1954kursant1958

Три белых коня

Анатолий Аристов

Каждый год с наступление  зимы звучит задорная песня Е. Крылатого на слова Л. Дербенёва про трех белых коней – про декабрь, январь и февраль, которые унесут любого желающего из города, где тепло и сыро, туда, где остыли реки и земля остыла. 

На моей памяти такое было в 40-х и 50-х годах. Тогда вся детвора с нетерпением ждала осенних каникул, чтобы погоняться на коньках друг за другом или поиграть импровизированной шайбой. А в декабре надевали лыжи – и гурьбой айда к пригоркам и склонам крутых оврагов.

А сейчас? Поглядишь в окно – и не поймешь, что там – то ли поздняя осень, когда грачи уже улетели, или уже наступила холодная весенняя пора после бесснежной зимы, а грачи задержались где-то у Минвод в ожидании тепла…

И мало кто задумывается, почему административно-производственные кварталы и времена  года в нашем отечественном календаре начинаются с разных месяцев: первый квартал – с  января, зима на месяц раньше – с декабря?

Первый месяц года в григорианском и юлианском календарях начинается с 01 января, названного так в честь двуликого римского бога времени, дверей и ворот Януса (Ianuarius). Он, как бы, открывает двери в следующий год.

Но почему двенадцатый месяц года, первый месяц зимы, называется декабрем – десятым (лат. decem – десять)?

Как-то, листая в библиотеке 13-й том полного собрания сочинений Виктора Гюго, встретил его стихотворение «Весна». Читаю:

К нам вновь пришла весна!
Апрель с улыбкой нежной,
Цветущий май, июнь – месяцы-друзья.
Со светом и теплом опять встречаюсь  я…

А я сызмальства привык, что весна начинается с марта, но чтобы с апреля – никогда не встречал. Подумал, у французов всё может быть. Они же ввели свой, революционный календарь декретом Национального конвента от 05 октября 1793 г., который отменил Наполеон только через 13 лет – 01 января 1806 г.

Может, при возвращении к григорианскому календарю какой-то революционный рецидив проявился и  распространился затем по Западной Европе?
 
В республиканском календаре Франции, ведь, что наделали? Названия месяцев привязали к природе, погоде и роду занятий сельских жителей. Зима начиналась с месяца Нивоз (снегов, 21.12–19.01), весна – с месяца Жерминаль (прорастания, 21.03–19.04), лето – с месяца Мессидор (жатвы, 19.06 – 18.07), осени – с месяца Вандемьер (сбора винограда, 22.09–21.10).

С историей создания Юлианского календаря я был знаком в общих чертах по труду «Жизнь двенадцати цезарей» римского историка Светония и «Запискам о Гальской войне» самого Юлия Цезаря. Но ради интереса решил несколько детальнее познакомиться с процессом создания и эволюции юлианского календаря.
 
Как пишет Светоний, Цезарь давно уже заметил, что с календарем что-то неладное произошло: жатва приходится на осень, сбор винограда – на зиму. Задумал реформировать существовавший римский календарь, а предварительно посетил Египет, чтобы изучить структуру египетского солнечного календаря.

Египетский астроном Созиген посоветовал Цезарю провести коренную реформу римского календаря, взяв за основу календарь Египта.

Дело в том, что римский календарь, введенный, по преданию, основателем Рима Ромулом в 738 г.  до н. э., был заимствован у греков и давно устарел. Состоял он из 354 дней, распределенных по 10 месяцам. Первоначально месяцы обозначались лишь порядковыми номерами. Позже некоторые получили названия.
 
Первый месяц года назвали марсом в честь бога Марса (лат. Martius). Первоначально Марс считался  в Италии богом плодородия, растительности и дикой природы. Богом войны он стал позже, когда война превратилась в обыденную норму жизни римского общества.

Второй месяц наименовали апрелем, латинским словом  Aprilis – «раскрывать», так как в это время года на деревьях раскрываются почки.

Третий  месяц стал маем  в честь покровительницы плодоносной земли богини Майи (лат. Maius).

Четвертому месяцу дали имя июнь в честь богини Юноны (лат. Junius), супруги Юпитера, верховного божества римлян.

Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения:

пятый – Quintilis (Квинтилис, с 44 г. до н. э. – июль, в честь Юлия Цезаря), шестой –  Sextilis (Секстилис, с 8 г. н. э. – август, в честь императора Октавиана Августа), седьмой September (Септембер), восьмой – October (Октобер), девятый – November (Новембер), десятый – December (Децембер).
 
Накопившиеся  со временем ошибки в календаре компенсировались элементарно – каждый четвертый год увеличивался на один промежуточный месяц – Mercedonius  (Мерцедоний).  Иногда добавлялись и дни. В результате жрецы так запутались в календаре из-за своей неграмотности в  астрономии, что календарь к 46 г. до н. э. перестал соответствовать времени года на три месяца.

По предложению Созигена 46 г. до н. э. сделали из 15 месяцев: между ноябрем и декабрем вставили два дополнительных месяца и очередной промежуточный месяц (Mercedonius).
 
В следующем году, 45 г. до н. э., эту трехмесячная «прокладка» между ноябрем и декабрем убрали. После декабря вставили два новых – январь (как уже говорилось, по имени бога Януса) и февраль (месяц очищений, от лат. februare – очищать, приносить искупительную жертву в конце года, происходит от имени этрусского бога подземного царства).

Новый, 45 г. до н. э., Цезарь решил начать с 01 января, так как с этого дня консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год.

Устанавливался четырех годичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день). Одного цикл был равен 365,2425 суток.

Продолжительность месяцев была неравной. Она сохранилась и до сих пор:
30 дней – в апреле, июне, сентябре и ноябре,
31 день – в январе, марте, мае, июле, секстилисе (с 8 г. н. э. –  в августе), октябре и декабре.
Февраль состоял из 28 дней в течение трёх лет и 29 дней –  в четвертом году.

Календарь стал называться юлианским.

Однако нерадивые жрецы внесли ошибки и в этот календарь. Они неправильно вводили високосный год. Их столько раз вводили, что с 9 г. до н. э. по 8 г. н. э. високосных годов не было вообще. По случаю такому император Юлий не преминул месяц Sextilis, следовавший за июлем, назвать своим именем – августом и приплюсовать к нему один пока бесхозный денек, чтобы быть равным с Юлием Цезарем.
 
04 октября 1582 г. папа римский Григорий XIII взамен старого юлианского календаря ввел в католических странах новый календарь – григорианский: следующим днем после четверга 04 октября стала пятница 15 октября.

Длительность года осталась прежней –  365,2425 суток.

Продолжительность не високосного года устанавливалась в 365 суток, високосного – 366.

В России юлианский календарь взамен старого календаря, начинавшего свой отсчет от сотворения мира, был введен Петром I накануне 1700 г. В России в то время шло 7208 лето от Создания Мира в Звёздном Храме. И новый год начинался 01 сентября. Но он не праздновался.

В Указе  № 1736 «О праздновании Нового года» писалось:

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».

(Источник: URL /https://diletant.media/articles/38599172/)

На григорианский календарь царь не стал переходить, так как во всех странах, исповедовавших православие, церковь жила по юлианскому календарю.

В Советской России переход на григорианский календарь был произведен нормативным правовым актом «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»,  принятым  26 января 1918 г.  Советом народных комиссаров.

В тексте говорилось:

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней (разница между юлианским и григорианским календарями  в период 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 составляет 13 дней. – Авт.).

<…>

10) До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю».

(Источник: URL /https://ru.wikipedia.org/wiki/

А что же со сроками времён года? Почти по французскому революционному календарю.

В средних широтах в основном используется формальное, календарное деление года на четыре приблизительно равных периода между зимним и летним равноденствием и весенним и осенним солнцестоянием.

Так, в большинстве стран северного полушария приняты следующие даты начала и окончания времён года:

• весна – от 21 марта до 21 июня;
• лето – от 22 июня до 22 сентября;
• осень – от 23 сентября до 21 декабря;
• зима – от 22 декабря до 20 марта.

В России приняты следующие даты:

• весна – от 2 марта (1 марта в високосные годы) до 31 мая;
• лето – от 1 июня до 31 августа;
• осень – от 1 сентября до 30 ноября;
• зима – от 1 декабря до 1 марта (в не високосные годы) — 29 февраля (в високосные годы).

Если кто-нибудь из читателей доживет до 15 марта 2100 г., то ему придется учитывать разницу между календарями уже в 14 дней.


Рецензии