Тансен и голос

Во время правления Акбара в Бриндаване жил святой Свами Харидас -
 Он был учителем великого певца Тансена.

Именно с его Харидасам связана прекрасная и поучительная история.

Однажды император Акбар сказал своему любимому певцу:
"Твое пение так прекрасно, что я не представляю,
что кто-то в мире может петь лучше тебя"

 "Мой учитель Харидас - поет много лучше меня" - скромно ответил Тансен.
 "В таком случае, я хочу его услышать" - сказал император.
"Это сложно, - сказал Тансен, - хоть Вы и император,
он никогда не приедет во дворец"
 "В таком случае, мы отправимся к нему" - сказал неутомимый император.
 "Даже это сложно, - сказал Тансен, -
как только он увидит Ваше императорское величество,
 он немедленно исчезнет, и никто более не сможет его отыскать".

Однако, император настаивал и чтобы удовлетворить его любопытство,
пришлось прибегнуть к маскараду:
 император презрел свою гордость и переоделся слугой Тансена.

 В таком виде они добрались до ашрама Свами Харидаса.
Учителя, естественно, не обманул маскарад, но - из любви к своему ученику -
 он не стал ничего говорить.
По прошествии приличествующего времени Тансен попросил своего учителя спеть
 и когда тот запел;
- О! Пространство и время перестали существовать ,
 осталась только божественная музыка.
Люди впали в транс и стали видеть горний мир.

Когда Тансен и император пришли в себя, были  ужесумерки,
 и вокруг никого не было; как и предсказывал Тансен, учитель бесследно исчез.

Делать было нечего; они отправились домой.
 А когда они вернулись во дворец, император попросил Тансена
спеть ему ту же самую рагу.

 Когда же Тансен закончил петь, император сказал:
 "Странно: Рага та же самая, но в твоем исполнении она звучит совсем не так".
 "Это естественно, Ваше Величество, - сказал Тансен,
- все дело в том, что я пою ее Вам,
 а мой учитель пел Богу".


Рецензии