Традиционные одеяния домов

                «Что город, то норов»

Существование настолько удивительно, настолько прекрасно, что художники непрестанно рисуют невероятные картины потрясающего их Мира: кого-то ослепляет луч света на оконной раме, кто-то растворился в безднах космоса, изображает зарождающиеся вновь галактики… композиторы бесконечно сочиняют тихие лирические песни, игривые пьесы и сумасшедшие симфонии… учёные давно говорят о том, что просто-напросто не увидеть, не услышать и не почувствовать, но «Оно» также реально, как укус комара летом, желтопёрые цыплята на зелени, пескари на мелководье, детская улыбка… — всё восхищает поэта, откликается в живой душе каждого человека.
 
Оно непредсказуемо и нет Ему границ, об этом невозможно закончить восторженно говорить, однажды начав!

В этом разноголосье свой особый язык — стиль работы и украшения домов — в Мезени у Полярного круга. Здесь он прост. Размеры домов, огромные брёвна в них, не теряются в необозримых северных просторах и не загромождают пространство. Природная структура материалов, её волокна, вкрапления, окраска, меняющаяся в течении дня, года, жизни и накладная резьба причёлин да филёнчатые ставни с обязательным присутствием на доме куриц, водостоков и коней на охлупнях или оленей с ветвистыми рогами, самое распространённое одеяние здешних построек. Редко, но всё же можно тут неожиданно увидеть расписной тёсанный фронтон с заморскими зверями, с совсем казалось бы, неуместными здесь львами, павлинами и птицами, очень походящими на птиц с фресок египетских пирамид. Можно здесь встретить незатейливую геометрическую роспись подшивных карнизов. Обшитых тёсом или вагонкой домов почти нет, так как это всегда было дорогим удовольствием из-за огромных размеров домов. Ведь для обшивки их требуется много материалов. Поэтому для тепла и долговечности старались заготавливать на сруб брёвна большого диаметра и располагали постройки так, чтоб прикрывать ближайшие от ветра. Порядка в планировке, как такового, в этих деревнях нет.

Похожие дома и деревни, почитай, по всему Беломорью — от Поноя до Онеги и Пустозёрска.

Поменьше по размерам и количеству хозяйственных построек, покучнее в ряду и уже шитые тёсом или вагонкой в деревнях у поморов в устье Северной Двины. Отсюда близко до столицы Севера — Архангельска — средоточия культурных связей с центром России и многих заморских государств. На домах в деревнях давно прорезные железные дымники, некоторые крыши крыты кровельным железом, на фасадах красуются водосточные трубы с ажурными водосточными воронками, у козырьков крылец встречаются кованые детали.

На соседней Пинеге, что немного южнее Мезени, порядок домов стройный. Дома на улицах деревень здесь сравнивают с людскими хороводами на праздниках. Здесь много лесов, поэтому местные жители не так страшатся ветров. Фасады чаще украшены балахонами (балконами), имеющими в основном декоративное значение, поэтому без дверей со светёлок (верхних комнат). На фронтонах, называемых тут скосками, нередки ветреницы (кисти, киси) — резные доски, часто заканчивающиеся солнцем (в знак поклонения свету дня и мудрости), свисающие от охлупня, закреплённые на стыке причёлин. Больше появляется полотенец — резных досок, свешенных с торцов последних продольных брёвен стен — консолей (это знак поклонения чистоте рук и помыслов). Избы на Пинеге поменьше мезенских, ниже подклеты. В последнее время стали появляться обшитые тёсом и вагонкой. Такие дома стоят почти в два раза дольше: за счёт каркаса, стены под обшивкой проветриваются, брёвнам в срубе ничего не делается.

Поднимаясь по реке Онеге с севера от Белого моря на юг до озера Лача, можно наблюдать, как по мере приближения к центральным районам страны, с переменой ландшафта и растительности, украшения на крестьянских домах и других постройках становятся живописней, как бы расцветают, пышнеют, разнообразятся. Появляется больше резьбы на всех элементах дома: водомётах, курицах, огнивах. Вместо традиционного конька можно увидеть, к примеру, зайца, просто волнистую гриву, и резьба здесь совмещается. В Каргополье удачно сочетается накладная и пропильная или ажурная резьба, на ставнях цветы и веточки с ягодами, выполненные в глухой (плоскорельефной) резьбе. Есть мнение, что некоторые мастера специально строили дома с мезонинами для большего простора в проявлении своего украшательского мастерства.
 
Жители рек Кокшеньга и Устья на границе Архангельской и Вологодской областей украшали свои дома ещё и «кутошками» или «лебёдушками» — резными фигурками птиц поверх «стамиков» — крепёжных элементов охлупней на коньках крыш. Стамики называли ешё «солдатиками», а знакомые нам курицы именовали «куричинами». На фронтонах под карнизом помещали резные подзорные доски или подзоры, чаще выделанные в манере простой пропильной резьбы. На них узор расположен у нижнего края. Здесь основа у всего «чтоб баско было». Красиво! Недаром Кокшеньга и Устья были когда-то краем царских плотников.
 
У известных в прошлом корабелов с реки Сить на Ярославщине, продававших на ярмарках в Питере по весне свои суда, рубленые старым и малым в зиму у себя дома, дома и вовсе отличаются от прочих пышными украшениями. Здесь давно отошли в прошлое самцовые крыши с бревенчатыми фронтонами. Последние обшивают досками по брусчатым каркасам, как впрочем, и все стены вместе с цоколем и углами. Из-за изменения конструкции крыши появились дополнительные украшения вокруг светличных окон, больше по площади становится резьба подзоров, вместе с наличниками на фасаде доминирует красная или лобовая доска (фриз, тяга — у неё много названий), появляются широкие резные пояса от низа окон до цокольной части. Углы превращаются в стильные барочные пилястры (полуколонны в массе стены) с накладными узорами и капителями (расширением вверху). Резьба здесь в основном ажурная, пропильная, совмещённая с накладной. Глухая плоскорельефная резьба без сквозных отверстий (её называют корабельной, так как впервые она использовалась при украшении судов) из-за своей трудоёмкости постепенно исчезает — отошёл в прошлое отхожий плотницкий промысел из этих мест, откуда раньше расходились по всей Руси большие артели резчиков.

Глухая резьба без окраски чаще украшает фасады костромских домов. Здесь орнаменты с изображениями растений и животных идут вокруг всего дома по карнизам. Резьба очень сложная, занимающая большую площадь — далеко не каждый сможет её выполнить. Балахоны в этих местах встречаются крайне редко. Вместо полотенец на консолях видим розетки, в карнизе и на фронтоне — «слухи», фигурные окошечки. Здесь ощущается определённое влияние древних строительных традиций Нижнего Новгорода: похожи пропорции фасадов, планировка домов. Разница резьбы тут и там — в красках. В Нижнем Новгороде не скупились на яркие разноцветные масляные краски, зелень там откровенно зелёная, цветы большие белые или красные, стены старых домов синие и белые оконные рамы.
 
В Карелии в Обонежье множество лесов, живописна природа, леса полны зверья и боровой дичи, много полезных ископаемых. Край примыкает к исконно русским землям когда-то крепкой Новгородской республики, здесь издавна ощущается влияние и близость Петербурга. М.В. Ломоносов связывал многие открытия и великую помощь в процветании России с богатством этих земель. Повидимому благодаря этим положительным моментам народная архитектура сих мест вобрала в себя всё лучшее, что было накоплено веками на Руси. Здесь можно встретить почти все виды планировок домов и их конструктивные элементы, все виды крылец и украшений. Один лишь уже ранее упоминавшийся дом Ошевнева на Кижах, которому сто сорок лет и он в прекрасном состоянии, украшен разнообразнейшей резьбой: накладной, ажурной, глухой, обьёмной. Лобанки (или очелье) — верхние части наличников окон украшены причудливыми узорами в стиле барокко. На колонках балкона вырезан толстый жгут, с ними прекрасно гармонируют точёные бутылочки балясин, прорезной подзор подвески, большая и малые арки балкона. Огромный дом (каких сейчас нет даже у нуворишей, а в советские времена в домах такого размера проживало до двадцати семей) опоясывает гульбище — характерная деталь построек в этих местах. И ничего во всём этом нет лишнего, всё соразмерно и академически выверено!

Сохранившиеся в Сибири старинные крестьянские усадьбы, окруженные по периметру мощными заплотами и хозяйственными постройками, обращенными во двор, напоминают укрепленные форты, навроде тех, которые строили наши первопроходцы, осваивая ее необозримые просторы. Внутреннее пространство таких усадеб обыкновенно разбито на два разных двора: чистый - передний и хозяйственный, задний. В переднем располагаются: изба, амбар со снедью, ледник и каретник, в заднем: конюшня, хлев, сеновал и второе жилье для семьи. Наиболее выразительным в этом ансамбле является фасад со стороны широких ворот и калитки с мощным забором между амбаром и домом. По всей длине забора сделан заполненный точеными балясинами прозор. Он облегчает массу дома и оживляет глухой двор. Вполне гармонично сочетается с ним пропильной ажурный подзор, который пускают по кромке подшивных карнизов узкой крыши над воротами и "круглой" на доме. Вместо привычных для Русского Севера куриц карниз дома тут украшен стилизованными драконами, явно заимствованными нашими предками у китайцев. Эти драконы до сих пор сохранились на некоторых деревянных домах, очень похожих своими объемами на сибирские, в одном из старинных русских городов России, Ельце (где, кстати, в отделке окон используются формы церковных картушей города Тотьмы). Типичные для домов Сибири и Карелии вершники окон с волютами и расписные широкие ставни на шпонках с "райскими" сюжетами дополняют живописную мозаику заимствований, иллюстрирующую тесные связи разных школ народных мастеров и преемственность традиций поколений!

Ярким примером русского национального стиля являлся один из домов образцовой деревни Глазово, спроектированной нашим выдающимся архитектором Карлом Росси в 1815 г. и построенной в черте Павловского парка под Санкт-Петербургом в 1822-1823 гг. по повелению матери царя Марии Федоровны в честь победы над Наполеоном. И в знак того, что русское народное перестало быть холопским. Резные фасады домов той деревни оказались настолько нарядными, что стали образцом при создании «романтических» деревень по всей России. Правда первоначально они сооружались, как элемент парковой архитектуры, а позднее их изображения были опубликованы уже в качестве образцовых фасадов деревенских домов в строительных Атласах 1851-1853 гг.

Прусский король Фридрих Вильгельм III был так тронут эстетикой Глазово, что приказал построить подобную деревню по соседству со своим знаменитым парком-дворцом Сан-Суси в Потсдаме. Образцом названной именем русского императора деревни стали также российские военные поселения, возникшие в 1810 г. по замыслу Александра I. Они включали дома с хозяйственными постройками и угодьями, необходимыми для самостоятельности поселенцев, школу и больницу. Сельскохозяйственная независимость должна была облегчить бремя военного бюджета России. И слава Богу, что немецкая деревня Александровка сохранилась. Это нынче единственное место с теми самыми уникальными русскими домами. Больше таких нигде на свете нет! Ведь деревня Глазово была разрушена во время войны в 1944-1945 гг.

Хотя надо все таки сказать, что дома в немецкой Александровке только выглядят, как рубленые, в действительности, вопреки русской традиции, они представляют собой фахверковые одно- или двухэтажные сооружения площадью около восьмидесяти квадратных метров, обшитые деревянными горбами. Но их выходящие на улицу фасады имеют типичный для своего времени декор: небольшие открытые веранды и балкончики, карнизы и свесы крыш, украшенные прорезной и контурной резьбой. Входящие в ансамбль конюшни расположены параллельно домам и так же обращены фронтонами на улицу. При разработке проекта Карл Росси брал за основу традиционный крестьянский дом новгородского типа, представлявший собой сруб с седловидной крышей, разделенный на три части. Жилые помещения его ставились на высокий цоколь или подклет. Тип этот был модифицирован около 1800 г., в результате чего оконные проемы на главном фасаде стали больше, а позднее на них появились ставни. В конце XIX в. в России были сравнительно широко распространены черепичные кровли, но в Александровке крыши первоначально были крыты тесом – под широкие ломовые доски, а в 1877 г. их поменяли на стандартное шиферное покрытие.

Таковы вкратце характерные особенности оформления традиционных русских деревянных домов, имеющих много общего и в то же время наделённых мастерами заметными отличиями, отражающими характер народа и природные условия. Используя опыт дедов и прадедов, современный хозяин может выбрать милые сердцу формы и соответствующие месту постройки элементы. Стоит иметь ввиду только, что наши учителя-предки внутреннее пространство дома стремились избавить от излишеств, а внешний его вид старались согласовать с окружающей природой, чтобы постройка стала её составной частью, не забывая, однако, проявить свою индивидуальность, сложить свою благодарственную молитву Существованию.


Рецензии