В свободном полёте

               
     Для начала повествования необходимо сделать некоторые пояснения для сухопутного читателя. Необходимо привести маленький словарик с морскими терминами, которые встретятся ниже.
 Стенка – это место, куда ставят корабли, приходящие с моря да не для расстрела, разумеется. Короче стенка это причал. Клотик –  пожалуй, давно всем известно, это куда салаги за чаем бегают, на конце мачты находится. Кнехт – металлический пенёчек похожий на гриб, куда заводится швартовый трос. Конец – не то, на что можно подумать, это трос или канат. Шлаг это что-то вроде петли, которые набрасываются на кнехт, для удержания корабля у стенки. Гады, или просто ГД – дать определение не просто. Вообще-то это тяжёлые, просторные из кирзы сделанные ботинки. Раньше у кочегаров они не зашнуровывались, чтобы быстрее их скинуть при попадании туда уголька раскалённого. Так почему же это гады? Объяснение и сложное с одной стороны и совершенно простое с другой: просто ими давят, что-то не очень хорошее на «г» называемое, хотя на корабле, с его порядками, такого «г» и встретить невозможно. Шило, это просто спирт, но не всякий, а этиловый – пять звёздочек. Почему шило – не понятно. Автор строк этих тридцать лет служил и докапывался, откуда, когда, и кем придумано это было. Ответы все  предположительные. Многие склонны думать, что спирт звучит не благовидно, а шило, как-то загадочно. И потом, когда этот нектар проникает в организм он идет ласково, без помех, прямо, как шило. Травить – это не утренний синдром с похмелья, это ослабление натянутого конца при необходимости.
Итак, с терминологией ознакомились. Далее пойдут только флотские  термины.
   Описываемое событие произошло давненько, ещё в прошлом столетии. Служили матросы на корабле четыре года. Уставы были строже, особенно Дисциплинарный. Но речь не об этом, не о строгости уставов.
   На флоте неплохо был развит спорт. Создавались сборные команды и по игровым видам спорта и по различным единоборствам. Особенно любили спортсменов в политотделах, да флагманские физкультурники. Командиры же кораблей недолюбливали эту категорию воинов. Даже такая байка ходила по флотам – командиры всегда говорили: мне лучше пришлите на корабль двух пьяниц, чем одного спортсмена. И логика в этом есть. Пьяница напился, а ему, по тем старым уставам, месяц без берега. Месяц прошёл, сходил морячок в увольнение – напился и опять месяц получил. Так и шла служба у этой категории служивых. А что же спортсмен? Да, прекрасный парень и специалист неплохой. Корабль готовится к выходу в море, а тут и телефонограмма из штаба флота: откомандировать матроса Пупкина в распоряжение флагманского физкультурника. И что командиру делать? Надо подчиняться, отпускать специалиста. Так даже с доктором не поступают. Доктор катается на корабле, как пассажир на пароходе, и только изредка градусники или клизмы ставит. Как только корабль швартуется, вот тут-то доктор, по подобной телефонограмме, одним из первых и сходит с корабля, и отправляется в госпиталь с отчётом, а то и вообще в академию на переподготовку.
   Однако речь-то о спортсменах. Для занятия спортом во всех Военно-морских базах всё есть. Есть спортивные залы, бассейны, футбольные поля и так далее.  Есть даже яхты, для яхтсменов, не везде, правда. В данном же случае и яхты были. Одну из яхт предстояло подготовить к соревнованиям, о чём и получили соответствующие телефонограммы командиры. Разумеется, подчинились, не привыкать, и отпустили яхтсменов.
   Одна из задач при подготовке яхты к соревнованиям – это очистка днища от всяких наростов и прилипал, чтобы трение уменьшить и тем самым скорость увеличить.
     Для этой работы надо, днище увидеть, но не ставить же яхту в док или на стапеля. Есть более простой способ. Стоит яхта у стенки, на берег сходит команда, это человек пять шесть. К вершине мачты привязывается канат. Другой конец бросается на стенку, его там уже ждут, за него и хватаются. Один шлаг, для начала, на кнехт забрасывают. Делают это для того, чтобы конец  сдерживать легче было и при наклоне яхты, силы не тратить. Конец, заведённый на кнехт, сам будет сдерживать её с нужным наклоном. Проделывается это всё, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку и так далее. Все в тельняшках, для проворности. Последней, в сказке, мышка оказалась. В данном случае эту «мышку» первым поставили, за ним все остальные канат на себя подтягивают, силёнку прикладывают. Последний же, здесь и внучка справилась бы, вытаскивает канат из-под ног тянущих и шлаг за шлагом на кнехт набрасывает. Дело нехитрое и сил не требует. Итак, тянем-потянем! А для чего? Неужели не поняли? Чтобы яхту наклонить, чтобы днище увидеть. А там уже и ялик покачивается с матросом со щёткой, который и скоблит днище, и борт. Тяжело ли тянуть и удерживать конец, прикинете сами, если киль у яхты трёх тонн весом. Вот тут-то и кнехт помогает. Когда яхта приняла нужный наклон, этот канат, намотанный на кнехт её и сдерживает. У всех перекур наступает.  Отдохнули, а тут и сигнал с ялика поступил – можно ставить на ровный киль яхту, то есть травить конец и возвращать постепенно её в обычное состояние. К этому и приступили перекурившие. «Внучка» канат шлаг за шлагом снимает с кнехта, остальные в поте лица трудятся. Когда показалось, что осталось совсем немного, решили отпустить конец на счёт три-четыре. Отпускать необходимо сразу всем, чтобы зазевавшемуся руки не обжечь, правда эта работа в швартовых рукавицах делается. Старший дал команду и все на эти самые три-четыре отпустили канат. Команду только «мышка» не расслышала. Намертво вцепилась в конец. Мачта с огромной скоростью принимала своё обычное, вертикальное, положение. Напомню – к мачте привязан канат. На конце каната этот самый «мышонок» болтается. Вот и получилась типичная катапульта. Полетел лёгковесный мышонок в полосатой рубашонке, через яхту, промелькнула палуба вот и клотик позади остался. Первые пять секунд – полт нормальный. Полетел «мышонок» ручки распластав, куда-то в сторону горизонта. До горизонта, конечно, не долетел, плюхнулся в воду посредине гавани. Плавать «мышка» умела, но улетела в тельняшке, штанах и гадах. Захочешь жить выплывешь. Хорошо друзья быстро сообразили и погребли к борющемуся за живучесть «мышонку». Подошли во время, в ялик втащили. И что удивительно ни синяка, ни царапинки, только глаза квадратные смотрят на спасателей и язык не работает. Одно мычание издаёт летун. Втащили «мышонка» в ялик и на берег доставили, а он дрожит от холода. На этот счёт есть на флоте проверенное лекарство – шилом называемое. Влили грамм сто в рот мышонку и ему полегчало. Глаза вновь округлились и язык зашевелился. Первым прозвучал логический вопрос:
           – Что это было?
Вот так и закончился свободный полёт со свободным и благополучным приводнением.
    Надо сказать, яхта эта с бравым экипажем, на соревнованиях, первое место заняла.


Рецензии