или самки с понятной физиологией и временным сексуальным интересом, который легко удовлетворяется? Если это прогресс, то чтобы достичь пика, осталось забраться повыше на пальмы, или, если здесь они не растут, на сосны! И проблемы экологии природы решаться сами собой, - добавила грустно София и медленно пошла к выходу.
- Ты домой? - спросил я вставая.
- Да, конечно. Пойду плакать, - грустно пошутила она обернувшись, -  потому что деток жалко. А куда и как выбраться из этой мутной отравленной среды?
София махнула рукой и пожелав мне спокойной ночи, открыла дверь.
Потом расскажу, что в школе получилось. Спасибо, Влад.

Всю эту неделю я не видел Софию и не говорил с ней. Все были заняты своими делами и только в понедельник позвонил Антон. Он пригласил меня на торжественный обед, в связи с завершением какого-то большого проекта, и заодно рассказал, что дочь, как всегда, устроила переполох в школе. Информация дошла до районного руководства и неизвестно, чем бы всё обернулось, если бы на её защиту не стала сама директриса и группа активных молодых учителей. Короче, всё закончилось мирно, но дочь такой итог похоже не устроил и она собралась разрабатывать со своими единомышленниками какую-то программу для школы.
Ну что же, - подумал я, - удачи тебе, София!


Рецензии