Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце

Тайна княжеского наследства. Роман

Глава тридцать первая
ЦАРИЦА НОЧИ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ

Присутственный день главы Государственного совета в Зимнем дворце начался как обычно: доклады подчиненных о состоянии дел в государстве, доставка корреспонденции и краткий обзор менее важных писем. Письма же, посланные главами других государств, великий князь распечатывал лично и прочитывал, не посвящая никого в содержание, если не было на то необходимости.

Письмо османского султана уже лежало на столе среди других, и князь знал, что, когда вскроет его, не найдет там ничего хорошего. С этими турками — одни проблемы!

Статский советник Озеров пространно докладывал о соотношении сил Франции и Германии, когда в кабинет постучали. Все подчиненные знали, что нельзя беспокоить министра во время утреннего совещания, и этот стук означал, что случилось что-то из ряда вон выходящее.

— Господин Озеров, будьте добры, посмотрите, что там стряслось! — раздраженно перебил докладчика Константин. Он не любил сюрпризы.

Озеров вышел за дверь и через несколько секунд вернулся.

— Прибыла графиня Волынская. И просит разрешения войти.
— Так рано! — удивился князь. Он, конечно, помнил об их вчерашнем разговоре, но думал, что это не более чем женская прихоть. И какая дама захочет начинать свой день настолько рано, чтобы полностью одетой и причесанной быть к девяти утра в присутствии. — Пригласите графиню войти!

Мария Волынская появилась в кабинете. Она не вошла, нет — скорее вплыла внутрь. На ней было строгое черное бархатное платье, наглухо закрывавшее грудь и шею, и никаких украшений. Но и эта строгость чрезвычайно шла ей. Волосы были убраны со лба и с висков, зачесаны назад. Никаких кудряшек спереди. Лицо было серьезным, губы сжаты.

— Благодарю вас, ваше высочество, что позволили мне присутствовать и прикоснуться к тайнам государственной политики.

Князь, вставший при ее появлении (остальные присутствующие и до этого стояли), поклонился.

— Прошу вас, графиня. Располагайтесь. Признаться, удивлен вашим ранним визитом.
— Я полагалась на ваше дозволение, и… мне не терпелось вновь вас увидеть, — при этих словах она ласково ему улыбнулась. Князь почувствовал, как в груди потеплело.

— Я тоже очень рад снова видеть вас. У меня совещание. Но мы можем прерваться.
— Ни в коем случае! Я бы не хотела мешать вам. Я тихо посижу в уголке. Не обращайте на меня внимания.

Совещание продолжилось. Удивленные чиновники, правда, украдкой поглядывали на даму в черном. Поза напряженная, собранная, внимательный цепкий взгляд. Похоже было, что она не пропустила ни одного слова из того, что говорилось на совещании. Потом, когда они обсуждали в кулуарах этот визит, кто-то предположил, что дама как-то связана с политикой и является тайным агентом. К слову сказать, подчиненные оказались более проницательны, чем их начальник.

Наконец после докладов о положении Англии, Польши, Турции и Франции чиновники разошлись. Князь приступил к чтению дипломатической почты.

Когда они остались одни, графиня встала и приблизилась к столу. Константин сосредоточенно читал. Она подошла сзади, положила руки ему на плечи. Он вздрогнул.

— Простите, — сказала она. — Я, наверное, мешаю?

— Мне стоит прерваться. Не хотите ли чаю?

— Да, пожалуй, — задумчиво ответила графиня. Со своей позиции она отчетливо видела уголок письма с витиеватой арабской подписью. Оно было третьим в стопке. У Марии было продумано несколько вариантов изъятия этого письма. Первый, и самый простой— просто выкрасть его, пока князь не прочел.

Князь позвонил в колокольчик.

— А что это за письма? — графиня взяла их в руки, и нужное ей тут же пропало.

— Тут есть письмо из Турции. Сдается мне, что в нем нас ждут неприятности. Надо бы его прочесть первым. А где оно? — князь перебрал конверты. Письма не было.
— Да, я заметила, на нем еще печать такая красивая! — Волынская тоже взялась перебирать письма. — Где-то я его видела! Ах, вот оно.

Письмо нашлось. Первый план не сработал.

Принесли чай на подносе. Князь отвлекся. Но просто забрать письмо было уже невозможно.

— Ах, сударь, с вами так замечательно, но я ни в коей мере не хочу отвлекать вас от ваших трудов. Продолжайте, пожалуйста, а я тихонько тут посижу.

Князь вернулся к письменному столу. Держа в руках стакан, Мария не сводила взгляда с письма. Князь вскрыл его и начал читать. Лицо его посерело. Он стиснул зубы. Перечитал письмо еще раз.

— Что случилось? — испуганно воскликнула графиня, легко вспорхнула и со стаканом в руках подлетела к его столу.

— Осторожно! — только успел выкрикнуть Константин, глядя, как Мария Волынская вместе со стаканом падает на его стол.

Письмо турецкого султана оказалось облито чаем. И тут произошло невероятное. Прямо на глазах строчки письма, написанного на плотной гербовой бумаге, стали расплываться и исчезать. За несколько секунд текст письма полностью пропал. Затем начала разлагаться бумага. Князь, оцепенев, смотрел на то, как добротная гербовая бумага превращается в жалкие грязные обрывки. Письмо было уничтожено.

Некоторое время Константин, ошеломленный произошедшим, продолжал стоять неподвижно, потом поднял голову и посмотрел на графиню. На ее лице была написана скорбь. Она сцепила руки в мольбе и готова была заплакать.

— Вы теперь не простите меня никогда!
— О Боже! Что вы натворили!
— Я… я не нарочно! — графиня закрыла лицо руками и отвернулась. Плечи сотрясались от рыданий.

Князь стоял, раздираемый яростью от произошедшего и жалостью к любимой женщине.
Удивительно было еще и то, что больше ни одна бумажка на столе не пострадала. Чай вылился точно на это письмо, все остальное оказалось аккуратно сдвинуто в сторону.

Некоторое время в кабинете стояла тишина, прерываемая только тихими рыданиями графини. Потом она повернулась к нему, ее заплаканное лицо сияло нездешним светом.

— А давайте, этого письма не было, а? Вы не получали его — оно пропало по дороге.
— Сударыня, я не могу. Это преступление — уничтожать дипломатическую переписку. Это может иметь огромные последствия.

— В том письме было что-то нехорошее. Я видела, как вам больно было его читать. Я обычно сжигаю письма, которые мне неприятны.

— Да, но это официальное письмо из Турции! Оно оскорбительно. Необходимо принять меры! Я должен доложить государю императору, и он, скорее всего, сочтет нужным послать туда наши войска.

— Хорошо. А вдруг те, кто его написал, уже передумали. А из-за этого погибнут люди. Наши, русские люди. Ну и турки, конечно. Причем что-то мне подсказывает, что это будут совсем не те турки, которые послали это гадкое письмо.
— Ваши слова, сударыня, наивны и несостоятельны.
— Возможно. А скажите мне, тогда, кто автор этого письма?
— Турецкий султан Абдул-Азиз.
— А известно ли вам, ваше высочество, что в прошлом году, Абдул-Азиз уступил хедиву Египта почти все свои права независимого государя. Ему даже нечем платить жалование солдатам своей армии. И вы собираетесь развязать с ним войну?
— Сударыня, откуда вам это известно?
— А знаете ли вы, что великий визирь Абдул-Азиза до последнего старался не допустить отправки этого письма. Война не нужна сейчас ни туркам, ни нам. Они готовы к мирным переговорам с Россией и даже могут пойти на уступки, — графиня говорила горячо и взволнованно.
— Да, честно говоря, новый визирь выступил с рядом примиряющих предложений для России, — продолжал князь, совершенно сбитый с толку.
— Вот! Может быть, он знает о письме и хочет исправить впечатление! А мы сейчас введем войска! И начнется война, которой, может быть, можно еще избежать!

— Сударыня, — князь хотел ответить что-нибудь решительное, открыл рот — и застыл. Потому что из ее глаз полился белый мягкий свет. Он обволакивал, расслаблял, погружал в дремоту…

* * *

… Великий князь Константин сидел за письменным столом, глядя в одну точку. Перед ним были разложены дипломатические письма. Недопитый стакан чая стоял невдалеке на низеньком столике. Графиня сидела в кресле для посетителей, задумчиво помешивая ложечкой чай. Наконец, он очнулся.

— Сударыня, — хрипло произнес князь.
— Ах, ваше высочество, вы совсем себя не бережете! Я подозревала это и сегодня убедилась в этом сама. Вам нужно больше отдыхать!

Графиня встала.

— Ну, не буду более отвлекать вас своим присутствием. Надеюсь, вы навестите меня как-нибудь вечером, после службы.

— Да-да, сударыня, — князь встал и поклонился. Он ловил какую-то ускользающую мысль. Что-то он упустил, но не мог вспомнить, что.

Графиня покинула кабинет, в котором не осталось никаких следов произошедшего. Письмо было уничтожено. Ее миссия выполнена. Военный конфликт с Турцией был предотвращен.

* * *

На набережной у Зимнего дворца стояла закрытая карета, в которой Волынскую ждал Андрей. Он помог ей подняться, и экипаж сразу же тронулся.

— Ну как? Как все прошло?
— Письма больше нет.
— Как это случилось?
— Химический реактив. Я добавила его в свой чай, потом споткнулась и, падая, облила письмо.
— Так. Ты применила гипноз?
— Не сразу. Я не смогла сконцентрироваться. Мне нужно было сначала уничтожить письмо.
— Ты хочешь сказать, что он все видел?
— Да.
— Воображаю, какова была реакция великого князя!
— Ну да, пошумел немного. Я поплакала, а потом еще и обвинила его….
 
— В чем?

— А, не помню уже. В общем… накричала на него. И только, когда я немного успокоилась, поняла, что могу. Постаралась блокировать его память. Ну вот, пока он был под воздействием гипноза, я все прибрала. Ликвидировала останки письма, забрала конверт, стол тщательно протерла. Вылила содержимое своего стакана, протерла салфеткой и налила из чайника немного чая на донышко.

— Отлично! Ну что ж! Я поздравляю тебя с блестяще выполненной работой. Это успех! Несомненный успех! Я горжусь тобой.;

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Какие бывают сны
Глава 2. Санкт-Петербург. Ноябрь 1871 года
Глава 3. Странный разговор
Глава 4. Екатерининский институт
Глава 5. О концертах в Павловском вокзале
Глава 6. Великий князь Константин
Глава 7. Русское музыкальное общество
Глава 8. Военные маневры в мирное время
Глава 9. Бал у губернатора
Глава 10. Летний сад зимой
Глава 11. Отрывок из дневника 
Глава 12. День Ангела
Глава 13. Благие намерения
Глава 14. Письма Александра
Глава 15. Не доверяйте принцам!
Глава 16. Новые маневры
Глава 17. Прерванный ужин
Глава 18. «Придет пора преображенья, конец житейского пути»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19. «Venezia ; anche un sogno…»
Глава 20. Что случилось на самом деле 
Глава 21. Между двумя жизнями
Глава 22. Связь времен 
Глава 23. «Остров мертвых»
Глава 24. Лабиринты Палаццо Дожей
Глава 25. «Пролей мне в грудь отрадное похмелье»
Глава 26. Возвращение в Санкт-Петербург
Глава 27. Лейб-гвардии Конный полк
Глава 28. Если гора не идет к Магомету 
Глава 29. «Un Ballo in Maschera»
Глава 30. Синие горы Кавказа
Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце
Глава 32. Призрак прошлого и демон настоящего

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 33. Семейная история
Глава 34. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Глава 35. «И для него воскресли вновь»
Глава 36. «Сила судьбы»
Глава 37. Лиза и Николай — современная версия событий
Глава 38. «А счастье было так возможно»
Глава 39. Андрей Громов. Герой или подлец?
Глава 40. Расследование продолжается
Глава 41. Смерть Константина Николаевича
Глава 42. Ташкент
Глава 43. Марко
Глава 44. Наследство
Эпилог
Послесловие автора
Благодарности


Рецензии