Божия благодать в Ветхом завете

Ввиду того, что, как выяснилось, мало кто знает, что и в ветхозаветные времена Бог не оставлял людей Своей благодатной помощью, я публикую отдельно эту главу моей статьи "Благодать. Очерки православного воззрения". Так её легче можно будет найти тем, кто заинтересуется этим вопросом.


Православие исповедует, что "Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати" (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие). И в ветхозаветные времена Бог не оставил мир Своей благодатной помощью, хотя человек грехом и лишил себя Богообщения.

При сотворении человек был наделён изобильными дарами благодати, о чём пишет преп. Иоанн Дамаскин:

«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, — как нового ангела, поклоняющегося Богу, — сотворил его смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного… Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным. … при содействии божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре…

… добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. …

Человека Бог создал мужем, наделив его Своей Божественной благодатью и через нее поставив его в общение с Самим Собою. В силу этой благодати, человек, как господин, дал имена животным, которые ему были даны, как рабы; ибо он был создан по образу Божию, одаренный разумом, мыслью и свободою, и потому естественно получил власть над земными существами от общего всех Творца и Владыки».

После того,  как человек преступил заповедь Божию, он, по словам преп. Иоанна Дамаскина, «был лишен благодати, потерял дерзновение к Богу, подвергся суровости бедственной жизни, - ибо это означают листья смоковницы (Быт. 3, 7), - облекся в смертность, то есть в смертную и грубую плоть, - ибо это означает облачение в кожи (Быт. 3, 21), по праведному суду Божию был изгнан из рая, осужден на смерть и сделался подвластным тлению».

Преп. Иустин (Попович) пишет о катастрофических последствиях грехопадения Адама и Евы:

«Падением нарушен и отвергнут Богочеловеческий порядок жизни, а принят дьяволочеловеческий… Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли дьявола, первые люди добровольно отпали от Бога и прилепились к дьяволу, ввели себя в грех и грех в себя (ср. Рим.5, 19). …грехом люди … отринулись от Бога. …Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. …последствием падения наших прародителей была греховная испорченность их естества и, через это и в этом, - смертность естества.

Своевольным и самолюбивым падением в грех человек лишил себя того непосредственного благодатного общения с Богом, которое укрепляло его душу на пути богоподобного совершенствования. Этим человек сам осудил себя на двоякую смерть - на телесную и духовную: телесную, наступающую, когда тело лишается оживляющей его души, и духовную, наступающую, когда душа лишается благодати Божией, оживляющей ее высшей духовной жизнью».

Свят. Серафим (Соболев), напомним, пишет о различии благодати в Ветхом и Новом заветах:

«По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешняго промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу... Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. ...

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом".

Итак, из-за грехопадения человек по праведному суду Божию утратил «благодать, как внутреннюю божественную силу» (выражение преподобного Иоанна Кассиана, приведённое выше) – грехом лишил себя изначального, освящающего, спасающего Богообщения. Однако, подвергнув себя грехом «проклятию и смерти», …то есть «осуждению греха праведным судом Божиим» (Пространный катихизис), человек, не лишился промышления Божия о его спасении и благодатной помощи в той мере, в какой мог её вместить, будучи порабощённым грехом. Бог есть любовь, и эта любовь непреложна, неотменяема, неизменна.

Как пишет преп. Иустин (Попович), хотя "род человеческий прежде грехом осудил себя на смерть и проклятие, а Бог Слово, родившись плотию, разорвал ризы древнего осуждения и облек нас в нетление".

Уже первые люди, сразу после грехопадения, получают от Бога обетование о спасении.

«Обетования Божии начинаются еще в раю. Таинственный смысл уже имели слова Господа змею о "семени жены": "вражду положе между тобой и между женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Данное здесь обетование о семени жены становилось все более ясным для избранников веры по мере умножения дальнейших пророчеств о Спасителе, Который Сам испытает страдания от насилия дьявола (Пс. 21), но поразит его самого (Откр. 12, 9: "И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной").

Далее идет обетование Аврааму — "благословятся в семени твоем всем земные народы" (Быт. 22, 18), — повторенное потом Исааку и Иакову (Быт. 26, 4; 28, 14); оно также постепенно раскрывалось в своем подлинном значении для иудеев — как обетование о Спасителе мира — в периоды пленений и других бедствий» (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие).

Апостол Павел говорит о Божией благодати, "прежде вековых времен" дарованной людям: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… спасшего нас … по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен…» (2 Тим. 1, 8-10). Он называет ветхозаветный закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24) - свидетельствуя, что благодать вела человечество ко Спасителю в течении всей истории.

Мы знаем, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3, 16).

О том, что Святой Дух говорил через пророков Ветхого завета, свидетельствует и Символ веры:

«Верую …И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Вот почему и Павел, повествуя об Аврааме, который не поступал так, но, удержав свои помыслы, взирал на силу Обещавшего, и показывая, что этим он особенно прославил Бога, говорит: "не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное" (Рим.4;20,21). Что же значит: "имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим"?

Здесь апостол открывает нам великое таинство. Какое? То, что ветхий и новый заветы происходят от одного и того же Духа, что один и тот же Дух, глаголавший в первом, глаголал и в последнем, что вера есть наставница всех и без нее ты не можешь сказать ничего. …» (Беседы на псалмы. На псалом 115).

Конечно, только после искупления человечества Господом Иисусом Христом людям стала доступна оправдывающая и спасающая благодать Божия.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38-39) – обетовал Господь.

Но Бог не оставлял Своей благодатью и мир, в котором царил первородный грех. «Благодать внешнего промышления» (преп. Иоанн Кассиан) действовала «детоводителем ко Христу» и содействовала каждому из праведников, стремившихся исполнять волю Божию.

Иисус Христос сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5).

Как пишет преп. Иоанн Дамаскин, «добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой и что Он сам есть начало и причина всякого блага. И без Его содействия и помощи для нас невозможно ни хотеть, ни делать добра».

Поэтому очевидно, что и ветхозаветным праведникам содействовала благодать.

Протопресвитер Михаил Помазанский в Православном Догматическом Богословиии пишет:

«Бог никогда не лишал человечество Своей милости, помощи, благодати, а особенно избранный народ, — и из этого народа вышли такие великие праведники, как Моисей, Илия, Елисей и позднейшие пророки. Апостол Павел в 11 главе послания к Евреям называет целый сонм ветхозаветных праведников, говоря о них, что это "те, которых весь мир не был достоин" (Евр. 11, 38); все они усовершались не без дара свыше, не без благодати Божией. В книге Деяний приведена речь первомученника Стефана, где он говорит о Давиде: "Сей, обрел благодать пред Богом и молил, (чтобы) найти жилище Богу Иакова" (Деян. 7, 46), то есть создать Ему храм. Величайший из пророков св. Иоанн Предтеча "Духа Святого" исполнился "еще от чрева матери своей" (Лк. 1, 15). Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до воскресения и вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное».

Так, святитель Иоанн Златоуст говорит о высоте добродетели праведного Иова:

«Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати».

При этом сам Иов исповедует, что ему необходимо искупление для спасения:

«Я знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов. 19, 25-27).

Священное Писание постоянно свидетельствует, что Бог одаривал Своей благодатью достойных, ищущих исполнения Его воли людей на протяжении всей истории человечества.

«Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который …вложил в сердце его Святого Духа Своего» (Ис. 63:11).

«Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» (Чис. 11:17).

«И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои» (Втор. 34:9).

«И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем. 9:20).

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13).

«А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости» (Мих. 3:8).

«Он будет велик пред Господом… и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:15).

«Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» (Дан. 5, 14).

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4).

«Братья! В Писании Святой Дух устами Давида предсказал участь Иуды. Это Писание должно было исполниться!» (Деян. 1, 16).

"...Симеон ...муж праведный...и Дух Святый был на нем" (Лк. 2, 25).

"И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему". (Исх. 34, 30).

«Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8).

«Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Прит. 3, 34).

«Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа» (Прит. 8, 34-35).

«И ходил Енох пеpед Богом; и не стало его, потомy что Бог взял его» (Быт. 5, 24).

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11, 5).

«И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его» (1 Кн. Царств 11, 6).

«Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 8-10).

Таково же и святоотеческое учение. Так, святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» всесторонне показывает, как действовала Божия благодать в ветхозаветные времена, и предуготовляя спасение человеческого рода, и содействуя будущему (по искуплении) спасению праведников. Святитель говорит о пророческой благодати:

«Послушаем, если угодно, что это такое, чему и сегодня хочет научить нас благодать Духа устами Моисея. …Обрати внимание на мудрость этого дивного пророка, или – лучше – на учение Святого Духа, потому что по Его (Св. Духа) внушению он говорит нам обо всем; он дал свой язык, а через него уже благодать Духа ясно научает всему род наш».

О том, что Бог и в ветхозаветные времена Своей благодатью содействовал добродетели любого и каждого человека, не взирая на лица, св. Иоанн Златоуст говорит:

«Писание говорит: “Ной же обрел благодать пред очами Господа” (Быт.6:8). Если, говорит, все множество (людей) впало в столь великое нечестие, то этот праведник сохранил искру добродетели, а вместе с тем и всем этим людям в течение всего этого времени проповедовал и внушал отстать от нечестия, и себя соблюл свободным от их скверны. … Бог нелицеприятен” (Быт.6:8, Деян.10:34); если в таком множестве Он найдет хотя одного делающего угодное Ему, то не оставляет его без внимания, но удостаивает Своего попечения и тем большую выказывает заботливость об нем, чем он сам ревностнее, при столь многих, влекущих его к нечестию, идет путем добродетели. …

… Бог нелицеприятен и … проникая в сердца наши, Он не презирает никого, но, если найдет с нашей стороны хотя малый повод, являет Свое неизреченное человеколюбие… чтобы мы знали, что Он не только спасает праведника благодатью, но и дает награду за труды и мзду за добродетель, (Бог) говорит (Ною): Я потому повелеваю тебе войти в ковчег вместе с домом твоим, "ибо тебя увидел Я праведным передо Мной в роде сем"». …

Св. Иоанн Златоуст показывает, что благодать за добродетели дарует Ною «в изобилии терпение, мужество, благодушие во всем, способность прожить в ковчеге, не потерпев от того никакого вреда и расстройства», укрепляет его душу и тело:

«"Остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней" (Быт.7:23-24). Столько-то дней вода все поднималась. Здесь опять подумай о необычайном великодушии и мужестве праведника. Чего не вытерпел он… Однако же, он благодушно переносил свое положение, зная, что Господь всемогущ, и, как Творец природы, все творит и преобразует по Своему изволению. Не тяготился пребыванием в ковчеге, потому что благодатная помощь Божья укрепляла силы его, и подавала ему достаточное утешение, не попуская ему пасть духом и предаться чувствам неблагородным и низким. Так как он наперед со своей стороны явил неослабную добродетель, высокую праведность и сильную веру, то и от Господа уже было даровано ему в изобилии терпение, мужество, благодушие во всем, способность прожить в ковчеге, не потерпев от того никакого вреда и расстройства, и не тяготясь сообществом животных. …А этот праведник, целый год и столько месяцев пробыв в ковчеге, как в темнице, и теперь, вдруг вышедши на полный свет, не потерпел ничего подобного. Это потому, что благодать Божия, в награду за его терпение, укрепила телесные чувства его и сделала их недоступными для немощей телесных». (Беседы на книгу Бытия. Часть 1
Так же пишет св. Иоанн Златоуст и о других праведниках:

«Давид …вынес не малую борьбу, всячески стараясь избавить Саула от злого умысла воинов… Воины обвиняли, обвиняемым был спавший, оправдывал враг, Бог был судьей, и Он утвердил решение Давида. В самом деле, без Божьей помощи Давид не мог бы одолеть неистовства (воинов); но благодать Божия восседала на устах пророка и сообщала его словам силу убедительности. …

Да, блаженный Давид …оказав благодеяние, он был еще более скромен. Причина та, что ни одного из этих добрых дел он не считал плодом своего старания, но все приписывал благодати Божьей. Поэтому, сам он – спасший (Саула), сам кланяется спасенному, и опять называет его царем, а себя именует рабом, перед достоинством его смиряя гордость, укрощая гнев и искореняя злобу». (Святитель Иоанн Златоуст. Три беседы о Давиде и Сауле)

«Невозможно, конечно, невозможно, чтобы с усердием преданный добродетели не приобрел оттого себе великого сокровища. Именно таким образом и эти праведники – праотец (Авраам) и Лот – удостоились получить свыше благодать, и, думая, что принимают к себе людей, сподобились принять ангелов и даже Господа ангелов. …

"И встал", говорит Писание, "Авраам рано утром и пошел на место, где стоял перед лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи" (Быт.19:27-28). С того места, где он имел беседу с Господом и ходатайствовал о жителях содомских, он увидел следы этой страшной казни и желал узнать что-нибудь о Лоте. Таково свойство святых мужей, что они всегда бывают любвеобильны и сострадательны. И божественное Писание, чтобы показать нам, как благодать Духа немедленно сообщила ему сведение о том (о чем он желал знать), и освободила праведника от заботы, которую имел он о Лоте, говорит: "когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления" (Быт.19:29). Что значит: "вспомнил Бог об Аврааме"? Разумеется то ходатайство, которое он выражал словами: "неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?" (Быт.18:23)».

«“И призрел Господь, – говорит Писание, – на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог” (Быт.21:1-2). … То, чего не могла сделать природа, то увидели они совершившимся, не по обыкновенному порядку человеческих дел, а по благодати божественной».

«Сегодня надобно изучить и благочестивую душу Ревекки… После того, как услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во чреве, – "стали биться", говорит Писание, "сыновья в утробе ее", и оттого она терпела тяжкие боли. … она прибегла к истинному знанию – к священнику, служителю Божьему, желая тайно приобрести через него сведение и, рассказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл … Писание нигде не говорит, что "священник" отвечал ей, но, сказав: "пошла вопросить Господа", Писание прибавляет: "и сказал Господь ей", то есть – через священника.. священник провозвещает то, что внушит ему благодать Святого Духа. Итак, Господь сказал ей через священника: "два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей, один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему" (Быт.25:23)».

«Что значит: “Любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его”? Так как Иосиф родился у него уже под конец и в самой старости, поэтому он и любил его более других. … Но чтобы мы знали, что не это одно привлекало отца и побуждало предпочитать его братьям, божественное Писание показывает нам, замечая, что после Иосифа родился еще другой сын. Если бы любовь следовала только естественному порядку (в каком родились сыновья), то последний сын был бы еще любезнее ему, потому что он подлинно был уже сын старости и родился тогда, когда праведник достиг уже последнего возраста жизни. Итак, что же сказать? То, что особенная благодать свыше делала юного сына возлюбленным отцу, и за душевные добродетели его возвышала пред всеми (братьями). А что он любил его потому, что был у него сын старости, эта причина указана в Писании для того, чтобы не вызвать явной зависти братьев. …

Божественное Писание присовокупляет: “И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах” (ст.2). … благодать свыше сопутствовала ему и все трудности делала для него легкими. Она устрояла все, что касалось его. Она и купцов сделала кроткими и расположила продать его архимагиру, чтобы он, мало-помалу идя вперед по этому пути и подвергаясь таким искушениям, мог приблизиться к царскому престолу. И ты, возлюбленный, слыша, что он терпел рабство у купцов, а потом перешел в рабство к архимагиру, подумай о том, как он не смущался духом, не предавался сомнениям в рассуждении себя самого, и не говорил: "как лживы те сны, которые предвещали мне славу! Вот после этих снов рабство и рабство тяжкое; господа у меня переменяются, и я перехожу от того к другому, от другого к иному, и принужден приспособляться к их диким нравам. Уже не оставлены ли мы? Не лишены ли помощи Вышнего?" Ничего подобного он не сказал и не подумал; но все переносил с кротостью и благодушием. “И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах”. Что значит – “успешен”? То, что все у него шло успешно; повсюду предшествовала ему благодать свыше, и так ясно проявлялась на нем, что заметил это и господин его, архимагир. “Увидел, - говорит Писание, - господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его” (ст. 3-4). Видишь ли, что значит иметь помощь от десницы вышней? Вот он - и юноша и странник, и пленник и раб, и однако, получает от господина весь дом. “Все, - сказано, - отдал на руки его”. Почему? Потому что с высшею помощью он привнес собственный (добрый) нрав. “Снискал благоволение” (господину), сказано, т. е. все делал для него с большим усердием. Затем, человеколюбец Бог, желая привести его еще к большему благополучию, не освобождал еще его от рабства, и не давал ему свободы. Так всегда угодно Богу - не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самих искушениях являть им такую Свою помощь, что и сами искушения делаются поводом к торжеству. …

И посмотри, как и в самой темнице он опять получил всю власть от темничного стража; и справедливо, потому что, говорит Писание, “Господь был с Иосифом, и простер к нему милость” (ст.21). Что значит – “простер к нему милость”? Значит: Господь преклонил к состраданию начальника темницы и расположил оказывать ему большое благоволение. “Даровал ему благоволение” пред ним. Подлинно, нет блаженнее человека, пользующегося благоволением свыше. “И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников” (ст. 22). Вот как темничный стражу уступает (свои права), дает ему самостоятельность и всем заключенным в темнице повелевает быть под его властью. “Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с [Иосифом], и во всем, что он делал, Господь давал успех” (ст. 23). Замечай, как всегда была с ним благодать Божия, и как все, что он ни делал, было исполнено благодати. …

Будучи заключен в темницу и поручен начальнику темничных стражей, он и там получил столь великую помощь от Бога, что главный страж вверил ему полное начальство над темницей. … Видишь, что он среди самых скорбей не имел никакого чувства горести; а благопромыслительная премудрость Божья изменила все неприятное (в приятное). Как перл, хотя бы брошен был в тину, показывает свою красоту, так и добродетель, куда бы ты ее ни свергнул, проявляет свою силу – и в рабстве, и в темнице, и в бедствии, и в счастье. Так как заключенный в темницу расположил к себе темничного начальника, и получил от него начальство над всеми, в ней находившимися, то отсюда мы должны видеть, как открывалась в нем сила присущей ему благодати. …

Главный хлебодар… рассказывает ему свое сновидение. Но Иосиф, выслушав и получив от Вышнего откровения объяснение и этого сна, предсказывает хлебодару угрожающую погибель и говорит: "через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя" (Быт.40:19). Для того, говорит он, я предварительно заметил вам, что я не от себя вещаю вам, но по откровению Божьему, чтобы, доброе ли или худое будут означать сны ваши, вы не приписывали этого мне самому. Я не свое говорю вам; но объявляю только то, что открывает благодать свыше. …

"По прошествии двух лет", сказано, "фараону снился сон. Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта, и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону" (Быт.41:8). Посмотри, как (здесь) многообразно устроение Божье! Сперва Бог попускает ему испытать всех считавшихся там мудрецами для того, чтобы – когда обнаружится их неведение – выступил на средину этот узник, пленник, раб, еврей, и, открыв то, что скрыто было от многих, через то всем показал озаряющую его благодать свыше. …
Видишь, как и сам (фараон) понял, что ему (Иосифу) сделалось это ясным по особому откровению свыше. Кого найдем мы, говорит, такого, который бы удостоен был благодати – иметь в себе Духа Божья? "И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты" (Быт.41:39). ….

Вот Иосиф … с юностью соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником… семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношеского возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожой; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее – темница и в ней столь долговременное страдание. Но он пребыл тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что он имел укреплявшую его благодать свыше. И так как он сам со своей стороны исполнил свой долг, то и вызван из темницы для управления всем Египтом».

«Уже и в самом совершении благословения Иаков предвозвещал будущее. "И благословил их, говоря: тобой будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии" (ст. 20). Таким образом будут они, говорит, оба славны… однако Ефрем будет первенствовать перед Манассией. Видишь ли, как благодать Божья предсказывала ему будущее, и он, движимый пророческим духом, благословляет детей Иосифа, созерцая имевшее произойти спустя столь много времени, как настоящее и видимое братьями? Таково пророчество». (Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. https://verapravoslavnaya.ru/?Ioann_Zlatoust_Bytie2)

О том, что перевородный грех не лишил людей Божией благодати полностью и совершенно, св. Иоанн Златоуст пишет прямо:

«Могут сказать нам: почему же осуждены мы, когда согрешила она? Одно лицо пало, а обвинение сделалось общим всей природе? И рабы могут сказать то же: почему, когда Ханаан оскорбил отца, подверглось наказанию все потомство? И боящиеся начальников могут также возразить: почему это они отданы под иго власти, когда другие жили порочно? Что же скажем всем им? Первое решение всех этих вопросов будет состоять в том, что согрешили предки и своим преслушанием ввели рабство, потомки же своими грехами укрепили введенное рабство. Если бы последние могли навсегда сохранить себя чистыми от грехов, то, по-видимому, с успехом могли бы возражать; но если и сами они подлежат многим наказаниям, то напрасно такое оправдание. Я, ведь, говорил не то, что грех уже не производит рабства, а то, что всякий грех соединен с рабством, и указывал причину в природе греха, а не в различии только греха. Как все неизлечимые болезни ведут к смерти, но не все болезни одинакового свойства, так и все грехи производят рабство, но не все имеют одинаковое свойство. …

Но, как сказал я, пленник ли кто, раб ли, странник ли, живет ли на чужой земле, если он ведет добродетельную жизнь, будет царственнее всех царей. Видишь ли, как разрешается рабство и жен, и слуг, и подчиненных? Вот я покажу тебе, наконец, как прогнан и страх пред зверями. Бросили некогда Даниила в ров в том же Вавилоне, но львы не смели коснуться его. Они увидели сиявший на нем древний и царственный образ, усмотрели те отличительные черты, которые видели у Адама до грехопадения. …

Если хочешь, то укажу тебе и третий способ объяснения. Первый состоит в том, что согрешили не только предки, но и потомки, второй – в том, что добродетельные, еще и в настоящей жизни, испытывали более легкое рабство, лучше же сказать, – совершенно освобождались от него, как это показали мы относительно жен, подчиненных и зверей». (Святитель Иоанн Златоуст. Восемь слов на книгу Бытия. Слово 5. О том, что не за Адама мы наказываемся и что мы получили больше благ, чем привнесено им зол, если внимательны к самим себе)


О Божией благодати, действовавшей в ветхозаветные времена, писали св. Киприан Карфагенский, св. Кирилл Иерусалимский, а также и другие святые отцы.

Св. Василий Великий, в частности, говоря о том, что человек своими грехами может оттолкнуть от себя благодать, приводит примеры из Ветхого завета:

«Еще как в телах здравие, или теплота, или вообще свобода телесных отправлений; так в душе нередко присущ Дух, но не остается навсегда в тех, которые по непостоянству воли легко отталкивают от себя принятую ими благодать. Таков был Саул, таковы семьдесят старцев у сынов израилевых, кроме Елдада и Модада… таков вообще всякий им подобный своим произволением».

«Аз же рех во изступлениu моем: всяк человек ложь. Исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, по словам великого Василия: потому что я, говорит, будучи поражен и приведен оною чудною страною живых, виденною при содействии Святого Духа, в удивление, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в сем мире, лжив относительно человеческого блаженства» (Толковая Псалтирь. Изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Пс. 115).

Преп. Максим Исповедник (Амбигвы к Иоанну архиепископу Кизическому) пишет о благодатных дарах Мелхиседеку:

«Сие-то, думается мне, познавая и переживая, чудный оный и великий Мелхиседек, о котором великие и чудные вещи повествуются в Писании, удостоился стать превыше времени и естества и уподобиться Сыну Божию, быв по благодати, насколько это возможно, таковым, каковым Податель благодати веруется быти по существу. Ибо сказанное о нем: без отца, без матере, без причта рода – не иное что означает, предполагаю, как бывшее ему по крайней благодати, которой он сподобился ради добродетели, совершенное отложение естественных признаков. А ни начала дней ни конца животу имеяй – свидетельствует о знании, описующем свойства всякого времени и вечности, и о созерцании, превосходящем бытие всякой вещественной и невещественной сущности. А уподоблен Сыну Божию пребывает священник выну – указывает, может быть, на непоколебимость боговиднейшей добродетели и божественного к Богу внимания, способного сохранить несмежаемым умное око. …

Если же сознательно добродетель предпочел божественный Мелхиседек естеству и всему тому, что по естеству, по причине доброго выбора присущего нам достоинства, и всякое время и век превзошел ведением, все то, что после Бога сознательно оставил позади себя созерцанием, не задерживаясь ни в чем из того, чему усматривается конец, и к божественным и безначальным, и бессмертным [сущностям (прибавлено издателем – пер.)] Бога посредством слова по благодати в духе доспел, и неповрежденным поистине в себе носит подобие породившего его Бога, то прилично ему, дабы не естественные и временные качества, как то отец и мать, и родословие, начало и конец дней, от которых он уже прежде совершенно освободился, обладали им, но именоваться по божественным и блаженным признакам, по образу коих он себя претворил, и коих не достигает ни время, ни естество, ни слово, ни ум, ни иное что: сказать вообще, – ничто из существующего. Без отца же и без матере, без причта рода, ниже начала дней, ни конца животу имеющим, изображается великий Мелхиседек, как нам уяснило это истинное слово о нем богоносных мужей, не по тварной и из небытия [происшедшей] природе, по которой он и начал быть, и окончил, но по божественной и нетварной благодати, вечно сущей превыше всякой природы и всякого времени, [происходящей] от вечно сущего Бога, по которой одной только совершенно познается весь он сознательно родившимся.

Единственным же таковым его представляет Писание, вероятно, как первого ставшего по добродетели превыше материи и вида… и никак не преткнувшегося на совершаемом мыслью божественном пути и как исключительно, тайно и тихо, и – одним словом – непознаваемо, со всяческим отвлечением ума от сущих облекшегося в Самого Бога, и всего всем [Богом] окачествавшегося и переокачествовавшегося. Ибо всякий из святых, какое по-преимуществу изберет благо, по тому и именуется образом давшего оное Бога. В каковом смысле и сей великий Мелхиседек по усвоенной им божественной добродетели удостоился быть образом Христа Бога и неизреченных Его таинств, к Которому и все святые совозводятся как к Архетипу и Причине явления [всякого] блага в каждом из них, и тем более сей, как больше всех прочих носящий в себе проначертаний Христовых» (XXV. (V,21). Умозрение о Мелхиседеке).

«… Не думай же, что кто-либо обделен этой благодатью, раз об одном лишь великом Мелхиседеке говорит слово [Божие], что она есть у него. Ибо Бог всем равно вложил по естеству возможность ко спасению, дабы каждый желающий мог усвоить себе божественную благодать, и хотящему стать Мелхиседеком и Авраамом, и Моисеем и, вообще, всех святых перенести в себя – не переменой имен и мест, но подражанием тропосам [их добродетелей] и жительству – не было бы препятствий» (XXVI. (V,22). Истолкование применительно к Господу сказанного о Мелхиседеке).

«Итак, всякий, кто умертвил уды, сущия на земли (Кол. 3, 5) и все свое угасил мудрование плотское (Рим. 8, 6), и совершенно отбросил всякую связь с ним, благодаря которой разделяется [на многие предметы] любовь, которую обязаны [воздавать] одному лишь Богу, и отвергшийся всех плотских и мирских признаков ради божественной благодати, так что может и говорить с блаженным Павлом апостолом: кто ны разлучит от любве Христовы (Рим. 8, 35), и проч., таковой стал без отца и без матери, и без родословия как и великий Мелхиседек, не имея более удерживаться под властью плоти и естества по причине бывшего ему единения с Духом [Божиим]» (XXVII. (V,23). Иное умозрение о Мелхиседеке).


Рецензии