Вышний Волочек

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

               
      Вышний Волочёк встречает памятниками скульптора Юрия Злоти, Екатерине Великой у местного драматического театра на Ванчаковской линии, Петру Первому с основателем Вышневолоцкой водной системы М. Сердюковым у железнодорожного вокзала, Октябрьской бывшей Николаевской) железной дороги. Вокзал единственный на Николаевской дороге был построен по индивидуальному проекту. Бывший шестой министр обороны с Российской Федерации с 15 февраля 2007 — 6 ноября 2012, Анатолий Эдуардович Сердюков, бывший мебельщик, в армии и народе получившим прозвище «табуреткин», оказывается является родственником знаменитого вышневолоцкого самоучки, гидротехника М.И. Сердюкова. «Енисейский козак Иван Волосов привёз его в Енисейск, где купил его у того козака за 10 рублей Московскаго гостя Остафья Иванова Филатьева прикащик, Иван Михайлович Сердюков...». Сердюков по мнению М.Д. Юмжапова принадлежал, вероятно, к племени цонголов — селенгинских бурят.  Один Сердюков работал на могущество России, другой наоборот, хотя правда, что один, что другой набивали себе карманы, такие гримасы истории. Сохранились в городе и каналы, на них наблюдал тренирующихся байдарочников.
    О былом богатстве города в XVIII- XIX веках говорят торговыми ряды, их двое старые и новые, правда в запущенном виде. Город с красивыми и уютными 2-х этажными улочками, конечно немного заброшенными и не ухоженными, домами требующих ремонта фасадов, без столичного глянца.  Но за всей этой бедностью и какой – то заброшенностью и скрывается «изюминка» города, его привлекательность и индивидуальность. Хорошо, что рука московского евроремонта не добралась до этой глубинки. Город живёт своей жизнью, люди добры и приветливы. Некоторые дома в лесах. Жизнь в глубинке течёт, значит, Россия живёт.
    Побывали на Мстинском шлюзе и на Верхне – Цнинской плотине, на спуске воды из плотины дно от размыва выложено деревянными досками, в старину доски были дубовыми. Экскурсовод – пожилая женщина, влюблённая в свою малую родину, сказала, что возникновение названия реки Цны неизвестно. Я не раз встречал реки с таким названием, они встречаются на многих торговых водных путях Руси. Позже узнал, что «цной» на Руси называлось смешанное из нескольких разных напитков питьё.  Значит, название реки Цны связано с соединением несколько рек.  И река Мста, которая по моему означает мост или соединяющая, как и Яуза я узу, ужу, связываю (узы брака).
          После рассказов о волоках, до создания Вышневолоцкой водной системы, по которым якобы волочили судна (барки, ещё были учаны, пабусы, струги, ушкуи, ладьи, бусы, то есть суда на все случаи в зависимости от глубины, характера реки и возимого груза.  Дершков волок 60 вёрст, волок у Вышнего Волочка был 10 вёрст. Барка представляла собой судно с плоским дном длинной 30 метров, а шириной 8. По моему мнению, в чём я ещё раз убедился, что и в древности по волокам (наименьшее расстояние между двумя реками) судна не волокли по гатям, то есть по брёвнам, чтобы было с барками протащи их 10 вёрст, а тем более 60, их днища потрескались бы и стёрлись и смола бы с днища исчезла. Суда пришли бы в негодность. Поэтому суда оставались с двух концов волока, переносился или "волокся» только товар или груз.
    Побывал за обводным каналом, где находится Богоявленский собор, построенный в   русско – византийском стиле, у собора дрова в поленицах, сложенных своеобразно в форме шара. И конечно достойный города краеведческий музей.
Отрадно, что почти в каждом русском городе есть краеведческие музеи и их хранители. Только побывав в старорусских городах можно познать Россию, узнать её историю.


Рецензии