Мамин день рождения

Сегодня, 9 января, у моей мамы день рождения.  Если бы она  была жива, то это было в 97-й   раз. Но,  увы, мама умерла, когда ей было 79 лет.  Пока она была жива, в этот день к ней было паломничество.  По крайней мере, когда она стала жить в Хабаровске.

Мои родители ушли на пенсию и переехали в Хабаровск в 1977 году. Как и многие мои односельчане в возрасте, купили кооперативную квартиру. Она была на углу улиц Ленина и Волочаевской, в среднем из первых трех девятиэтажек в Хабаровске.  Двухкомнатная квартира, 27 кв.м полезной площади, небольшая кухня и коридор. Дома сдали в эксплуатацию в 1968 году, и до 1977 года в ней жили моя семья.  Какое-то время после переезда родителей мы ютились всемером в этой квартире, дети спали на полу, потом мне дали квартиру на Заводской, тоже двухкомнатную, для семьи с тремя разнополыми детьми  неподходящую, но я согласился. Надо было дать родителям жить в нормальных условиях, они это заслужили. Через год получил в Затоне ужу трехкомнатную квартиру.

Вот в эту «двушку» по адресу улица Волочаевская, дом 117 и было паломничество в день рождения мамы.  Вначале приходили поздравить соседи, мама было очень коммуникабельной и разговорчивой, гостеприимной и хлебосольной хозяйкой.  Так что кто-нибудь из соседей, побывал один раз у мамы 9 января, на всю жизнь запоминал эту дату.  Среди соседей была Лида Бармина, наша земляка, дочь известного  драгера, орденоносца Бармина. Правда, Лида к этому времени носила уже другую фамилию, Леонова, она вышла замуж за другого земляка, великана Бориса Леонова.  Лида очень хорошо относилась к маме, она обязательно заходила к ней, когда шла в магазин, чтобы узнать, не купить ли чего.

Потом наступало время посещений и поздравлений земляков-херпучинцев.  Конечно, пока они были живы. Это обязательно многолетняя наша соседка и самая близкая мамина подружка Агния Иннокентьевна Кокорина,  Мария Михайловна Огай, жена директора Херпучинской школы, где мама работала. Сам Огай недолго прожил после выхода на пенсию, сахарный диабет свел в могилу, а вот его жена еще долго прожила, и на день рождения мамы обязательно приходила. Приезжали из Некрасовки, поселка под Хабаровском, Юрковы, Прасковья Ивановна, учительница, и Семен Петрович, её муж, милиционер.

Не знаю, как на счет дня рождения, но я частенько, заезжая к маме, встречал там её ученицу Любу Кошик,  которая очень тепло относилась к моей маме.  Примерно  в то же время, что и херпучинцы, приходила мамина младшая сестра Нина, в какой-то степени тоже наша землячка, она жила у сестры и училась с 8 класса до окончания школы в Херпучах, и знала многих учителей.  Очень домовитая, она приходила к имениннице не с пустыми руками.  Готовила какое-то блюдо к столу и обязательно приносила банку со своими соленьями. Мама частенько летом помогала Нине на даче, а мой отец довел домик на даче Нины до жилого состояния.

После работы заглядывали к маме племянницы – Таня и Наташа, вместе со своими родителями – Владимиром Иссидоровичем Прохорихиным и младшей сестрой мамы Лизой.  Когда  работал в Хабаровске, обязательно поздравлял маму младший её брат Виктор, ставший большим начальником в Хабаровском крае – председателем крайисполкома.  Он тоже одно время жил у мамы в Херпучах, когда учился в восьмом классе в нашей школе.  Виктор Степанович находил время, чтобы  лично заехать и поздравить сестру, которая очень огорчалась, если он не садился к столу из-за недостатка времени. Мама очень много сделала для Виктора, как, впрочем, и для других младших братьев и сестер – Петра, Нины, Аллы, Володи, и они помнили о дне рождения  своей любимой старшей сестры, которую все в семье Пастернаков звали Шурой.  На стеллаже в комнате у мамы всегда стояло много поздравительных открыток.

А вот вечер было время поздравлений от детей и внуков.  Мы приезжали в разное время, это пока дети были еще школьниками, то все вместе. Мы с женой, наш старший сын Саша, самый любимый бабушкой, он полтора года дошкольником прожил в Херпучах, второй сын Сережа и дочь Наташа. Перед отъездом родителей из Херпучей, где они прожили с 1943 года (мама) и с 1946 года (папа) до 1977 года, я свозил свою семью на свою малую родину.  Тогда дети были еще маленькие, Наташе было вообще 4 годика, в Сережа всего на полтора года старше, так что мало запомнили из той поездки, но я был очень доволен, что свозил детей и жену в Херпучи.

Одно время с родителями жил мой младший брат Витя. Женившись, он продолжал жить с женой Ларисой, потом у них родился сын Андрей. Вот он и подхватил эстафету у моего Саши, стал любимым внуком.  Через какое-то время Витя и Лариса разошлись, Лариса с Андреем стали жить отдельно, но Андрей частенько бывал у бабушки. У него была еще одна бабушка в Благовещенске, мать Ларисы, он и там был любимым внуком.  А вот у Вити вскоре появилась новая жена – Марина, а потом и сын Алеша, младший внук моей мамы.

Но она застала и правнуков – Валеру и Костю, детей Саши и Наташи.  Вот такой оравой мы и собирались поздравлять маму и бабушку 9 января. На фотографии, что на заставке, вдали сидит Валера, внук, далее моя мама, две невестки – Людмила и Марина, и моя дочь Наташа.  Как всегда, на столе много разносолов, которые мама была мастерица готовить, а на десерт – обязательный сладкий пирог из кислого теста. Мама его тоже очень хорошо готовила.

Вкус маминого пирога знали не только наши знакомые и родственник, но и мои сослуживцы в краевом отделе здравоохранения. Когда я в 1988 году пришел работать туда, каждый год на свой день рождения 20 июня устраивал в обеденный перерыв для некоторых сослуживцев посиделки. В этот день ко мне в кабинет мама приносила спеченный ею сладкий пирог, а Агния Иннокентьевна – пирог с рыбой.  Всем нравилась стряпня моей мамы и её старинной подружки.  Многие даже просили дать им рецепт теста.

Вот такие воспоминания пришли в мою голову, когда я взглянул на дату – 9 января. В этот день произошли еще два важных события в большой семье Пастернаков – родился глава семьи, Степан Васильевич, и заключил брак с Ириной Герасимовой младший сын в семье – Владимир. Но, увы, сегодня некого поздравлять. Мама и дедушка ушли в мир иной, а брак распался.


Рецензии