Созвездия. Орёл и Лебедь

       Бревенчатый дом седовласого Афанасия стоял на околице села Всесвятское. Много лет было старику. Отец, и даже дед Данилы, мальчика десяти лет, помнят Афанасия стариком.

    - Вечный старик, - шутили дружелюбно односельчане.

     Старик  в селе выполнял посильную работу: ходил в ночное, присматривал за малыми детьми, пока их матери работали в страдную пору на полях. А ещё сельчане любили старика за знание многочисленных историй, шуток, прибауток, сказок. Его часто можно было видеть окруженного детьми, да и взрослые порой задерживались, проходя мимо, возле детской  ватаги, с интересом вслушиваясь в забавные и интересные истории.

     В середине июня Данила первый раз в жизни ходил с ватагой мальчишек и с дедом Афанасием  в ночное. Если коротко охарактеризовать впечатления Данилы о той ночи, то можно сказать следующее: круг мальчишек, печеная картошка, полнолуние и  лунная дорожка на озере. Пожалуй, лунная дорожка поразила мальчишку больше всего. Данила в ту незабываемую ночь долго стоял на берегу, смотрел на светлую, искрящуюся полоску в лунном серебре. Казалось, дорожка манила, приглашая вступить на неё, убежать по ней в далёкую сказочную страну…

     Старик заметил, как Данила любуется лунным отсветом на воде, подошёл к нему, рядом молча недолго постоял, и пригласил в ночное дней через десять. Мальчик с радостью согласился.
     И вот, сегодня, встретив Данилу в лесу (мальчишки собирали на пригорке сладкую и пахучую землянику), старик поинтересовался, придёт ли  Данила в ночное?

    - Пойду у отца спрошу, - согласно кивнул головой  мальчишка.
Дневная жара сменилась ночной прохладой.

     Кони, уставшие от дневных работ, от назойливых мух и оводов, ночью могли отдохнуть, набраться сил. На берегу небольшого озера, в ночной благодати, лошади пощипывали сочную траву.

      Возле горящего костерка на бревне рядком сидели Афанасий, Данила и его ровесник, соседский мальчишка Никита, позванный за компанию. Поодаль лежали две сторожевые собаки. Старик помешивал уголья, ожидая, когда прогорят дровишки и можно будет положить в  костер картошку.

    Часа через два, когда и самая вкусная картошка на свете была съедена, и были выкупаны кони, Никита, кутаясь в куртку и удобно усаживаясь возле бревна, решил, что пора бы и вздремнуть. Похлопал по рогожке возле себя, приглашая Данилу разместиться рядышком. Мальчик отрицательно помотал головой:

    - Позднее.  Прогуляюсь чуток.
Данила  подошёл к берегу озера. Лунной дорожки, так поразившей Данилу прошлый раз, не было. После новолуния тоненький серп молодой Луны ещё не появился на небе. 
    Зато ярко светили звёзды. Лунный свет, ближний свет земного соседа, не затмевал этой  ночью свет далёких звёзд. Запрокинув голову, мальчишка рассматривал звёздное небо. И поразился бездонной пропасти. Нельзя сказать, что до этого вечера Данила никогда не рассматривал звёздное небо. Как и все люди, не раз загадывал желание при виде падающей звезды; мог отыскать на небе Полярную звезду, знал из созвездий Малую и Большую медведицы. Мог показать на ночном небе Млечный путь.  Вот, наверное, и все познания мальчишки о звёздах. Про Луну  Данила мог рассказать гораздо больше. Но не о ней сейчас сказ…

   Небо притягивало взгляд к себе. Загадочный, такой далёкий, неизведанный, манящий мир…
    Разглядывая сейчас звёздное небо, мальчик удивился: а звёзды-то, оказывается,  разноцветные:  золотые, голубые, красные, розовые, желтые, белые, синие... Даниле показалось, что он слышит звон ночного неба, звон мерцающих звёзд, и даже ощущает возвышенно-величавое течение времени … Мальчик долго стоял, запрокинув голову, полный неясных предчувствий.
 
    - Звёзды ещё бывают и коричневые. Их, правда, пока плохо видно в современные телескопы - заговорил старик рядом. Мальчик совсем не удивился, ни тому,  что он оказался рядом, ни тому, что он сказал.
    - И не все звёзды мерцают, кстати…
    Видишь жёлтую, немерцающую звезду? – старик развернул мальчика на юго-запад, указывая рукой чуть выше горизонта. Данила кивнул.
     - Это планета Сатурн. Планеты гораздо ближе к нам, поэтому они видны глазу не точкой, как звезда, а светящимся кружочком. И планеты сияют спокойным светом. А далеко от Земли, в открытом космосе звёзды тоже сияют спокойным, постоянным светом.-  И, предвосхищая вопрос Данилы, продолжал, – Потому что там нет атмосферы. Лучи звёзд, проходя сквозь газовые слои различной температуры, разной плотности, разной преломляемости и создают  эффект мерцания. Помнишь, как-то стоя в жаркий весенний день на краю вспаханного поля, ты видел восходящий поток теплого  воздуха, который поднимался над землёй? Это и есть преломление света. Радугу и миражи мы видим по этой же причине.

      - А ты откуда знаешь, дедушка, про то, как выглядят звёзды в космосе? – спросил Данила. Вместо ответа Старик молча пожал плечами.

     Постояли, помолчали. Вечное небо, прохладная ночь  сулили Даниле бесконечные открытия.

      - Какая яркая звезда светит, во-о-о-н, выше над Сатурном? – указывая рукой на небо, заинтересованно спросил мальчик.

      - Это Альтаир. Парящий орёл, в переводе с арабского. Русское название «орёл» произошло от корня «ор», что значит «свет».  И находится она в созвездии Орла.  Это звезда в два раза больше нашего солнца, красный гигант. Но она не самая яркая звезда . Среди звёзд – двенадцатое место по яркости.  Найди ещё две яркие звезды, которые вместе с Альтаиром образуют треугольник. Одна из них Вега. Находится в созвездии Лиры. Третья звезда – Денеб, в созвездии Лебедя.
     Мальчик, рассматривая созвездия, заметил, что Орёл летит на север, а Лебедь от него в противоположную сторону.

     - Почему так? И почему такие странные названия у созвездий? – Данила повернулся к старику.

     Старик внимательно взглянул на пытливого мальчишку, негромко откашлялся:

       - Зябко что-то стало, -  и предложил вернуться к костру.
        Сидя возле вновь разгоревшегося костерка,  старик неторопливо начал свой рассказ:

      - Я вижу, тебе очень понравилось звёздное небо.  И, помолчав, добавил:
      - И не только тебе одному. Человека издавна привлекали звёзды, звёздное небо. Согласись, прекрасно-таинственная картина открывается  ночью взору... 

      Старик задумался. Данила терпеливо ждал продолжения рассказа.

      - День-то у древнего человека был очень хлопотным.  Насущная задача – как выжить: добыть пропитание, сохранить и обучить детишек, обустроить жилище, спасаться от холода и врагов… А  уж ночью, возле костра, возле домашнего очага, человек учился быть Человеком. Человек заметил красоту – дивное ночное небо. А красота ночного неба будили  в человеке воображение…  Старик  опять замолчал, пересел ближе к костру, накинул на плечи старенький пиджак. Потом опять негромко заговорил:

     - В древности, наблюдая за звёздным небом, астрологи обратили внимания на отдельные группы ярких звёзд. Созвездия -  так они эти группы назвали. Со звёздами значит…

     Созвездия разными путями попали на небо. Всего их 88. Но люди хорошо знают обычно 12. Это видимый годовой путь Солнца, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак. Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Пояс из 12 зодиакальных созвездий называют зодиаком.

Но Данилу больше занимал вопрос: как же Лебедь, который так привязан к воде, попал на небо и оказался среди созвездий?

  - Существует несколько легенд, как появилось созвездие Лебедь на небе и почему оно летит от Орла.

   Старик помолчал, подложив в костер  несколько небольших сухих палок, собранных засветло в лесу Никитой и Данилой,  и продолжил:

    - Я расскажу тебе сегодня одну из них. Тогда на небе было ещё мало созвездий.  У одного орла  погибла в сильную бурю орлица. Тяжело воспринял гибель своей любимой, был безутешен орёл…  Надо сказать, у этих птиц много достоинств: они красивы, благородны, величественны. Орёл  считается царской птицей, присутствует на гербах многих государств. Есть ещё одно достоинство  у этих птиц. Они – птицы верные. Обычно выбирают одного партнёра на всю жизнь.

      Одиноко парил орёл  в ночном небе в восходящих потоках  воздуха. Внезапно порыв воздуха поднял его высоко- высоко в небо. Не сопротивлялась одинокая птица, поскольку не представляла себе жизни на земле без своей возлюбленной. Ушёл из дня (орлы  - дневные птицы) в ночь. Так и осталась на небе печальная птица, превратившись в созвездие.

     Много ли, мало времени прошло с того времени, про то никто не знает. Время, не зря говорят, лечит…  Новая среда обитания, новая жизнь притупили боль.  Как-то  в одну из ночей Орёл заметил на озере птицу дивную.
       
      Лебедь двигалась по темной,  гладкой поверхности озера величаво, не торопясь. Белая как снег, с блестящими глазами, с чёрным носом, с длинной  шеей она была прекрасна. Почему она была одна, не понятно. Лебеди живут обычно парами.

     Залюбовался орёл ночной чарующей картиной. Заметил (у орлов  -фантастическое зрение, в 6 раз лучше, чем у человека!), что грустна лебёдушка… Сочувствие к ней появилось…

     Несколько ночей  любовался с  прекрасно-далёкой  высоты Орёл  печальной лебедушкой…  Может, грусть-тоска у неё тоже из-за потери любимого? Орёл знал из прежней земной жизни, что лебеди, так же, как и орлы, тяжело переживают гибель своего партнёра. И, если партнёр  погибает, то одинокие лебеди часто покидают стаю и живут одни.

     Оттаяло его замороженное, израненное сердце… Встрепенулось, наполнилось надеждой, жизнью… Да изменить-то уже ничего нельзя… Возврата на Землю нет… Звёзды живут по своим правилам, по Великому закону  Мироздания… Вспыхнувшие желания и надежды опять больно кольнули его орлиное сердечко…


     Опять загрустил Орёл, понял, влюбился вновь…  Ну, а влюблённые, как известно, стремятся  друг   к другу, желают быть рядом с предметом своего желания…

     Через некоторое время, в отчаянии, Орёл обратился к своему соседу Дельфину ( Рядом, с созвездием Орла, там же в Млечном пути находится и созвездие Дельфина). Знал Орёл из древнегреческих мифов, что Дельфин стал созвездием благодаря морскому млекопитающему, которое как-то помогло богу морей Посейдону завоевать сердце Амфитриты. И даже после её побега, Дельфину удалось вернуть её Посейдону. В награду бог морей подарил помогавшему ему морскому обитателю место на небе.
Поведал Орёл о своей тоске-кручине.

    -А вдруг не нраву лебедю будет твоё предложение, быть с тобой рядом, над Землёй? – усомнился Дельфин. Взмолился страдалец, прося о помощи. Обещал сосед помочь.
     Долго ли, мало ли думал Дельфин, не ведаем про то. Но знаем,  что надумал взять в помощницы  свою соседку, созвездие Лиры и Луну, вечную помощницу влюблённых.

    В одну из ночей на озере, где среди камышей тихо покачивалась на волнах, грустя о былом, лебедь, -  появилась лунная дорожка.

  -  Помнишь, как она тебя поразила?  Светлая полоска  в лунном серебре.  Как тебе хотелось на неё вступить и убежать в  прекрасное далёко? - спросил старик мальчика.  Тот согласно кивнул.

    - А с небес зазвучала Лира…. В своё время она своей чарующей музыкой услаждала слух влюблённых – Орфея и  Эвридики.  Но после их гибели, от потери страдая, замолчала. Небеса, сжалившись над ней, в память о влюблённых, превратили её в созвездие . Прервав многовековое молчание, вспомнив былое счастливое время, желая сейчас помочь влюблённому Орлу,  откликнулась Лира.
 
     Ярко заблестели звёзды в созвездии. Полилась музыка с небес на землю, мягко опустилась на озеро, коснулась души лебёдушки. Услышала лебедь  ласковый напев. Щемящий душу напев переплетался с душой, становился целителем душевной боли. Услышала лебедь в протяжной мелодии отголосок любимой песни былого счастья. Так старалась Лира…. Вдруг встрепенулась птица, осознала в музыке спасенье, поддалась порыву, откликнулась на зов небес, поплыла по лунной сверкающей дорожке в платье белоснежном…Туда, вверх,  к душе любимого…
    Вот так и попала лебедь на небо, так  превратилась в одно из созвездий Млечного пути…

    Оба, и стар и млад, запрокинув головы, разглядывали созвездия  в ночном небе. Широко раскинувший крылья гордый Орёл, летящий по Млечному пути вверх и белая Лебедь, гордая птица, летящая вниз к Земле.


    - Дедушка, а что, не поладили между собой Орёл и Лебедь ? – спросил Данила.

    - Да кто его знает, что там в звёздной дали произошло, что скрывает  космическая глубина.  Говорят,  днём они мирятся, а к ближе к ночи,  вечно ссорятся.  Всё у них, не как у людей, - поворчал старик.

     - Тоска ведь создала новую пару. Навряд  ли такой союз может быть счастливым. Разбежаться теперь-то не могут. Вечное противостояние…Сила притяжения, сила отталкивания…Свой закон-то  у них – Великий закон Мироздания… То ли к месту, то ли не к месту старик опять упомянул Великий закон.

И, помолчав, многозначительно добавил:
    - Гравитация, поминаешь ли…  Да и в космосе стыло и зябко, не то, что у нас, возле костра, тепло и уютно, - неожиданно добавил он и подбросил ещё дровишек  в костер.
     Данила уже почти не слышал несколько путаное окончание рассказа старика. Глядя на звёзды, он предался мечтам…

     Афанасий пытливо взглянул в тёмные, с отблесками далёких звёзд, глаза мальчика.

    - Вырасту и полечу  к звёздам, - толи утвердительно, толи вопросительно сказал Данила, поворачиваясь к старику.

     Взгляд старика проникающий, обжигающий. Что он видел, не про то сказ…

     Разбежавшееся по дровишкам пламя помогало озябшему сердцу согреться, душа наполнялась спокойствием, сгорала грусть. Старик усмехнулся: надолго ли?

     Подбросил ещё хворосту. А небо подбросило в костёр звёздочек – золотые искры взметнулись в небо и тут же погасли: настоящие звёзды не терпят соперничества.

      От костра жар, а спину касается космоса холодная рука. Старик поёжился, накинул на плечи шерстяной плед.

    - Давай уж отдыхать, Данила.

     И, помолчав немного, добавил:
   -  Счастливая у тебя дорога будет, маленький человек. 


Рецензии