Андреа Мантенья. Мадонна Победы
«Мадонну делла Виттория» – «Мадонну Победы» (1496, Париж, Лувр), написанную в память удачного сражения с французской армией при Форново 6 июля 1495,относят к лучшим поздним работам Андреа Мантеньи.
В битве при Форново во главе союзной армии итальянских государств стоял Франческо II Гонзага, изображенный художником у трона Мадонны.
Эта победа имела важное значение, так как именно благодаря ей итальянцы смогли вытеснить французов с Аппенинского полуострова.Работа была размещена в церкви Санта Мария делла Виттория.
Картина была одной из работ, захваченных французами во время наполеоновского вторжения в Италию , и с 1798 года экспонировалась в Лувре .
Алтарь изображает момент,когда Франческо Гонзага отдает дань уважения деве Марии, которая сидит на высоком троне, украшенном мраморными барельефами . У основания трона, с лапами льва, внутри медальона есть надпись " REGINA / CELI LET./ALLELVIA " (Королева Небес, радуйся, Аллилуйя)
Внизу трона стоит маленький Иоанн Креститель, который протягивает руку вверх к Иисусу. Рядом с ним — Святая Елизавета, покровительница Изабеллы д’Эсте, невесты маркиза.
Мадонну окружают святые воины — Георгий (слева) и Михаил (справа).Сверху трона, находится большой солнечный диск, украшенный переплетающимися стеклянными жемчужинами.
Святой Георгий — Георгий Победоносец, христианский Святой и мученик, пострадал во времена гонения на христиан при римском императоре Диоклетиане. Святой Георгий является героем многих произведений искусства , как покровитель воинов.
Архангел Михаил — один из самых почитаемых святых, он часто изображается как воин-защитник, именно Архангел Михаил боролся с дьяволом, так что изображение его на картине очень символично.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
На заднем плане мы видим мужчин — это покровители города Мантуи — святые Андрей и Лонгин.
Всё действие разворачивается в небольшой беседке, увитой зеленью и украшенной ветками лимонных и апельсиновых деревьев. На ней можно увидеть много певчих птиц.
Наверху каркаса размещена раковина-(атрибут Девы как новой Венеры ), из которой свисают нити кораллового жемчуга и горного хрусталя , а также большой кусок красного коралла, еще один намек на Страсти Иисуса.
Мантенья завершил работу спустя год после битвы при Форново-ди-Таро. Летом 1496 года картину торжественно провезли от дома живописца до новой городской церкви. Как пишет историк Молли Бурн, на это время «город превратился в театр open air», жители Мантуи высыпали на улицы города посмотреть на церемониальное шествие.
По его завершении картину торжественно водрузили над алтарём. Год спустя празднества в честь победы повторились и с тех пор проходили ежегодно 2 июля, в день чествования местных святых Марии и Елизаветы.
Свидетельство о публикации №220011001644