Закон семи

.  Закон семи.   Следующий фундаментальный закон вселенной - это закон семи, или закон октав.
Чтобы понять смысл этого закона, необходимо рассматривать вселенную как состоящую из вибраций. Эти вибрации происходят во всех видах, аспектах и плотностях материи, составляющих вселенную, от самых тонких до самых грубых ее проявлений; они исходят из разных источников и продолжаются в разных направлениях, пересекаясь друг с другом, сливаясь, усиливаясь, ослабевая, препятствуя друг другу и т.д.
Отметим в этой связи, что, согласно принятым на Западе взглядам, вибрации непрерывны. Это означает, что вибрации считают развивающимися беспрепятственно по восходящей или нисходящей линии, -пока продолжает действовать сила первоначального импульса, вызвавшего вибрацию и преодолевающего сопротивление среды, в которой эта вибрация происходит. Когда сила импульса иссякнет, а противодействие среды возьмет верх, вибрации естественно замирают и прекращаются. Но пока этот момент не достигнут, т.е. не началось естественное ослабевание, вибрации развиваются однообразно и постепенно, а при отсутствии противодействия могут длиться бесконечно. Одно из фундаментальных положений нашей физики - это непрерывность вибраций, хотя данное положение не было точно сформулировано, поскольку его никогда не ставили под сомнение. В некоторых новейших теориях это положение начинает колебаться. Тем не менее, физика еще очень далека от правильных воззрений на природу вибраций или того, что соответствует нашим концепциям вибраций в реальном мире.
В этом случае точка зрения древнего знания противоречит точке зрения современной науки, ибо в основу понимания вибраций древнее знание полагает принцип отсутствия непрерывности вибраций.
Принцип отсутствия непрерывности вибраций выражает характерный признак всех вибраций в природе, возрастающих или нисходящих: они развиваются не однообразно, а с периодическими ускорениями и замедлениями. Этот принцип мы сформулируем еще более точно, если скажем, что сила первоначального импульса действует в вибрациях не однообразно, а как бы попеременно - то сильнее, то слабее. Сила импульса действует, не изменяя своей природы, и вибрации развиваются правильно лишь в течение некоторого времени, которое определяется природой импульса, средой, условиями и так далее. Но в известный момент в этом процессе происходит особого рода перемена, и вибрации перестают, так сказать, повиноваться импульсу, на короткое время замедляются и до известной степени меняют свою природу или направление; например, возрастающие вибрации в известный момент начинают медленнее возрастать, а нисходящие - медленнее затухать. После этого замедления как в процессе возрастания, так и в процессе затухания вибрации возвращаются в свое прежнее русло и в течение некоторого времени возрастают или затихают однообразно - до известного момента, когда в их развитии вновь происходит задержка. В этой связи знаменательно, что периоды однообразных колебаний не равны, а периоды замедления вибраций не симметричны: один из них короче, другой длиннее.
Для того, чтобы предопределить эти моменты замедления, вернее, перерывов в возрастании и затухании вибраций, линии их развития делят на периоды, соответствующие удвоению или уменьшению вдвое числа вибраций в данный промежуток времени.
"Представим себе линию возрастающих вибраций; возьмем их в такой момент, когда они вибрируют со скоростью тысячи колебаний в секунду. Через некоторое время число их удваивается, т.е. доходит до двух тысяч:
1000. ____________________________________ .2000
Было установлено, что в этом интервале вибраций между данным числом и числом, вдвое большим, существует два места, где происходит замедление и нарастание вибраций. Одно из них находится около начала, но не в самом начале; а второе расположено почти в самом конце. Это обстоятельство можно изобразить примерно так:
1000. ___________ . _____________ . ______ .2000
Законы, управляющие замедлением или отклонением вибраций от их первоначального направления, были известны древней науке и включены в особую формулу, или диаграмму, сохранившуюся до нашего времени. В этой формуле период удвоения вибраций был разделен на восемь неравных ступеней в соответствии с темпом возрастания вибраций. Восьмая ступень повторяет первую, но с удвоенным числом вибраций. Этот период удвоения вибраций между данным числом и удвоенным называется октавой, т.е. периодом, состоящим из восьми членов.
Принцип деления периода удвоения вибраций на восемь неравных частей основан на наблюдениях неравномерности возрастания вибраций в октаве; отдельные "ступени" октавы показывают ускорение или замедление в разные моменты ее развития.
В облачении этой формулы идеи октавы передавались из рук в руки, от учителя к ученику, от одной школы к другой. В очень отдаленные времена одна из этих школ нашла возможным применить формулу к музыке. Таким образом была получена музыкальная гамма семи тонов, известная с глубочайшей древности, затем забытая, а впоследствии опять открытая, или "найденная".
Гамма семи тонов есть формула космического закона, полученная древними школами и примененная к музыке. Однако, если мы будем изучать проявление закона октав в вибрациях других родов, мы обнаружим, что закон повсюду остается одним и тем же; что свет, тепло, химические, магнитные и другие вибрации подчиняются тому же закону, что и звуки. Например, в физике известна цветовая шкала, в химии - периодическая система элементов, без сомнения, тесно связанная с принципом октав, хотя эта связь еще не вполне ясна науке.
Изучение музыкальной гаммы семи тонов дает хорошую основу для понимания космического закона октав.
"Вновь возьмем восходящую октаву, в которой частота вибрации возрастает. Предположим, что октава начинается с тысячи колебаний в секунду. Обозначим эту тысячу колебаний нотой "до". Колебания растут, т.е. частота их увеличивается. В том пункте, где она достигнет двух тысяч колебаний в секунду, будет второе "до", т.е. "до" следующей октавы,
до ________________________________________ до
Период между первым и следующим "до", т.е. октава, делится на семь неравных частей, потому что частота колебаний нарастает неравномерно.
до __ ре __ ми __ фа __ соль __ ля __ си __ до
Соотношение высоты нот, или частоты колебаний будет следующим:
Если принять "до" за единицу, тогда "ре" будет составлять 9/8, "ми" - 5/4, "фа" - 4/3, "соль" - 3/2, "ля" 5/3, "си" - 15/8, "до" - 2.
1 9/8 5/4 4/3 3/2 5/3 15/8 2 до ре ми фа соль ля си до
Разница в ускорении, или повышение в нотах, или различие в тонах, будет следующей:
Между "до" и "ре" 9/8 : 1 = 9/8 " "ре" и "ми" 5/4 : 9/8 = 10/9 " "ми" и "фа" 4/3 : 5/4 = 16/15 (замедление роста) " "фа" и "соль" 3/2 : 4/3 = 9/8 " "соль" и "ля" 5/3 : 3/2 = 10/9 " "ля" и "си" 15/8 : 5/3 = 9/8 " "си" и "до" 2 : 15/8 = 16/15 (новое замедление)
Различия между нотами, или различия в их высоте, называются интервалами. Мы видим, что существует три вида интервалов в октаве: 9/8, 10/9, 16/15, которые в целых числах соответствуют величинам 405, 400, 384. Наименьший интервал 16/15 встречается между "ми" и "фа" и между "си" и "до". Как раз в этих местах происходит замедление октавы.
По отношению к музыкальной гамме в семь тонов считается общепринятым (теоретически), что между каждыми двумя нотами существуют два полутона, за исключением интервалов "ми-фа" и "си-до", где имеется только один полутон; считается, что там один полутон выпадает.
Таким образом, получаются двадцать нот, из которых восемь основных:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до
и двенадцать промежуточных, по две между каждыми из следующих двух нот:
до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си,
и по одной между каждыми из следующих двух нот:
ми-фа, си-до.
Но на практике, т.е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов берется только пять, т.е. по одному полутону между:
до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
Между "ми" и "фа", а также между "си" и "до" полутон вообще не берется.
Итак, строение музыкальной гаммы семи тонов дает схему космического закона "интервалов", или отсутствующих полутонов. А когда об октавах говорится только в "космическом" или "механическом" смысле, "интервалами" называются только промежутки между "ми" и "фа", и "си" и "до".

Если мы полностью осмыслим закон октав, он даст нам совершенно новое объяснение жизни в целом, прогресса и развития явлений на всех планах вселенной, доступных нашему пониманию. Этот закон объясняет, почему в природе нет прямых линий, а также то, почему мы не способны ни думать, ни что-нибудь делать, почему все для нас - только мысль, почему с нами все случается - и обычно случается особым образом, противоположным тому, чего мы хотим или ожидаем. Все это - явные и непосредственные следствия "интервалов", или замедлений в развитии вибраций.
Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Отклонение от первоначального направления. Октава начинается в направлении, указанном стрелкой:
  ДО РЕ МИ -------- 
"Но между "ми" и "фа" происходит отклонение: линия начинает менять направление:
  ДО РЕ МИ ------- ФА  СОЛЬ ЛЯ СИ
и через "фа", "соль", "ля" и "си" идет книзу, под углом к первоначальному направлению, указанному первыми тремя нотами. Между "си" и "до" появляется второй "интервал" новое отклонение и дальнейшее изменение направления:
  ДО РЕ МИ ------- ФА  СОЛЬ ЛЯ СИ | | | ДО |
Следующая октава дает более заметное отклонение, а следующая за ней - еще более явственное, так что линия октав может в конце концов сделать полный поворот и идти в направлении, противоположном первоначальному: "Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может вернуться к своему первоначальному направлению, иными словами, совершить полный круг.
Этот закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает прямых линий, почему, начав делать что-то одно, мы постоянно делаем что-то совершенно иное, нередко противоположное первому, хотя сами этого не замечаем и продолжаем думать, что делаем то самое, что начали.
Все эти и многие другие вещи можно объяснить с помощью закона октав вместе с пониманием роли и значения "интервалов", которые то и дело меняют развитие силы, направляют ее по ломаной линии, поворачивают, превращают в "собственную противоположность" и так далее.
Такой ход событий, т.е. перемену направления, можно наблюдать во всем. После периода энергичной деятельности, или сильной эмоции, или правильного понимания, наступает реакция; работа становится нудной и утомительной: в чувство вкрадываются элементы усталости и безразличия; вместо правильного мышления начинаются поиски компромиссов, подавление трудных проблем или бегство от них. Но линия продолжает развиваться, хотя уже и не в том направлении, что вначале. Работа становится механической, чувство ослабевает, снижается до уровня обыденных событий, мысль становится догматической, буквальной. Так продолжается некоторое время, затем опять наступает реакция, происходит остановка и новое отклонение. Развитие силы может продолжаться, а работа, начатая с великим рвением и энтузиазмом, становится обязательной и бесполезной формальностью; в чувство входит множество посторонних элементов: беспокойство, утомление, раздражение, враждебность; мысль движется по кругу, повторяя то, что уже известно, и найти выход из этого положения становится все труднее и труднее.
То же самое происходит во всех областях человеческой деятельности. В литературе, науке, философии, в религии, в индивидуальной и, прежде всего, в общественной жизни, в политике можно наблюдать, как линия развития сил отклоняется от первоначального направления и спустя некоторое время идет в противоположном направлении, по-прежнему сохраняя за собой прежнее название. Изучение истории с этой точки зрения раскрывает удивительные факты, которые механическое человечество не желает замечать. Пожалуй, самые интересные примеры перемены направления можно найти в истории религий, особенно в истории христианства, если изучать ее беспристрастно. Подумайте, как много поворотов сил должно было случиться от Евангелия, проповедовавшего любовь, до инквизиции; или от аскетов первых веков, изучавших эзотерическое христианство, до схоластов, вычислявших, сколько ангелов может поместиться на острие иголки.
Закон октав объясняет многие явления в нашей жизни, которые иначе понять невозможно.
Первое - это принцип отклонения сил.
Второе - тот факт. что в этом мире ничто не стоит на одном месте, не остается тем, чем было; все движется, все куда-то перемещается, все меняется и неизбежно или развивается, или идет вниз, ослабевает и вырождается, иными словами, все движется или по восходящей, или по нисходящей линии октав.
И третье - что в развитии восходящих и нисходящих октав постоянно происходят флюктуации - подъемы и падения.
Пока мы говорили в основном об отсутствии непрерывности вибраций и отклонениях сил. Теперь нам необходимо понять два других принципа: неизбежность подъема или падения в каждой линии развития сил, а также необходимость периодических флюктуаций, т.е. подъемов и падений в любой линии, восходящей или нисходящей.
Ничто не в состоянии развиваться, оставаясь на одном уровне. Восходящая или нисходящая линия есть неизбежное космическое условие любого действия. Мы не понимаем и не видим этого, не видим, что на самом деле происходит вокруг и внутри нас, или потому, что не допускаем неизбежности спада, когда нет подъема, или потому, что принимаем спад за подъем. Вот две причины из числа фундаментальных условий нашего самообмана. Мы не видим первого факта, потому что полагаем, что вещи могут долго пребывать на одном и том же уровне: и не видим второго факта, потому что подъемы там, где мы их видим, фактически невозможны, как невозможно увеличить сознательность механическими средствами.
Научившись различать восходящие и нисходящие октавы в жизни, мы должны научиться различать подъем и падение в самих октавах. Какую бы область нашей жизни мы ни взяли, мы видим, что ни одно из ее явлений не способно оставаться одинаковым и постоянным: везде и во всем происходит как бы качание маятника, везде и всюду волны поднимаются и падают. Наша энергия в том или ином направлении, которая внезапно возрастает, а потом так же внезапно ослабевает, наше настроение, которое становится то "лучше", то "хуже" без какой-либо видимой причины, наши чувства, желания, намерения, решения - все это то и дело проходит через периоды подъема или упадка, усиливается или ослабевает.
И внутри человека существует, пожалуй, сотня маятниковэ которые движутся туда и сюда. Эти подъемы и падения, эти волнообразные флюктуации настроений, мыслей, чувств, энергии, решимости - все это суть периоды развития сил между "интервалами" октав, равно как и сами "интервалы".
От закона октав в его трех главных проявлениях зависят многие явления как психологической природы, так и непосредственно связанные с нашей жизнью. От закона октав зависит несовершенство и неполнота нашего знания во всех без исключения сферах. Это происходит потому, что мы начинаем движение в одном направлении, а потом, не замечая этого, продолжаем двигаться в другом."

Как уже было сказано, закон октав во всех его проявлениях был известен древней науке.
Даже наше деление времени, т.е. дней недели, на рабочие дни и воскресенья связано с теми свойствами и внутренними условиями нашей деятельности, которые зависят от общего закона. Библейский миф о сотворении мира в шесть дней и о седьмом дне, в течение которого Бог отдыхал от трудов своих, также является выражением закона октав или указанием на него, хотя и неполным.
Наблюдения, основанные на понимании закона октав, показывают, что "вибрации" могут развиваться разными способами. В прерванных октавах они просто начинаются и падают, исчезая или поглощаясь другими, более сильными вибрациями, которые их пересекают или идут в противоположных направлениях. В октавах, отклонившихся от первоначального направления, природа вибраций изменяется, и они дают результаты, противоположные тем, которых можно было ожидать вначале.
И лишь в октавах космического порядка, как нисходящих, так и восходящих, вибрации развиваются последовательно и правильно, следуя в том же направлении, в каком были начаты.
Дальнейшие наблюдения показывают, что правильное и регулярное развитие октав можно, хотя и редко, наблюдать во всех случаях жизни, в деятельности природы и даже в деятельности человека.
Правильное развитие октав зависит от того, что кажется случайностью. Иногда выходит так, что октавы, идущие параллельно данной, пересекающие ее или сталкивающиеся с ней, тем или иным способом заполняют ее интервалы - и этим позволяют колебаниям данной октавы развиваться свободно и безостановочно. Наблюдение за такими правильно развивающимися октавами устанавливает следующий факт: если в нужный момент, т.е. в тот момент, когда данная октава проходит через "интервал", она получает "добавочный толчок", совпадающий по силе и характеру с ее вибрациями, то октава будет беспрепятственно развиваться по первоначальному направлению, ничего не теряя и не изменяя своей природы.
В таких случаях наблюдается существенное различие между восходящими и нисходящими октавами. В восходящей октаве первый "интервал" возникает между "ми" и "фа". Если в этом пункте добавляется необходимая энергия, октава будет беспрепятственно развиваться до "си"; но между "си" и "до" ей потребуется для правильного развития гораздо более сильный добавочный толчок, чем между "ми" и "фа", потому что колебания октавы в этом пункте достаточно высоки, и, чтобы преодолеть остановку ее развития, потребуется большая интенсивность толчка.
С другой стороны, в нисходящей октаве крупнейший "интервал" возникает в самом ее начале, сразу же после первого "до", и материал для его заполнения очень часто находится или в самом "до", или в боковых вибрациях, вызванных этим "до". По этой причине нисходящая октава развивается гораздо легче, чем восходящая; и, перейдя "си", она беспрепятственно достигает "фа", где ей необходим "добавочный толчок", хотя и значительно более слабый, чем первый "толчок" между "си" и "до".
В большой космической октаве, которая достигает нас в виде "луча творения", можно видеть первый полный пример закона октав. Луч творения начинается с Абсолютного. Абсолютное - это Все. Все, обладающее полным единством, полной волей, полным сознанием, творит миры внутри себя, начиная таким образом нисходящую мировую октаву. Абсолютное являет собой "до" этой октавы. Миры, которые Абсолютное создает в себе, - это "си". "Интервал" между "до" и "си" заполнен волей Абсолютного. Далее процесс творения развивается силой первоначального импульса и "добавочного толчка". "Си" переходит в "ля", которым для нас является наш звездный мир, Млечный Путь. "Ля" переходит в "соль" - наше Солнце, Солнечная система. "Соль" переходит в "фа" - мир планет. И здесь между миром планет и нашей Землей появляется "интервал". Это значит, что излучения планет, несущие к Земле различные влияния, не способны достигнуть ее, точнее, не воспринимаются Землей, которая их отражает. Для того, чтобы заполнить "интервал", в этом пункте лучом творения создан особый аппарат для восприятия и передачи влияний, приходящих от планет. Этот аппарат - органическая жизнь на Земле. Органическая жизнь передает на Землю все влияния, предназначенные для нее, и делает возможным дальнейшее развитие и рост Земли, "ми" космической октавы, а затем ее "ре", или Луну, после чего следует второе "до" - Ничто. Между Всем и Ничто проходит луч творения.
Вы знаете молитву: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный"? Эта молитва пришла из древнего знания. "Святый Боже" значит Абсолютное, или Все; "Святый Крепкий" также означает Абсолютное, или Ничто, "Святый Бессмертный" означает то, что находится между ними, т.е. шесть нот луча творения с органической жизнью. Все три, взятые вместе, составляют одно; это нераздельная и неслиянная Троица."

Теперь мы остановимся на идее "добавочного толчка", который позволяет линии сил достичь намеченной цели. Как сказано ранее, толчки могут произойти случайно, хотя случай, конечно, - вещь весьма ненадежная. Но те же линии развития сил, которые оказываются выпрямленными благодаря случаю и которые человек иногда может увидеть, предположить или ожидать, более чем что-либо вызывают у него иллюзию прямолинейности. Иначе говоря, он думает, что прямые линии это правило, а ломаные и пересекающиеся - исключение. Это, в свою очередь, вызывает у него иллюзию возможности что-то делать, возможности достижения какой-то намеченной цели. В действительности человек ничего делать не может. Если его деятельность случайно приводит к результату, который напоминает первоначальную цель разве что по внешности и по названию, человек уверяет себя и других, что он достиг цели, которую ставил перед собой, и что любой другой человек также способен это сделать; и прочие ему верят. На самом деле, все это - иллюзия. Человек может выиграть и в рулетку; но его выигрыш будет случайностью. Достижение цели, которую человек поставил в своей жизни или в какой-то конкретной области человеческой деятельности, представляет собой точно такой же случай. Единственное различие здесь в том, что, играя в рулетку, человек знает, проиграл он или выиграл в каждом отдельном случае, т.е. на каждой ставке; а в деятельности, которой он занимается в жизни, особенно в деятельности такого рода, в которой участвует много людей и между началом и завершением которой проходят целые годы, человек легко может обмануться и принять "достигнутый" результат за желаемый, т.е. поверить в то, что он выиграл, тогда как в целом он проиграл.
Величайшим оскорблением для "человека-машины" будет сказать ему, что он ничего не может делать, ничего не может достичь, никогда не сможет прийти ни к какой цели, что, стремясь к одной цели, он неизбежно создает другую. Конечно, иначе и быть не может. "Человек-машина" целиком пребывает во власти случая. Его деятельность случайно может попасть в канал особого рода, созданный космическими и механическими силами, благодаря чему его действия некоторое время могут двигаться по этому каналу, вызывая иллюзию достижения определенных результатов. И вот такое случайное совпадение результатов с поставленными ранее целями или достижение целей в мелочах, которые не имеют никаких последствий, создают в механическом человеке убеждение, что он способен, как говорится, "покорить природу", "устроить свою жизнь" и так далее,
Разумеется, ничего подобного он сделать не может, потому что лишен власти не только над внешними предметами, но и над своими внутренними процессами. Последнее необходимо очень ясно понять и усвоить; вместе с тем, необходимо понять, что власть над внешними предметами начинается с приобретения управления внутренними процессами, с власти над собой. Человек, не способный управлять собой или ходом своих внутренних процессов, не сможет управлять ничем.
Каким же путем можно достичь управления?
Техническая сторона этого вопроса объясняется законом октав. Октавы могут развиваться в желательном направлении последовательно и непрерывно, если в нужные моменты они будут получать "добавочные толчки", - имеются в виду те моменты, когда вибрации затихают. Если же "добавочные толчки" в нужные моменты не появляются, октавы меняют направление. Возлагать надежды на то, что в нужные моменты случайные "толчки" придут откуда-то сами по себе, конечно неразумно; и тогда у человека остается выбор: или найти для своей деятельности такое направление, которое соответствует механической линии событий данного момента, иными словами, "идти, куда ветер дует" или "плыть по течению", даже в том случае, если это противоречит его внутренним склонностям и убеждениям или симпатиям; или примириться с тем, что все, что он делает, кончается неудачей; или же научиться распознавать моменты "интервалов" на всех линиях и применять к собственной деятельности метод, которым пользуются космические силы, создавая в необходимые моменты "добавочные толчки".
Возможность искусственных, т.е. специально созданных "добавочных толчков" придает изучению закона октав практический смысл и делает это изучение обязательным и необходимым, если человек желает отказаться от роли пассивного наблюдения того, что случается с ним и вокруг него.
Человек-машина" не может ничего делать. С ним и вокруг него все случается. Чтобы делать, надо знать закон октав, знать моменты "интервалов", уметь создавать необходимые "добавочные толчки".
Научиться всему этому можно только в школе, иначе говоря, в правильно организованной школе, которая следует эзотерическим традициям. Без помощи школы, самостоятельно, человек не сможет понять закон октав, найти точки "интервалов" и порядок "толчков". Он не сможет понять этого потому, что для такой цели нужны определенные условия, а их можно создать только в школе, которая сама создана на этих принципах.
Каким образом на принципах закона октав создается школа, будет объяснено в должное время. А это, в свою очередь, объяснит вам еще один аспект объединения закона октав с законом трех. Сейчас можно сказать только то, что в школьном обучении человеку даются примеры как нисходящих, творческих, так и восходящих, эволюционных, космических октав. Западная мысль, которая ничего не знает ни об октавах, ни о законе трех, - смешивает восходящие линии с нисходящими, не понимает, что линия эволюции противоположна линии творения, т.е. идет против нее, как бы против течения.
При изучении закона октав следует помнить, что октавы и их отношения друг к другу делятся на основные и подчиненные. Основные октавы можно уподобить стволу дерева, от которого отходят ветви боковых октав. Семь основных нот октавы и два "интервала", носители новых направлений, дают вместе девять звеньев цепи, три группы по три звена в каждой.


Рецензии