Июньская операция цемухинцев в районе Артёма

Предыстория Артёма. Кн. 2. Артём в Гражданской войне

Отрывок из главы 5. Красный июнь

Ответный удар колчаковцев

В ответ на Майхинский рейд и разгром станции Ипполитовки, белым командованием была предпринята широкомасштабная операция против партизанских районов, прилегающих к Уссурийской железной дороге. Она началась 3 июня выходом карательных отрядов из Никольск-Уссурийска в двух направлениях: на с. Ивановку, через Раковку и Даниловку, и в долину реки Майхэ, маршрутом, пролегавшим вдоль реки Супутинка (Комаровка). Навстречу второму отряду выступил из Шкотово ещё один. 7 июня они рапортовали об успешном завершении операции и очищении всей Майхинской долины от партизан. Правда, ни одного партизанского отряда им разгромить не удалось. Единственным успехом белых стало уничтожение патронной мастерской партизан на руднике вблизи с. Многоудобного;.  Отряд Лихоткина-Овчаренко успел вовремя отойти в сопки. Как писали затем газеты Приморья, «часть красных, находившихся в этих деревнях, удалось захватить, часть же, не приняв боя, бежала в сторону Сучана»  .

Среди захваченных белыми карателями партизан был и Костя Колейник, отвечавший за доставку в отряд боеприпасов из мастерской. Этот случай описал в своей документальной справке по истории комсомола района уроженец с. Шкотово Алексей Филиппович Хортов; (В 1919 году его семья жила в д. Харитоновке). Согласно его рассказу, произошло следующее:

«12 июня 1919 года Костя вёз на крестьянской подводе очередную партию гранат, изготовленных мастерами Мельниковым и Меньшовым из консервных банок, наполненных динамитом (динамит был взят из запасов бывшего частника Лиапина, шахта которого находилась с восточной стороны села Многоудобного (в сторону Майхэ))…. Костя ехал в направлении с. Харитоновка по просёлочной дороге. В двух-трёх километрах от Многоудобного он встретился с отрядом белогвардейских карателей. Остановив подводу, они пытались было обыскать её, однако Костя достал из-под сена две гранаты и пригрозил взорвать их. Каратели отступили, но тут подошли основные силы белогвардейцев, следовавшие на крестьянских подводах из сёл Новохатуничи и Харитоновки. Многие подводчики знали Костю. Белые пригрозили им, что если тот не сдаст оружие добровольно, все они будут расстреляны. Напуганные крестьяне упросили Костю сдаться. Он был доставлен в Многоудобное, привязан на площади у церкви к забору и подвергнут пыткам;. Не добившись признания, каратели казнили его, загнав в рот изогнутый шомпол от винтовки. Похоронен он был на сельском кладбище 14 июня 1919 года»  (изложено в моей литературной редакции – Ю.Т.).

Анализ обоих приведённых текстов показывает, что и в газете «Приамурье», и в справке Хортова речь идёт об одних и тех же событиях. Не совпадают только даты, из чего следует, что в одном из этих источников она указана неверно.

Есть и ещё один источник, позволяющий получить представление об этой истории. В статье из газеты «Ленинский луч» за 10 ноября 1960 года сообщается, что штаб партизанского отряда Майхинской долины располагался тогда за Новохатуничами, в так называемой «пади Ломазин»;. Таким образом, свой таёжный лагерь в районе Новохатуничей отряд Лихоткина (Овчаренко) начал обустраивать сразу после событий Майхинского рейда, видимо, убедившись в уязвимости со стороны Шкотово прежней базы в Многоудобном.

Гранатная мастерская на Лиапинском руднике была создана, скорее всего, уже при образовании отряда, после того как в него влилась группа рабочих из Владивостока под командованием Морозова. Среди этих рабочих и могли найтись умельцы по изготовлению самодельных гранат. Фамилии мастеров известны из справки А.Ф.Хортова - это Меньшов и Мельников. Их судьба после июньской карательной экспедиции белогвардейцев не ясна.


Бой с «канадцами»

К тому времени, когда Майхинский отряд вынужден был укрыться от колчаковских карателей в тайге, в руководстве партизанским движением в Ольгинском уезде уже произошли серьёзные изменения. 28 мая в партизанскую столицу уезда с. Фроловку прибыл назначенный объединённым ревкомом командующим всеми партизанскими силами здесь Сергей Лазо. После признания его полномочий членами Временного революционного штаба, он сразу же отправился в инспекционную поездку по отрядам. Одним из первых Лазо посетил располагавшийся в с Новороссия отряд Шевченко. Как утверждал в своих воспоминаниях начальник штаба этого отряда Иван Мелехин, Лазо даже успел поучаствовать здесь в небольшом бою.

Данный бой, точнее короткую перестрелку партизан с внезапно появившейся в селе разведкой белого отряда, можно ориентировочно датировать 7 июня. Именно в этот день, согласно метрическим книгам сельской церкви, был убит Подлас  (разведчик партизан) (других убитых среди жителей Цемухинской долины церковные книги в течение всего июня не фиксируют). По времени, эта вылазка белогвардейцев совпадает с их операцией в Майхинской долине и, видимо, была с ней связана.

Остановив возникшую было среди партизан из-за внезапности нападения лёгкую панику, Лазо привёл отряд в боевой порядок (Г.Шевченко в тот момент в штабе отсутствовал), а затем, выяснив обстановку, дал команду к организованному отходу к д. Ново-Москва. Заняв с. Новороссию, белые, однако, дальше не пошли и вскоре вернулись в волостной центр. Цемухинский же отряд, через короткое время, вновь обосновался на своём прежнем месте.

Вскоре после отъезда Лазо командование Цемухинского отряда получило от него распоряжение провести ещё один рейд к Уссурийской железной дороге. Как пишет И.Мелехин, отряду было дано задание «разрушить полотно железной дороги в районе станций Раздольное и Кипарисово, чтобы помешать белым отправить оружие колчаковцам».  Промежуточной целью был захват Зыбунного рудника, где ожидался переход в партизанский отряд большой группы рабочих .  Возможно, впрочем, партизаны надеялись также взять здесь в плен хозяина рудника, с целью получения в дальнейшем крупного выкупа за него.

Дата выступления цимухинцев в этот поход не ясна, но её можно вычислить логическим путём.  По утверждению И.Мелехина, Лазо пробыл в Цемухинском отряде 10 дней , следовательно, покинул его расположение он не раньше 10 июня. Приказ о наступлении был получен, таким образом, не раньше 11 июня. Вышел отряд на рассвете. В ходе рейда цемухинцы участвовали в трёх боевых столкновениях, происходивших в разные дни и в разных местах, причём последнее состоялось утром 16 июня . Учитывая, что на переход по горам из с. Новоросия в долину р. Батальянза партизаны должны были потратить не менее одного светового дня, можно сделать вывод, что выступили они в поход 13 июня.  Численность отряда Мелехин определяет приблизительно в 600 человек (видимо, вместе с отрядом Лихоткина, который присоединился к цемухинцам уже в ходе рейда).

Важным условием успеха данной операции была внезапность нападения, поэтому партизаны старались идти, минуя населённые пункты. Долину реки Майхэ они пересекли между сёлами Майхэ и Многоудобное. В Суражевку отряд не заходил, следовательно, в Кневичанскую волость он вошёл через д. Радчиху (или в вблизи неё). Далее путь цемухинцев лежал к с. Кролевец через Сан-Поузские хутора. К тому времени, последних, видимо, уже не существовало, так как И.Мелехин упоминает лишь хутор у подножия горы (это мог быть только хутор Пушкарёва), где партизаны и остановились на отдых.

Движение цемухинцев всё же было обнаружено, и вскоре их наблюдатели увидели с сопки вышедший из Кролевца в сторону хутора какой-то крупный отряд интервентов в странных плоских касках с широкими полями. По виду они были похожи на канадцев (на самом деле это были англичане;). Не теряя времени, партизаны поднялись на ближайшую сопку и, по гребню небольшого хребта обойдя противника, незамеченными им вышли перед закатом солнца к северным окраинам с. Кролевец. Вскоре туда же подошли и возвратившиеся из безрезультатной прогулки псевдоканадцы. По приблизительному подсчёту их оказалось около 400 (то есть две роты). Буквально в 500 метрах от засевших на гребне сопки партизан они разбили свой лагерь и улеглись спать.

Дождавшись рассвета (14 июня – Ю.Т.), отряд Шевченко внезапно атаковал спящий лагерь, обратив в бегство незадачливых интервентов. Не останавливаясь, они бежали до самых Озёрных ключей, где сели в поезд и уехали во Владивосток. От больших потерь в Кролевце их спасло только распоряжение Лазо партизанам не вести бои в населённых пунктах, чтобы не допускать гибели мирного населения. Правда, за Кролевцом ложных канадцев; караулила в засаде одна из рот партизанского отряда, и тем пришлось пробивать себе путь с боем. Пользуясь подавляющим превосходством в стрелковом вооружении (у них было несколько ручных пулемётов;), им это легко удалось. В качестве трофеев британские вояки оставили партизанам в лагере несколько винтовок, две тысячи патронов к ним, шесть кольтов, ранцы, много шоколада, сигарет, консервов и обмундирования .

Пройдя после боя с британцами до с. Кневичи, цемухинцы пополнились там группой рабочих, сбежавших с охраняемого белыми Зыбунного рудника. Там же к отряду присоединились остатки роты рабочих из Владивостока;, понёсшей большие потери в бою с белыми карателями под Кролевцом за два дня до прихода отряда Шевченко;. Как пишет в своей книге И.Мелехин, по рассказам участников боя произошло тогда следующее:

Отряд рабочих на рассвете, в предутреннем тумане, неожиданно столкнулся с карателями примерно в километре от моста через Батальянзу в сторону Кролевца. Впереди белых ехали крестьянские возы с сеном, что и позволило им подойти почти вплотную незамеченными. С обеих сторон дороги простиралось высохшее болото, поэтому спрятаться было негде. Когда начался бой, рабочие стали под сильным ружейно-пулемётным огнём белогвардейцев отступать к Батальянзе. Сразу потеряли много людей. Те, кто достиг речки, попытались переплыть её, но обрывистые берега мешали им быстро выкарабкаться на них с той стороны. Подбежавшие к реке белые без помех расстреливали рабочих в воде. Из почти 80 человек уцелело лишь около 35. Оставшиеся вынуждены были до прихода Цимухинского отряда скрываться от карателей в окружающих лесах и болотах.

 Заняв Кневичи, Г.Шевченко не стал атаковать Зыбунный рудник, понимая, что его гарнизон, предупреждённый событиями этого дня, уже успел хорошо подготовиться к обороне.  Когда отряд вернулся в Кролевец, к нему из Владивостока тем же путём подошли ещё 70 полностью вооружённых и снаряжённых рабочих;.

...

(Сноски и ссылки убраны)


Рецензии
Да, были схватки боевые.. да говорят еще какие..

Владимир Шевченко   09.01.2020 11:51     Заявить о нарушении
На Дальнем Востоке гражданская война продолжалась (с перерывами) особенно долго: с мая 1918 по октябрь 1922 г. О тех её событиях, в которых участвовали жители района Артёма, и рассказывает 2-я книга цикла (трилогии) "Предыстория Артёма".

Юрий Тарасов-Камчатский   10.01.2020 07:58   Заявить о нарушении