Нитьку, Патьку, Матьку!

       Однажды в доме Валюшки появился орущий кулёк, вокруг которого хлопотали все взрослые: мама, папа, бабушка. А про Валюшку все вдруг забыли. Хотя раньше крутились вокруг неё, вот так же, как перед этим кульком. Когда кулёк развернули, то там оказалась красная живая кукла, но совсем не интересная, и её визги  были очень не по душе Валюшке. На её гневные предложения:
       -Выбросьте её на помойку!  и
       - Отдайте её собакам!
Взрослые делали серьёзные и даже злые лица и говорили:
       - Валя!( Имя Валюшка пропало куда то мгновенно.) Как тебе не стыдно! Это же твоя сестра!

       И постепенно, видимо от безысходности, Валя привыкла к новому существу, поселившемуся в их доме. Она одиноко сидела в углу на полу на старом одеяле за кадкой с огромным разлапистым фикусом, стоящей на табурете, и уже с интересом рассматривала из своего укрытия то, что взрослые называли её сестрой- неизвестно откуда появившейся. У Вали была единственная игрушка- кукла, ростом с неё. Голова  куклы была гуттаперчевой, остальное тело- тряпичная кожа, набитая ватой. Причем, из левых руки и ноги куклы вата давно выпала, но никто из взрослых не замечал этого недостатка и не ремонтировал. Валя по своему разумению решила, что так и положено. О Вале вспоминали только во время трапез. Поэтому бывало, что она даже и ночью спала за кадкой. А так как кукла была её единственной наперсницей, то иногда Валя, как могла, жаловалась ей на свою горькую судьбу.

       Но материнство, присущее всем женщинам любого возраста, наконец то взяло верх, и Валя всё чаще стала выходить из своего добровольного заточения и разглядывать сестру. А взрослые в это время совали  в её руки погремушку  и говорили:
       - А ну ка, потряси ею и сестрёнка улыбнётся.                Валя трясла погремушкой, Любка улыбалась. Вале тоже было смешно.
И как то незаметно для Вали, эта игра с погремушкой стала для Вали обязанностью.
Родители- колхозники постоянно были на работе. Только мама в обед прибегала покормить Любку грудью, а у бабушки во дворе было полно скотины, а дома уборка, готовка, ручная стирка,- не продохнуть.

       К трём Валиным годам она стала уже настоящей нянькой. Сидела с сестрой на разосланном посреди избы одеяле, развлекала Любку, переодевала её по мере надобности, кормила.

      Валя чувствовала себя очень одинокой, нужной только для ухода за Любкой. Единственной отдушиной для Вали была одинокая соседка пенсионерка баба Маша- бывшая учительница. Временами, когда родители были дома, баба Маша отпрашивала у них Валюшку к себе на часок- полтора в гости. Играла с ней, читала книжки. И тогда Валюшка чувствовала себя ребёнком, а не только нянькой. Однажды, видя как понравилась Валюшке одна из книжек,  баба Маша  подарила её  своей маленькой подружке.

      И Валюшка не расставалась со своей драгоценностью никогда. А так как укладывать спать сестру и днём и вечером тоже стало Валиной обязанностью, то она стала совмещать полезное с приятным. Открывала книжку и, перелистывая страницы, своими словами пересказывала её содержание. И под этот пересказ Люба довольно быстро и мирно засыпала.

      Как то раз Валюшка опять пошла в гости к бабе Маше. А в это время взрослые сами решили уложить Любу спать. Но не тут то было: годовалая Любка вначале тихонько скулила:
      -Нитьку, Патьку, Матьку.
      Взрослые сбились с ног, всё предлагаемое Любка отталкивала и заливалась рёвом  перемежающимся визгом и выкриками:
      -Нитьку, Патьку, Матьку!!!
Наконец решили обратиться к специалисту и привели от соседки Валю:
      - Что Любушка хочет?
      - Она хочет, чтоб ей прочитали книжку "Про Пашку и Машку"!


      Когда Вале было пять лет она, выгуливая сестру, завела её в игрушечный магазин в центре села. Там две молодые продавщицы развлекали себя тем, что любовались на маленькую игрушечную уточку, плавающею в маленькой же игрушечной ванночке, наполненной  водой. Девушки кончиками пальцев шевелили воду в ванночке, и жёлтая уточка с чёрными глазками, мерно покачиваясь и как будто улыбаясь, плавала от борта к борту. Любка стояла, вцепившись в прилавок, и заворожённо смотрела на представление.
       -Люба! Тебе нравится?- Спросили весёлые продавщицы.
       - Очень!
       - А хочешь её купить?
       - У нас нет денег.- Ответила за неё умница- разумница Валя.
       - Так мы её вам так отдадим, а вы скажете родителям, и когда они пойдут в центр, заплатят.
На том и порешили. И гордая, счастливая и сияющая Любка явилась домой с маленькой - в ладошку пластмассовой уточкой.

      - Где взяли? Грозно спросили родители.
      - В игрушечном магазине.- Ответила Валя.
      - Украли, значит!
      - Нет, нам так дали, велели передать вам, чтоб заплатили.
      - Ага! Значит украли у родителей, ведь вы нас не спрашивали!
И Вальку выпороли как Сидорову козу. Так сильно, что она неделю сидеть не могла. А на следующий день сёстры отнесли уточку обратно в магазин.


      К этому лету Вале исполнилось семь лет, а Любке пять. Но до сих пор младшая сестра ходила за старшей хвостиком, так как считала её полной своей собственностью. У Вали давно появились друзья и подруги с их улицы, которые любили её за покладистый характер, за доброту, отзывчивость. Про Любку никто ничего не мог сказать определённого кроме:
      - Это Валина сестра.

      Наконец, терпение соседки тёти Маши закончилось и она пошла объясняться с родителями сестёр.
      - Вы помните с какого возраста, вы запрягли Валюшку в няньки к Любе? Так я
        вам напомню: с двух с половиной лет! А теперь , когда Любке пять лет, за
        ней всё ещё ходит Валя! Хотя Любке давно пора быть самостоятельной!
        Креста на вас нет!- И баба Маша ушла, громко хлопнув дверью.

       Родители одумались и решили, что да, они не правы, тем более, что осенью  Вале в школу. А Любку надо отправлять в " самостоятельное плавание". А то ведь, действительно, ни друзей своих, ни интересов. И чтоб по первости не скучала без сестры, определили ей круг домашних обязанностей. А Вале родители объявили, что отныне она больше не нянька. И пусть перед школой отдыхает как ей нравится.

       ВАля была на седьмом небе от счастья. А Любка? Оказалось, что Валя была для неё как воздух, который не замечаешь, и как невозможно вздохнуть, когда его нет.
Это лето было самым трагичным для Любки за все её пять лет. Что такое одиночество
она начала понимать лишившись Валиной опеки. 
   
 
    
    
   
      
          
   


Рецензии
Как больно читать историю детства Валюшки! У меня было что-то подобное: с пяти лет я нянчилась с двумя своими братьями-близнецами. Вечно за мной ходили, играть приходилось редко. И все мои игрушки разломали-растеряли. А ещё - разбили мой игрушечный фарфоровый чайный сервиз, - мне его бабушка моя любимая подарила, и я его обожала и берегла. Как же мне было больно и обидно, когда я однажды, придя из школы, обнаружила его в осколках! А ведь мама была дома!.. Я так плакала, что мама пообещала купить другую посуду. И купила: какой-то дешёвый дурацкий пластмассовый сервиз! А тот, разбитый, был самый настоящий, только маленький! Для меня, ребёнка, это было горе: мне же его подарила бабушка, которую я любила больше родителей - за её ко мне любовь, а она уже умерла. И больше некому было дарить мне такие хорошие игрушки. Тем более, мама, когда меня собирали в школу, объявила, что я уже большая и никаких теперь мне кукол нельзя... А мне было всего семь лет, и я собирала по четыре, по три копейки (ездила зайцем в трамвае или троллейбусе), чтобы накопить деньги, - купила потом за 34 копейки небольшую пластмассовую куклу, и тайком играла с ней: шила для неё одежду.
И били меня за братьев тоже...
...Как же мне жалко Валюшку! Права была тётя Маша, накричав на её родителей!..
А я своих детей никогда так не нагружала: помнила своё детство, и не хотела, чтобы они жили как я. Конечно, иногда они нянчились с младшими (их всего шестеро у меня), но никогда я не допускала, чтобы им это было в непомерную тягость. Поэтому они сейчас и сами многодетные родители!)))

Инна Люлько   17.03.2021 22:39     Заявить о нарушении
Инна, извините что разбередила Вам душу! А то, что Вы написали в отклике, тянет на хорошую миниатюру! Кукол у нас сестрой было мало. Последнюю куклу мне подарили на день рождения то ли в пять то ли в шесть лет со словами: Это твоя последняя кукла, больше игрушек дарить не будем- ты уже большая. Хотя моим подружкам родители покупали кукол чуть ли не до пятого класса. Но мы с сестрой не унывали: рисовали на бумаге поплотнее кукол в трусиках, а потом одевали их в бумажные платья, тоже нарисованные и вырезанные самостоятельно. С уважением Надежда.

Надежда Мотовилова   17.03.2021 23:10   Заявить о нарушении
Читала - и плакала, Наденька... столько десятков лет прошло, а всё болит...
Представляете, я тоже делала рисованных кукол! И все мои подружки просили сделать им такую же.
А насчёт миниатюры... Я тоже подумала об этом. Напишу! Ведь то, что рассказала здесь - небольшая часть.

Инна Люлько   18.03.2021 07:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.