Зима
мороза
деревья, мёрзнут на лету птицы.
Уютно в доме с тёплой русской печью, слушать лёжа как завывает в трубе ветер -
-"Это ведьмы взбесились при такой страсти-говорит бабушка,- ишь,разошлись,
неугомонные". "А зачем они взбесились?"-спрашиваем мы.
"Да так вот, разгулялись бабы, друг перед другом теперь выкобеливают"-
вставляла
мама. "Икру мечут" - подытоживал, смеясь отец.
"Цыц!"-топал ногой дед, - тут дети!".
Все разом и смиренно замолкали, а нам становилось не совсем понятно про
гулянье
весёлых баб, про не известную икру, какую они мечут вместо рыб и мы гурьбой
ходили за бабушкой,дёргали за подол юбки и надоедливо скулили:"Баб,ну когда
ты?
Баб, ну не скоро ещё?"
Наконец, все её дела переделаны, а может, от нашей голды, бабушка лезла с нами
на печку.
Большая, вся какая то домашняя и родная. Из доброты сшитая и начиналось
волшеб-
ство. Мы уносились за моря-океаны, в тридевятое царство к королям и
царевнам,по
непролазным чащобам, не хоженным тропам с волками и лешими, гостили у колдунов
и чародеев.
Мы сами жили в сказках:плакали и смеялись, навзрыд от всей души.
У нас было детство.Полное,счастливое, настоящее,потому что,помимо отца с мате -
рью - были дедушка и бабушка, несшие нам такой багаж житейских познаний,
народ-
ной мудрости из прошлого, что потом, будучи учениками, изучали историю и
литературу-многое из того, как бы, уже проходили.
Как вот только назвать тот, всеобъемлющий предмет по Всему - до сих пор не
придумаем.
Зима в России долгая и холодная, поэтому всю работу брали в избу: для женщин-
большой ткацкий станок, чтоб ткать холсты да одевать домочадцев. Мужикам -
лошадиную упряжь, чтоб к весне починить, заменить на новое.
Мялки для конопли, из коей делали верёвки для сельхознужд, их
называли:маченец.
Наверно от того, что коноплю, после обмолота, собирали в снопы и замачивали в
реке под грузом,чтоб оболочка на стеблях сгнила,а под ней было-из чего
делались
нитки. Так же заносили в избу хворост для корзин(кошёлок)под солому, под
куриные гнёзда и всё это мастерство, взрослые передавали нам. И наши плетёные
корзины кривобокие-не красивые, доводившие нас от отчаянья до слёз - взрослым
очень даже нравились, они тут же находили им применение, а нас хвалили,обещая
что следующая обязательно будет лучше, мы им искренне верили и успокаивались.
Взрослые нас берегли. Всё это делалось длинными зимними вечерами под потрески-
вание не ровного пламени лучины, коптящей стену, которая белилась раз в году:
К светлому Христову Воскресению - Пасхе.
Можно представить себе те далёкие жилища наших дедов, поэтому в сельской жизни
было настоящим прорывом, когда завезли в кооперацию(магазин) семи линейные, а
дальше и десяти-керосиновые лампы. О таком чуде не приходилось даже и мечтать.
Стёкла были хрупкие, при чистке лопались, коптили, забивали нам носы копотью.
Только по одному этому можно определить - кто сегодня не умывался.
А мы называли такие лампы - коптюшками.
Печь русскую топили один раз в день-высушенным весной навозом, заставляли этот
раскалённый горн все возможными чугунами, мастюшками - всё что не плавилось,
похоже. Готовилось на целый день на большую семью.
Щи из квашенной капусты с горохом, редко - с мясом, пареный горох, обжаренный
круглый картофель, топлёное молоко,когда доилась корова, на десерт-пареную
свёклу.
Всё это съедалось за один день, ибо в семьях было по 7-11 детей и по 4-6 чело-
век взрослых.
Вечером на печке - буржуйке(была не у всех)варили кашу - сливуху вкусную до
обалдения по тем временам: из пшена, картошки,с куском бараньего жира, на
воде.
Надо думать,что эта печка-буржуйка и собирала на своё тепло соседей
пообщаться-
погреться. Приходили со своим вязаньем бабы, а мужики - чинить валенки.
Велись неторопливые разговоры про жизнь, про войны, предстоящую Весну с её
вечными проблемами и заботами, да не переделанными делами.
А когда отец привёз с войны трофейный репродуктор и патефон, жизнь цивильная
плотно вошла в наш дом, да и в жизнь деревни.
Селяне, даже издалека приходили по очереди, чтоб слушать всё подряд и часто
просили отца-выключить, чтоб радио отдохнуло, и так"долдонит, почитай, целый
час, теперь уморилась".
Патефон с единственной пластинкой"По диким степям Забайкалья", на обороте-
"Валенки," включали только по праздникам. Нам, кто хорошо себя ведёт,доверяли
накручивать ручкой пружину. Мы этим очень гордились!
Голосом Руслановой, пластинка сразу пела чисто-разборчиво, а потом, видно
затасканная или уже стёртая-хрипела и слов было не разобрать, но это бедой не
считалось, ибо её выучили дословно, она служила скорее всего -Фонограммой.
Но вот когда заедало и слова бестолково повторялись попугаем, мы от души смея-
лись, заражая взрослых,которых это повторение ставило в тупик:как подпевать
им.
Они тоже хохотали до слёз, скорее над нами, и домой расходились в позитиве.
Места в избе было мало, рассаживались гости - кто где сел: на лавках, на
сунду-
ках, кровати, кто и на полу, подстелив свои тулупы овчинные.
Нас же, маленьких, сажали на печь.Мы оттуда королями смотрели сверху вниз,
в основном, вели себя хорошо: не шуршали, не гомонили.
Правда, иногда дрались, если кто-то, кому-то, чего-то отдавливал, наступив в
этой тесноте, но наказание было одинаковое, без разбору, и потерпевшим и напа-
давшим. Поэтому старались вести себя пристойно, чтоб завтра снова быть здесь.
Но хоть и была печь, как родная мать-тёплая, всё равно надоедало сидеть там
часов по 4-5, мы просились"по 100 раз и все сразу" по нужде.
Когда взрослым это становилось не втерпёжь: нас ссаживать да сажать обратно,
матери грозились взять в руки жичину, желания наши туалетные вмиг
прекращались.
Мы снова становились воспитанными и смирными, как говорили о нас взрослые:
у них отпадало желание затыкнуть себе уши и завязать глаза от нас, надоедных.
И не вставал вопрос:"Кто только таких произвёл на их грешные души"
Хозяева всегда были рады таким посиделкам, как дорогим людям и совсем не брали
во внимание, что шелухи от подсолнухов и тыквенных семечек выгребалось утром
по ведру верхом, что дым самосада пропитывал нас и всё в избе-до костей.
Но! Гости не сквернословили, не судили, не пили горячительных. Да тогда водка
была по Великим праздникам и то не у всех.
Свидетельство о публикации №220010901835