Стаканчики

- Добрый день, сегодня мы рассмотрим новую тему. Она называется «Развитие технологий и приспособляемость человека». Кто-нибудь из вас слышал об этой отрасли знаний?
В сферической студенческой аудитории, освещенной теплым светом газоразрядных ламп, которые дарили олдскульное освещение, за старомодными партами из переработанных материалов сидели парни и девушки.
Едва слышно жужжали кондиционеры, иногда на уровне ультразвука посвистывали кулеры вычислительные машины. Другая техника сохраняла торжественную тишину и только изредка давала о себе знать переливами цветных узоров на мониторе преподавателя.
У доски, на которой мерцала надпись «Теория № 152. Развитие технологий и приспособляемость человека», стоял мужчина лет двадцати в белых джинсах и в темно-синем пуловере поверх розовой рубашки. На его веселом и умном лице отлично смотрелась бородка, выращенная умелыми роботизированными барбер-руками.
В руках молодой доцент вертел карандаш, из тупого конца которого в пол бил зеленый луч указки.
Один парень, афроамериканец, в очках с тонкой хромированной оправой, жуя жвачку, поднял руку.
-  Да, Мэтью?
- Ну, это типа когда ты придумываешь шнурки, а потом, чтобы не наклоняться, заставляешь их завязываться усилием воли.
Он поднял ногу и положил ее на стол. По мановению его глаз шнурки на кроссовке развязались, приняли форму сердечка и снова обрели прежний вид.
- Хорошо. Но почему мы изучаем данную тему не в рамках курса, скажем, «История технологий», а в рамках Философского курса, причем из раздела Информационной философии человека? Кто мне скажет?
Молчание. Похоже, всем было не до размышлений. Многие увлеченно играли в игры. Одна девушка меняла цвет ногтей и узоры на них одним прикосновением тонера. Остальные просто ждали. Даже Мэтью не хотел ничего говорить.
- Для того, коллеги, чтобы вы поняли: человек есть  высшая форма разума во Вселенной! В течение последних двух столетий, пережив несколько научно-технических революций и их последствия, выраженные в обновлении человеческого материала , мы достигли такого уровня своего развития, когда с уверенностью можно сказать: человек – это высшая форма разумной жизни на данной планете. Выше нас по развитию может быть разве что некий теоретический бог.
Послышался смех.
- Да, как бы это не смешно звучало. Но исходя из теории вероятности, высшая от современного дизайнерского человека сущность уже будет обладать такими качествами, которые можно соотнести с качествами, которыми древние люди наделяли так глубоко почитаемых ими богов. Ученые Земли пока еще официально не связались ни с одним из этих существ и мы не имеем никаких прямых доказательств их наличия во вселенной. Кому интересно – тот может заглянуть в разделы «Практическая парапсихология» и «Метафизика».
Никто не заглянул. Никому не было интересно. Все ждали, когда думать начнет кто-то другой.
- Ну, пожалуй, приступим, - преподаватель опустился в анатомическое кресло, которое вознесло его к середине большого обзорного экрана, на котором появилось изображение старинного устройства, которое было подписано, как стакан.
- Старенький, да? Может, у ваших бабушек и остались такие, а?
Снова смех. В этой аудитории сидели люди, даты рождений которых отстояли друг от друга на десятки лет. Все они, тем не менее, выглядели, как и преподаватель, двадцатилетними молодыми людьми.
- Допустим, у нас есть этот стеклянный сосуд. И мы идем в поход. Все вещи, как бы ни странно это звучало, несем на себе. Необходимо уменьшить вес и сделать все максимально компактным и практичным. Что мы сделаем со стаканом?
- Сделаем его складным!
- Сделаем его плоским!
- Да, Господи, он же неудобен! Пусть он будет частью всего! А лучше сделать эту ерунду из силового поля. И все вещи тоже. Ходи голый с излучателем, и все дела!
Все посмотрели на девушку, занимавшуюся своими ногтями.
- Вы правы, Вика, - сказал преподаватель. – Безусловно, гораздо приятнее ходить голым, и все дела… - снова послышался смех. – Вы все правы. Но первое мнение было самым верным. Ибо когда человек изобрел колесо, потом была телега, а не прыжковый нанофайзер, с помощью которого можно перемещаться во всех известных двенадцати стандартных измерениях.
Он взглянул в окно, за которым простирались кучевые облака, окрашенные закатным солнцем Океании. И продолжил:
- Все развивалось постепенно. Это называется эволюция. Значит, действительно нужно сделать стакан складным. Пусть это будут цилиндры, входящие один в один. Что нам будет мешать в такой конструкции?
- Негерметичные соединения?
- Верно! Для этого, - на экране кольца сменились другими, полимерными, – нужно изменить материал. Но можно подумать: зачем нам нужны раздельные части, когда можно из этого материала сделать одну часть и заставить её принимать ту форму, которую мы пожелаем! Пусть это будет кольцо, - на экране возникло металлическое кольцо с натянутой внутри темной пленкой, - с мембраной. Из этой мембраны мы вылепим стакан. Как, скажите, сделать так, чтобы сначала он был пластичным, а потом принял нужную нам твердость? Ибо сперва нам нужно придать ему форму, а потом уже мы будем из него пить!
- Температура, - одновременно сказали несколько людей.
- Допустим. Будем регулировать эти процессы с помощью температуры. Пусть от холода он размягчается, а от тепла твердеет. Но как пить из него зимой?
По экрану полетели миллионы снежинок, они засыпали дома и деревья, и это была визуальная проекция чьей-то ментальной схемы.
Преподаватель обвел зал глазами. Было видно, что тема их заинтересовала, но кое-кто уже начинал зевать. Два м;лодца играли с маленьким медвежонком-роботом. Они завязали ему глаза и пальцами толкали вперед-назад. Они настолько увлеклись этим занятием, что даже похрюкивали от удовольствия, не замечая разговора.
- Создадим вокруг стакана оболочку. Сделаем полоску переключателя, реагирующую на тепло пальцев, или два пузырька – нажал на один – все перетекло в другой, и свойства поменялись. Кстати, здесь можно использовать не только температуру, но и химические реакции, электроток и даже радиацию.
Все эти примеры были показаны на доске. Преподаватель поднялся из кресла и, подойдя к столу, оперся о него пальцами.
- Далее мы сделаем его частью нашей одежды, заставим подчиняться мысленным командам и превратим в одно из универсальных взаимозаменяемых звеньев окружающего нас мира. Теперь, надеюсь, вам понятно, почему Homo sapiens magnifico – это венец природы, наиболее культурное и цивилизованное существо? Потому что человек постоянно развивается и приспосабливает мир под себя!
Птичьей трелью прозвенел звонок.
- Если вопросов нет, все свободны.
Все встали и, толкаясь, вышли из аудитории.
После студентов осталось с десяток стаканчиков, которые уже съеживались, сгорали, утилизируясь самостоятельно. Нацарапанные на партах буквы и картинки исчезали, вновь превращаясь в ровную поверхность. Огрызки фруктов, шелуха от орехов, обертка от конфет, туловище и оторванная голова того самого маленького плюшевого андроида – все это шипело на полу, исчезая само по себе.
У девушки, которая все время урока занималась своими ногтями, за пять минут, пока она шла по коридору, внутри растворился никому не нужный венец природы. Потому что ей надоело быть беременной и совсем не хотелось рожать.


Рецензии