К постижению сути масонства-24

       В результате дальнейшей эволюции рабовладельческую формацию заменил феодализм. При феодализме  в обществе выделяются класс феодалов - собственников земли - и класс зависимых от них крестьян. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной  социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду, является крепостное право, то бишь- экономическое принуждение.

За феодализмом наступает капитализм, также называемый товарным способам производства. При капитализме провозглашается всеобщее право частной собственности на средства производства. Здесь выделяются классы капиталистов (буржуазия), - владельцев средств производства, - и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму,-прозванного пролетариатом. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу. Следует отметить, что капитализм, будучи общественно-экономической формацией развивается, проходя разные стадии. С середины XVI века начался, так называемый, мануфактурный период капитализма, длившийся в Западной Европе до последней трети XVIII век. А в результате индустриальной революции начался машинный период капитализма. И наконец, капитализм свободной конкуренции с течением времени перерос в монополистический капитализм, прозванный империализмом.

Ну, и как было указано выше, согласно марксистской теории, пятой формой общественной формации является коммунизм. Согласно этой же теории, коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма. Да, социализм в пятичленной формационной схеме рассматривается в качестве первой фазы высшей - коммунистической общественной формации.

    Пожалуй, на этом и ограничимся в нашем экскурсе в теории всевозможных наук о происхождении человека, его эволюции и социальной сущности. Разве, что отметим один безупречный факт, что вне зависимости от той или иной общественно-экономической формации, во все времена, начиная с появления неоантропа, в человеческом обществе  возникает фигура вождя. Собственно, вожаки существует и в животном мире, которые в известной степени способствуют жизнеобеспечению и сохранению популяции определённых животных.

При этом мы знаем, что вожаками стаи в мире животных во все времена становились, исключительно, физически наиболее сильные особи. В отличие от этого, вожди и предводители, уже со времён появления человека разумного, должны были выделяться от своих соплеменников не столько хорошим здоровьем и физической силой, сколько обладать способностью оперативно и справедливо решать жизненно важные проблемы общежития в уже социализированном обществе. Если очень образно-именно вожди и предводители, будучи предтечами из племенного общества, в результате процесса развития общества, трансформируются в тот самый правящий класс, который является непременным составляющим последующих формаций. И здесь-то и наступает пора напомнить о, так называемой, элите общества, которая, как не сложно догадаться, имела место быть при любой формации.   

Существует целое направление в общественных науках, которые так и называется «теория элит». Более того, в обиход с недавних пор было введено понятие «политическая элита». Теория элит была развита как самостоятельный раздел современной политологии. Собственно, во многом она принята за основу многими учёными в этой области научной мысли. Согласно этой теории властная структура общества и в древности, и в современности остается принципиально одинаковой. В любом обществе существует правящий класс, который и является тем самым  политический класс. Утверждается, что правящий класс, обладает постоянными признаками как в эпоху кастового общества, так в обществе сословном и классовом, и останется таковым даже при гипотетическом социалистическом и коммунистическом строе. С этой точки зрения элиты обладают общим набором качеств, и поэтому могут быть рассмотрены как самостоятельное структурное явление. По сути, задача этого «политического класса» проста: властвовать, сохранять власть и бороться против тех, кто бросает ей вызов. «Политический класс» по определению есть «правящий класс», и он отчаянно борется всеми средствами за то, чтобы оставаться правящим и далее, на все времена. Здесь совершенно не важно, утверждают ли жрецы или кто бы ни было свое божественное происхождение, пророки - то, что они избраны богом, а капиталисты - что они обладают большей инициативностью, чем пролетарии, и поэтому имеют над ними превосходство. Всё это можно принять за чистую демагогию. Ибо, что бы ни говорили представители «политического класса», это лишь прикрытие для осуществления ими своих властных функций.
Это все тот же тип людей, что и раньше составлял костяк властных элит, действовавших под другими лозунгами. В корне «политического класса» лежит особый психологический настрой определённого социального типа, который при любых обстоятельствах и под любым предлогом стремится стать субъектом политики, а не её объектом.

Можно, конечно, много "умничать" о теориях, в которых в той или иной степени исследуется тема элит. И все они сводятся к тому, что в обществе всегда существует баланс элит, тяготеющий к равновесию. С одной стороны, существует «правящая элита», находящаяся в данный момент у власти.
На противоположном полюсе пребывает «потенциальная элита», «контрэлита», которая может и хочет стать правящей, но пока таковой не является. Здесь же вводится также понятие «антиэлита», означающее антисоциальные (криминальные) элементы, принципиально противящиеся любой социальной организации и поэтому противостоящие любой элите. Ещё существует «неэлита», то есть массы, социальный тип, неспособный превратиться в элиту ни при каких обстоятельствах, но в целом принимающий законы политической организации, устанавливаемый элитами.
Элита и контрэлита состоят из социально активных, волевых, предприимчивых людей, обладающих сильным притяжением к власти, стремящихся править и властвовать, в том числе, которых небезызвестный Гумилёв назвал пассионариями. Они и являются тем самым «политическим классом». Вне власти и правления этот тип не мыслит себя, не может существовать. Господство - это смысл существования таких людей.
По сути, правящая элита всегда действует приблизительно по одному сценарию, повторяющемуся цикл за циклом. Добившись власти высоким напряжением сил и воли на первом этапе, элита стремится укрепить свое господство на втором, дряхлеет и ослабевает на третьем и падает на четвертом, уступая место иной элите. Быть может, отсюда и вытекает изречение- «на потомках природа отдыхает»?
Свежая элита отличается динамизмом, созидательностью, мощью Она открыта к новизне и легко впитывает в себя достойные ценные кадры. Потом она замыкается в себе, становится менее проницаемой, -проникновение в неё сильно затруднено и избирательно. И, наконец, на последней стадии цикла правящая элита вообще не приемлет людей со стороны, предпочитает передавать власть лучше совершенно недееспособным, но своим представителям, нежели деятельным и эффективным чужакам. Так элита начинается вырождаться и слабеть. Отрываясь от контакта с массой, элита теряет энергию и силу, превращает власть в привилегию, утрачивает возможность адекватно реагировать на политические и социальные вызовы.

Когда правящая элита замыкается в себе и вырождается, в обществе образуется альтернативный ей полюс, названный Парето контрэлитой. Контрэлита представляет собой психологический тип активных волевых людей, обладающих всеми необходимыми данными, чтобы соучаствовать во власти и управлении обществом, но лишённые возможности делать это из-за непроницаемости правящей элиты. На предшествующих этапах цикла для таких людей пути во власть остаются открытыми, и они способны в неё интегрироваться, и, следовательно, контрэлиты не возникает; отдельные «обиженные» (которые есть всегда) недостаточно концентрированы и количественно весомы, чтобы сложиться в организованную группу. Но по мере замыкания правящей элиты в себе и её дряхления, отторженные от власти носители политической энергии, активности и повышенной жизненной силы начинают консолидироваться в сплочённую силу и становятся контрэлитой. Контрэлита серьезно отличается от окружающей ее неэлиты, массы, «молчаливого большинства», по своим психологическим и социологическим характеристикам, но они часто представляют себя как «выразители воли масс, недовольных правящей элитой».

Существует и еще один особый тип, «антиэлита», состоящий из преступников, первертов, людей творческих профессий, богемы, свободных маргинальных элементов. Это люди, наделенные повышенной активностью и силовым потенциалом, по сравнению с массами (простой неэлитой). Но, при этом, они устроены таким образом, что принципиально не способны преобразовать свой разрушительный импульс в созидательный. Из чего следует, что, оппонируя правящей элите, противясь её организующей воле, они ни при каких обстоятельствах не могут ее заменить, движимые  принципом чистого отрицания. От контрэлиты антиэлиту отличает именно эта принципиальная невозможность превратиться в правящую элиту. А от неэлиты -- буйство и непокорность, повышенная жизненная активность.
Антиэлита существует в обществе всегда, но активизируется по мере того, как слабнет власть правящей элиты и замедляется ее ротация. В определённых ситуациях контрэлита и антиэлита сближаются в своём отрицании «правящего класса», но снова расходятся, как только контрэлите удается осуществить свой план и, свергнув властителей, занять их место.

Подводя некоторые итоги по общепринятой теории элит, определяя общее и особенное, не сложно сделать вывод, что в изначальной кастовой системе различия между элитой и массой, как мы видели, имели глубинный онтологический характер, мыслились как нечто фундаментальное и сопряженное с самой природой людей. В сословном обществе эта дифференциация менее абсолютна - в ней допускается, пусть и в теории, возможность смены социального положения, признается значение личных заслуг. В классовом обществе различие еще более относительно: оно касается только материального фактора, разбогатевший автоматически принадлежит к элите, обездоленный, нищий, разорившийся - к массам. И, наконец, в социалистической теории отменяется и эта материальная составляющая, и соответственно водораздел социально-политической иерархии вообще упраздняется.

Как мы видим, согласно этой теории, которую, в общем-то, принимается большинством мыслителей, элита присуща всем обществам и государствам. В современном обществе ее существование обусловлено действием следующих факторов:
-  психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
- законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, как условия его эффективности;
-  высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
-  широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;
- практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
- политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Роль же элиты в обществе, управлении, экономике и т.д. отражают ее функции:
- элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли;
-  элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы;
-  элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;
-  элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.
Таким образом, всё, о чём было поведано выше, касаемо человека всуе, было проделано, чтобы, как-то обоснованно подойти к сути организации человеческого общежития. Собственно, всё вышеизложенное не является большим открытием, более того, для каждого мало-мальски  образованного человека, это должно быть известно ещё со школьной скамьи. И, быть может, можно было об этом вообще не напомнить. Однако, позвольте на правах автора, всё же время от времени напомнить о важных моментах эволюции человека, его социализации, да бы иметь возможность более наглядно и проще разобраться в сути разных аспектов человеческого общежития в целом, ну и в масонстве, в частности. Ибо, как мы уже отметили, масонство с некоторых пор стало неотъемлемым атрибутом, сопровождающий тот самый эволюционный процесс…

Продолжение следует…


Рецензии
масонство с некоторых пор стало неотъемлемым атрибутом - жаль!!

Григорий Аванесов   11.01.2020 09:12     Заявить о нарушении