Л. И. Балашевич. Ностальгия по чёрно-белому...

Фотографии Л.И. Балашевича.


Вернувшись после длительной службы в действующем флоте в Ленинград, я активно включился в фотолюбительское движение, которое тогда было очень популярным, в частности, в известном фотоклубе Выборгского дворца культуры, а затем – фотоклубе "Дружба" в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Несмотря на то, что идеологические надсмотрщики требовали от нас отражать на наших выставках успехи советского народа в строительстве коммунизма, мы больше тяготели к эстетической стороне фотографии, и съёмка натюрморта была одной из популярных тематик. Законодателем моды в этом жанре был, конечно, Борис Смелов. Объектами съёмки в его натюрмортах были, как правило, антикварные вещи, интересно скомпанованные и виртуозно снятые. Они настолько не соответствовали идеологическим установкам, что накануне открытия наших выставок в зал входили одетые в серое люди и просто убирали его работы.

В отличие от большинства членов клуба, фотография не была для меня профессией, я не мог уделять ей много времени из-за экстремальной занятости работой, да и материально-технической базы не было, но тем не менее, пытался тоже снимать натюрморты, используя доступное мне фотооборудование и бытовые вещи в качестве объектов съёмки. Эти 4 снимка - всё, что осталось в моём архиве в виде старых плёнок, которые только теперь я смог найти и сканировать. Хотя им и далеко до Бори Смелова, но, спустя почти 40 лет, я невольно любуюсь ими, поскольку в черно-белых натюрмортах есть какое-то удивительное очарование, вероятно, благодаря тональному единству, не разрушаемому разнородными цветовыми пятнами, и потрясающей резкости и глубине изображения, которой невозможно добиться в цветной фотографии из-за особенностей структуры цветной плёнки, ну а в живописи – тем более. Кстати, малые голландцы, большие мастера натюрморта, понимали прекрасно важность этого тонального единства, и старались не включать в сюжет разнородные по цвету предметы, как это хорошо видно, например, в работе Питера Клаеса.

Сегодня, в эпоху доступной цифровой фотографии, жанр натюрморта почти исчез, сеть заполнена "фотками" – селфи, вычурными постановками, пейзажами с "замороженной" и размытой водой. Всему своё время. Моё поколение уже выпало из неё, и нам осталось только всё чаще заглядывать в прошлое...


Рецензии