Петушки

Часто вспоминаю своё босоногое детство.Как в фильме документальной кинохроники, в моей голове мелькают кадры тех безмятежных, счастливых дней..
На душе становится грустно , а то вдруг радостно. Хочется смеяться от души ,вспоминая хорошие события в моей жизни.
Начну свой рассказ с того момента ,когда я был маленький. Мне исполнилось уже шесть лет или чуть больше.В школу я точно не ходил.
Произошел со мной такой случай .Моя мама послала меня за солью к бабушке Ирине.
Кроме меня дома не кого не было. Старшие братья играли на деревенской улице.
Я быстренько собрался ,натянул на себя старенькое пальтишко ,одев поношенную кожаную шапку, которую мне одолжил дедушка Василий.
И пошёл в гости к бабушке Ирине.Она жила на соседней улице, в километре от нас.
Пока шёл, не мог надышаться запахом испечённого хлеба и всяких пряностей , исходившие из каждой бревенчатой избы.
Вся деревня готовилась к празднику 7 ноября .Подходя к дому бабушки ,я услышал ласковое повизгивание, поскуливание собаки по кличке Шарик.
Он меня сразу узнал .Мы с ним были в дружбе. Дед Василий разрешал мне с ним гулять по двору.
Погладив Шарика ,почесав ему за ухом , подхожу к двери открываю и кричу с порога: - Бабушка ,а меня мама за солью прислала !
Ответа не последовало .В доме не кого не было , пахло вкусно испечённым хлебом и булочками с повидлой ,которые лежали на видном месте, прикрытые сверху полотенцем .
Ещё раз покричав бабушку ,я огляделся по сторонам и подумав ,куда они все подевались, так как дверь не была заперта.
Значит они где - то рядом ,наверняка у соседа Терентия Фёдоровича .
У него вчера родственники приехали из Назарово. Вдруг мой взгляд упал на вешалку,где кроме вещей деда и бабушки, висело новенькое модное по тем временам, мужское ,суконное пальто.
- Кто - то к деду с бабушкой в гости приехал?!
Я сразу подумал про дядя Володю, их родного сына. Он давно обещался навестить отца с матерью, а также всех родственников, проживающих в деревне .Он недавно закончил курсы шоферов и работал в Ишиме на машине.
Я никак, не мог отвести взгляда от пальто . Дёрнув за рукав, и вдруг услышал мелодичный монетный звон .
У моего старшего брата Коли была копилка, и он всё время тряс ей перед нами с братом Витей ,хвастаясь своим богатством.
Такие характерные звуки были и здесь. Запустив руку в карман пальто ,моё сердце забилось сильней.
Да, там были деньги мелочью , великое множество ,как мне показалось .Я взял монеты, сколько вошло их в мою детскую руку . Я простодушно подумал, что о моем поступке никто не узнает ,ведь мелочи в кармане пальто оставалось ещё очень много.
- А я сейчас пойду в магазин и куплю себе петушков, - родилась в голове моей неожиданно мысль.
Мама всё время обещала купить ,так и не купила ,всё денег не хватало .
Быстрым шагом я устремился к двери и помчался в магазин .
Счёт денег я в то время не знал и не мог оценить свою добычу.
Вхожу в магазин ,вытаскиваю всю мелочь из кармана и говорю продавщице: - Мне на все деньги петушков.
А продавец тётя Люба меня спрашивает: - А кто тебе Сашенька столько денежек дал !
- Дядя Володя приехал ,он и дал, - отвечаю я.
Больше меня тетя Люба не о чём не спрашивала ,завернув петушки в бумажный скрученный кулёчек и протянула мне .
Радости не было предела. Петушков было так много , что у меня от восторга выросли крылья за спиной.
Я вылетел радостный из магазина. Покупку свою рассовал по карманам. В валенки даже умудрился затолкать несколько петушков, чтобы они привлекали внимания.
Пока шёл по дороге, с удовольствием лакомился петушками, забыв обо всём, что наказывала мама .
Пока шел в направление родительского дома, встретил дружка Серёгу Минина и ещё несколько деревенских ребят.
Я угостил щедро своего лучшего друга Сергея, раздал по петушку знакомой детворе.
Прошло немного времени и моё богатства закончилось.
Мама ,не дождавшись меня с солью, сходила к соседке. Когда я появился дома, она внимательно посмотрела на меня и спросила: - Где ты так долго, Саша, гулял? Что – то мне твой вид не нравится? Уж не натворил ли чего?
- Я с ребятами заигрался, - в ответ маме говорю. - Бабушки Ирины дома не оказалось.
Эта история так бы осталась тайной за семью печатями, но как говорится в пословице «Шила в мешке не уташь».
Меня разоблачила бабушка Ирина. Она на следующий день пошла в магазин за покупками,а тётя Люба продавец всё и выложила про внука, Мол, был Сашенька и накупил много петушков, Когда я спросила, откуда деньги,ответил, что дядя Вова дал .
Бабушка о моей проделке не стала рассказывать моим родителям ,что бы не портить им праздничного настроения .
А после праздника дядя Володя лично провёл со мной воспитательную беседу на тему: "Чужое брать нельзя».
Потом мы с ним вместе пошли трудиться на скотном дворе. Не скрою, я был искренне рад, что ни дядя Вова, ни бабушка с дедушкой ни словом ни обмолвились с моим мамой и папой о нехорошем поступке сына.
Много времени я проводил с дедом Василием. Мы с ним ездили на совхозных лошадках запряжённых в фургон в Болдырево за горючим для тракторов и он всегда покупал там в магазине конфет .
Бабушка Ирина тоже любила меня побаловать меня чем – нибудь вкусненьким. Таким было мое детство.

Фото из архива Александра Болдырева, который является автором повествования.


Рецензии
Как всё было просто; простые радости и простой наглядный урок воспитания.

Владимир Герасимов 55   09.01.2020 14:48     Заявить о нарушении
Володя! В те времена за поступки был суровый спрос. Воровство не поощрялось в семьях.
С уважением, Валерий

Валерий Пономарев   09.01.2020 15:59   Заявить о нарушении