Сказка - высшее бытие факта

Все великое, все героическое, все низменное, все подлое, все нелепое, а также все смешное со временем становятся объектами, обрастая собственными сюжетами, не всегда близкими к оригиналам, сказочной формы бытия (будь то в авторском или фольклорном исполнении): притчей, легенд, баллад, былин, сказаний и прочих с наличием волшебства, чуда,  жанров.
Возьмем, к примеру, образ Ивана-Дурака, самого что ни на есть сказочного героя всех русских волшебных текстов и устных пересказов. Так как сей персонаж нам очень хорошо известен с детства, то не вижу нужды на нем зацикливать внимание.
Скажу только одно: образ Ивана Дурака  – это собирательный образ всего русского народа, со всеми его положительными и отрицательными чертами характера, но при этом он всегда выходит победителем из, казалось бы, безвыходных положений.
Близок к этому герою сказки также известный былинный герой Илья Муромец, до поры до времени пролежавший на печи в ожидании своего звездного часа – встать на защиту своего Отечества.
По ходу написания данного текста пришла в голову такая мысль: до начала Великой Отечественной войны мир не знал многих тысяч имен героев будущих битв, так как в мирное время они были незаметными рядовыми гражданами своей страны, трудясь каждый на своем рабочем месте, мечтая о самых простых вещах, без которых жизнь просто не мыслима. И эти мечты, желания, планы не посягали на личное пространство соседа по общежитию, и при отсутствии трений в отношениях большинство не знало о себе подобных в километре от своего проживания. Я при этом не имею в виду героев первых пятилеток. Да, СМИ, радио, газеты пропагандировали передовой опыт, ставили в пример того или иного стахановца, воина-орденоносца (но в целом, плотность героического начала на одну душу населения была не так велика…)
И вот  вдруг грянуло на Белорусском вокзале столицы Советского Союза:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!»
 Эта песня в мгновение ока стала знаменитой, собрав, сплотив вокруг себя весь советский народ на борьбу с фашизмом. И в первые часы, дни войны под ее влиянием были совершены первые беспримерные подвиги воинов Красной Армии, ставшие своего рода дрожжами для крутого священного замеса массового героизма. За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания Героя Советского Союза было удостоено 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно), в том числе дважды — 108 (из них 8 посмертно), что составило 91,2% от общего числа награждённых лиц (в том числе до войны).
Подвиг Александра Матросова  повторили более четырехсот воинов, подвиг Гастелло (хотя данный подвиг оспаривается) более пятисот. И так можно привести примеры почти по каждому виду подвига.
Имена Героев присваивали школам, улицам, воинским подразделениям, ставились памятники и т.д. Их истории подвигов обрастали легендами, им посвящали стихи, песни, кинофильмы, писали книги, музыку и т.д. Чем дальше уходила в прошлое война, тем большим количеством посвящений доставалась тому или иному Герою.
С распадом СССР все пошло в обратном направлении: в массовое сознание людей стали вдалбливать то, что потери в Великой Отечественной войне не были оправданы обстановкой на фронтах, что народ стал пушечным мясом для бездарных военачальников, что герои – не герои, а бывшие заключенные, пациенты психбольниц и так далее, низводя образ любимого всеми героя войны ниже плинтуса, опровергая все легенды, связанные с его именем… Произошло разлегендирование, разбылинивание, рассказирование, а точнее, оболванивание молодого поколения… Тут, как говорится, и сказке конец, нет сказки, нет сказочного героя. Некем и нечем учить вступающую в жизнь молодую поросль. И вырастает Иван не Дурак, не Царевич, а Иван, не помнящий своего родства.
09.01.2020
05:31
Продолжение следует.


Рецензии